РАЗДЕЛ 5
ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ
5.7. Валеологические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе
В охране психического здоровья подрастающего поколения важное место принадлежит соблюдению валеологических принципов организации учебно-воспитательного процесса в школе. Дети в общеобразовательной школе учатся в течение 12-ти лет и учебная деятельность является ведущей. К основным задачам валеологических принципов организации учебно-воспитательного процесса в школе относятся:
- создание у учащихся осознанной мотивации на здоровый образ жизни путем приобретения определенных теоретических и практических знаний и формирования валеологического мировоззрения для гармоничного психического развития детей;
- обеспечение учебной нагрузки с учетом возрастных особенностей детей;
- учет биоритмов работоспособности при организации учебного процесса с целью предотвращения усталости и переутомления учащихся;
- правильная организация труда и отдыха школьников;
- предупреждение психотравмирующих ситуаций в школе;
- введение валеологических технологий в учебно-воспитательную работу учреждений образования, обеспечивающих возникновение положительных эмоций в процессе обучения.
Существенным элементом валеологического принципа организации учебно-воспитательного процесса в школе является учет индивидуальных особенностей каждого школьника, которые обусловлены различными факторами: возрастом, полом, состоянием здоровья, способностями, работоспособностью, уровнем подготовки. Эксперты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют ориентироваться на возрастное развитие ребенка, поскольку учебными программами учитывается только паспортный возраст, а не биологический, то есть фактически достигнутый уровень развития, в том числе и психическое.
Таким образом, зная основы валеологии, перед педагогами и школьными психологами стоит задача охраны психического здоровья детей как в направлении профилактики неврозов, так и в обеспечении оптимального уровня нервно-психических функций.
Оптимальное функциональное состояние организма в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса, соблюдение гигиенических норм учебной деятельности.
В основе учебной деятельности лежит умственная работоспособность. Это требует от педагога знаний особенностей умственного труда и обеспечение комфортных условий для ее организации.
На современном этапе бурного развития науки и техники в условиях реформы образования возникла необходимость усвоения большого объема информации в процессе обучения, что предъявляет повышенные требования к психофизиологическим возможностям организма ученика. В связи с увеличением объема информации, введением инновационных технологий у учащихся возникает нервно-психические перегрузки, которое приводит к ассенизации нервной системы, развития различных психосоматических заболеваний и, соответственно, к ухудшению состояния здоровья учащихся. Поэтому наряду с совершенствованием педагогических и психологических средств оптимизации обучения все более актуальной становится разработка психогигиенических основ учебной деятельности, глубокое изучение работоспособности учащихся. С целью предупреждения утомления и соответственно повышение умственной работоспособности важное значение имеет соблюдение гигиенических требований к рабочему месту, его освещения, удобной позы при работе.
Важное значение для улучшения умственной работоспособности имеет отдых. Основными видами отдыха являются ежегодный, еженедельный, ежедневный, а также кратковременный в течение дня. Для здоровья и работоспособности учащихся опасно пренебрегать ежедневным и особенно еженедельным отдыхом от учебной деятельности, ведь он является физиологической потребностью организма. Лучшими его формами является пребывание на свежем воздухе, прогулки, занятия физкультурой и спортом.
Одним из наиболее важных элементов гигиены умственного труда является рациональное питание. Оно должно отвечать общим гигиеническим принципам с учетом особенностей обменных процессов при умственной работе, поэтому главное внимание нужно уделять обеспечению качественного полноценного питания, сводится к необходимости компенсировать энергетические затраты организма и наличия в рационе всех необходимых пищевых веществ. Энергетические затраты при умственной работе небольшие.
Для улучшении памяти ученые рекомендуют:
1. Морковь, что облегчает заучиванию наизусть, стимулирует обмен веществ в мозге. Перед зубрежкой стоит съедать тарелку тертой моркови.
2. Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Чтобы удержать в памяти большую часть текста или музыки, нужно много витамина С содержится в шиповнике, петрушке, лимонах, ананасах, смородине. Достаточно выпить в день стакан ананасового сока. К тому же эти продукты малокалорийные.
С. Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти. Действует благодаря высокому содержанию жирных кислот. Суточная доза - половина плода.
Для лучшей концентрации внимания полезны:
1. Креветки - деликатес, снабжает головной мозг важными жирными кислотами не дают ослабнуть вниманию. Суточная доза - 100 грамів. солить креветки следует только после их кулинарной обработки.
2. Лук репчатый помогает при умственном и психическом переутомлении, способствует разжижению крови и улучшает снабжение мозга кислородом. Употреблять как минимум половину луковицы.
3. Орехи нужны при умственном «марафон» (доклады, конференции, симпозиуме, концерте) или длительной поездке за рулем. Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Для творческого «озарения» целесообразно ежедневно употреблять:
1. Инжир, который содержит вещество, которое по своему химическому составу близка к аспирину, и эфирное масло, разжижает кровь лучше снабжает мозг кислородом, что очень важно длялюдей творческой профессии.
2. Тмин, эфирные масла которого стимулируют всю нервную систему. Кто нуждается улучшенные творческой активности мозга, должен пить тминный чай из расчета две чайные ложки измельченных семян на стакан кипятка.
