РАЗДЕЛ 3
ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
3.4. Экологическое мировоззрение человека как обязательный элемент валеологического мировоззрения
Человек является сложной, самоорганизованным, саморегулирующейся системой, функционирование которой в значительной мере зависит от ее взаимодействия с внешней средой. В глобальном измерении человек как высший уровень живых организмов относится к биосферы. Биосфера - область жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть литосферы, гидросферу, В биосфере живые организмы (живая материя) ее среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную органическую систему. На нее распространяются все закономерности функционирования биосферы и организмов, что ее заселяют, с изменениями биосферы связано развитие общества, а также глобальные и локальные угрозы человеческой жизни.
В то же время человек является элементом экосистемы - совокупности (единого комплекса) организмов и условий их существования, неживых компонентов окружающей среды (атмосферы, почвенный покров, водоемы), находящихся во взаимосвязях и взаимодействии, в результате которых происходит биотический (греч. bios - жизнь), круговорот, обмен веществ и энергии. Образуют экосистему организмы и весь комплекс физических факторов. Они могут быть устойчивыми и храниться длительное время и краткосрочными (например, искусственные водоемы).
Среда функционирования человека охватывает не только природные, но и техногенные и социокультурные элементы. Это означает, что ее жизнедеятельность происходит в антропоекосистемі, которой, как правило, считают однородно заселен (по определенным критериям) пространство, которому свойственны однородные для определенного времени формы взаимодействия людей с окружающей средой. Антропоекосистему формируют такие компоненты и процессы: природа, ее загрязненность, населения, его культура, уровень образования, здоровье, экологическое сознание, социально-бытовые условия жизни, хозяйственная деятельность и другое.
Человек не является пассивным, вполне зависимости от внешней среды существом. Благодаря своей уникальной телесно-душевной организации она смогла подняться над миром животных, стала общественной личностью, способной планомерно и целенаправленно действовать, изменяя окружающий мир, свою жизнь и собственную сущность. Духовно-культурное господство над природой (одновременно с зависимостью от нее) выделяет человека среди живых существ, делает ее творцом своей жизни, его материальных, духовных и культурных реалий. Кроме того, человек способен отделять значу еще, ценностное от полезного, целесообразного, функционального, что обогащает особым смыслом ее жизни и формы взаимодействия с окружающей средой.
Создание человеком реалий своего материального бытия, утверждение духовных ценностей происходило в процессе и благодаря познанию, использованию ею природных закономерностей, поэтому человеческие творения в значительной мере повторяют творения природы. Все глубже постигая ее закономерности, используя ее потенциал для своих целей, человек не всегда действовала взвешенно, наносила вред окружающей среде и себе. Научить человека осознавать себя неотъемлемым элементом природного мира, учитывать и рационально, без негативных последствий, использовать его закономерности и взаимозависимости является обязательным элементом валеологического мировоззрения.
Экологическое мировоззрение является важным фактором обеспечения выживания человеческой популяции, гармонизации биологического взаимодействия человека с окружающей средой. Бесконечное разнообразие индивидуальных жизненных путей постоянно требует соотносительности человеческого бытия с природными ритмами Вселенной, ибо лишь естественное развитие человека как сложного, самоорганизующегося, саморегулирующегося организма гарантирует его гармоничность. Обретение человеком валеологического мировоззрения экологических знаний является предпосылкой целенаправленных усилий по сохранению своего здоровья.