ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ Учебник
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Предмет и задачи валеологии как науки в системе национального образования
1.2. Понятие о здоровье и его составляющие
1.3. Здоровье как практическая и культурологическая проблема
1.4. Здоровье и болезнь
1.5. Цель и задачи валеологического образования педагогических работников
1.6. Законодательная и нормативно-правовая база Украины как основание для реализации прав ребенка на жизнь и здоровье
РАЗДЕЛ 2 СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ
2.1. Демографическая ситуация в Украине на рубеже двух веков
2.2. Основные болезни, что является непосредственной причиной смерти современного человека
РАЗДЕЛ 3 ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
3.1. Понятие о социальном здоровье и его зависимость от условий жизни человека в обществе
3.2. Системы защиты и приспособления организма здорового человека
3.3. Биологические ритмы и здоровье
3.4. Экологическое мировоззрение человека как обязательный элемент валеологического мировоззрения
РАЗДЕЛ 4 НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
4.1. Физическая составляющая здоровья
4.2. Антропометрические данные и их оценка
4.3. Нормальные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы
4.4. Нормальные показатели функционирования дыхательной системы
4.5. Нормальные показатели функционирования мочеполовой системы
4.6. Нормальные показатели функционирования эндокринной системы
4.7. Нормальные показатели функционирования пищеварительной системы
4.8. Двигательная активность и здоровье
4.9. Гиподинамия, ее вредное влияние на здоровье
4.10. Формирование и коррекция осанки у детей дошкольного и школьного возраста
4.11. Питание и здоровые. Критерии рационального питания
4.12. Причины и механизмы возникновения кариеса зубов и болезней парадонтоза и их предотвращение
4.13. Токсичные вещества в пище
РАЗДЕЛ 5 ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ
5.1. Понятие о психическом здоровье
5.2. Психоэмоциональные стрессы и здоровье
5.3. Вредное влияние стресса на здоровье человека
5.4. Причины нервно-психических отклонений у учащихся
5.5. Преодоление психологической перегрузки
5.6. Этика общения - одна из составляющих психического здоровья человека
5.7. Валеологические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе
5.8. Влияние учебного процесса на здоровье учащихся
5.9. Обще-педагогический принцип: бережное отношение к здоровью детей
5.10. Духовность и здоровье
5.11. Гармония человека и природы - источник духовного здоровья
5.12. Роль учителя в усвоении учащимися общечеловеческих духовных ценностей
РАЗДЕЛ 6 СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
6.1. Тенденции распространения вредных привычек среди детей и молодежи
6.2. Влияние табакокурения на организм человека
6.3. Медико-биологические и психологические аспекты алкоголизма
6.4. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты наркомании
6.5.Основні причины и правовые аспекты подростковой наркомании
6.6. Влияние наркотиков на физическое и психическое здоровье, репродуктивную функцию человека
6.7. Методические аспекты профилактики и раннего выявления токсикоманий у несовершеннолетних
РАЗДЕЛ 7 ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ И ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
7.1. Анатомия и физиология репродуктивной системы
7.2. Половое созревание, физическое и психолого-социальная характеристика периода ранней юности
7.3. Половое воспитание детей и подростков
7.4. Формирование и сохранение репродуктивного здоровья
7.5. Планирование семьи
7.6. Биологические, психологические и социальные основы формирования семьи
7.7. Аспекты течения физиологической беременности
7.8. Здоровье будущих родителей и ребенка
7.9. Причины, приводящие к проблемы беременности
7.10. Медико-генетическое консультирование, принципы, общие положения
7.11. Методы контрацепции
7.12. Профилактика аборта как фактора сохранения репродуктивного здоровья женщины
7.13. Факторы, нарушающие репродуктивное здоровые
РАЗДЕЛ 8 ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ВСЕСТОРОННЯЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПУТЬ УЛУЧШЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
8.1. Общая характеристика инфекционных болезней
8.2. Иммунитет
8.3. Инфекционные болезни крови
8.4. Противоэпидемический режим в детских коллективах, где находятся ВИЧ-инфицированные дети
8.5. Инфекционные болезни органов дыхания
8.6. Инфекционные болезни, передающиеся половым путем
РАЗДЕЛ 9 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОЙ ДОЛГОЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ
9.1. Сущность оздоровительных систем
9.2. Природные средства оздоровления
9.3. Основные принципы и требования к индивидуальных оздоровительных систем
9.4. Самодиагностика заболеваний на ранней стадии
9.5. Очищение организма
9.6. Рациональная организация трудовой деятельности