Творческую активность мозга улучшают:
1. Капуста, которая снимает нервозность, снижает активность щитовидной железы. Для снятия напряжения стоит есть салат из капусты.
2. Лимон освежает мышление, облегчает восприятие информации благодаря большому содержанию витамина С. Перед сложным занятием полезно выпить стакан лимонного сока.
3. Черники улучшают кровоснабжение мозга. Наилучший эффект дают свежие ягоды.
Творческую активность головного мозга повышает также сок древовидного алоэ, березовый сок, кофе из желудей, чай из центурии, настой радиолы, маточное молочко, почки сосны, ягоды колючего терна.
Таким образом, физиологически обоснованный режим труда и отдыха, оптимальные гигиенические условия во время обучения в школе и дома, рациональное питание, физкультура и спорт - важные элементы гигиены умственного труда, соблюдение которых является необходимым для сохранения здоровья и высокой работоспособности.
Сохранения высокой работоспособности, предупреждения утомления и переутомления учащихся возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого надо принимать во внимание восемь компонентов школьной жизни: продолжительность урока, продолжительность учебного дня и недели, организация собственно урока, расписание уроков, перемены, экзамены, общественно-полезный труд и каникулы. Основным видом деятельности школьника является учеба. Поэтому важное значение имеет гигиеническое нормирование учебной нагрузки. Основным критерием психолого-гієнічної оценки учебной нагрузки является его соответствие функциональным возможностям организма ребенка на каждом возрастном этапе. Педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы при соответствии нагрузки возрастным возможностям детей обеспечивать правильное гармоничное развитие.
Задача школы заключается в том, как за меньшее количество учебных часов усвоить больше учебного материала, который постоянно совершенствуется. В решении этой проблемы можно выделить следующие направления:
- разработать новые средства и методы преподавания, направленные на активизацию резервных возможностей человека;
- увеличить продолжительность всего периода обучения в школе, что позволит уменьшить ежегодное, а соответственно и ежедневная нагрузка;
- сделать узкую специализацию школ с созданием специализированных программ обучения с большим или меньшим количеством уроков из тех или иных дисциплин.
Сохранение высокой работоспособности в течение учебного дня, недели, четверти и т.д содействует правильно составленное расписание уроков. При составлении расписания уроков нужно придерживаться таких принципов:
- первый принцип учета динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета, т.е. на дни и часы высокой работоспособности отвести предметы сложные, а на дни и часы сниженной работоспособности - предметы «попроще». На первые уроки, приходящихся на
фазу впрацювання, целесообразно отводить предметы средней сложности, на вторые и третьи (в старших классах и на четвертые) - предметы максимальной сложности, на предпоследние и последние уроки - легкие предметы;
- второй принцип - правильное составление расписания уроков - чередование предметов по степени сложности. Учитывая этот принцип, целесообразно ставить один за одним два достаточно сложных предметы с различным характером материала (например, математика и иностранный язык). Однотипные предметы (русский язык и литература, физика и химия) ставить рядом не рекомендуется;
- третий принцип - избегание сдвоенных уроков по одному предмету, поскольку они вызывают значительную усталость.
Особое место в расписании уроков должно быть отведено контрольным работам, которые сопровождаются очень высоким психоэмоциональным напряжением, поэтому для них нужно отводить дни и часы высокой работоспособности. Не рекомендуется ставить в день более одной контрольной работы.
- Основной формой учебно-воспитательного процесса является урок, поэтому большое значение имеет его утомляемость. Согласно «Закону о среднем образовании» продолжительность в общеобразовательных учебных заведениях составляет в первых классах - 35 мин, во 2-4 классах 40 мин, в 5-12 классах - 45 минут.
На функциональное состояние организма школьников большое влияние оказывает структура урока. Поэтому важное значение имеют правила построения урока, включающих оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемостью.
Правильная организация урока прежде всего предполагает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы «впрацювання» первые 3-5 мин нагрузка должна быть относительно небольшим, что дает возможность школьникам постепенного «вхождения» в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период длится 15-20мин, а в средней и старших классах - 20-25 мин) нагрузка должна быть максимальной. Затем его необходимо снизить, потому что начинает развиваться утомление.
Важная раль в сохранении высокой работоспособности на уроке принадлежит фізкультхвилинкам (фізкультпаузам, упражнения должны быть направлены на активизацию мышц позы тела (наклоны туловища, повороты головы), мышц нижних конечностей (приседания, разгибания и сгибанием стоп). Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения на укрепление мышц глаз. Это могут быть круговые движения глазами в одну и другом направлении (повторить 4-6 раз), медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и наоборот, потом
- справа налево и обратно (повторить 10-12 раз). Положительное влияние оказывает также сильное зажмурювання (на 5-10 сек), быстрое моргание, легкие надавливания на веки закрытых глаз в течение 1-2 секунд.
Для снижения усталости от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек, дыхательные упражнения.
Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает не только правильная регламентация продолжительности урока, но и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразный, монотоннішний урок, тем быстрее развивается утомление. Особенно это касается учеников начальных классов в связи с быстрым развитием позамежового торможения. Кроме того, в начальной школе обучение должно базироваться на чувственном восприятии, на использовании первой сигнальной системы, что преобладает над второй. Лучшим способом для этого является наглядный метод обучения.