Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 4

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

4.9. Гиподинамия, ее вредное влияние на здоровье

Гиподинамия - это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.п. Гиподинамия в школьном возрасте часто связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой ее учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятия спортом.

Гиподинамия вредно влияет не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Физическая работа относится к физиологически важным элементам нормальной жизнедеятельности, она влияет на костно-суставной аппарат, дыхание, обмен веществ, эндокринную равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому соответствующий уровень двигательной активности гармонично формирует организм анатомически и функционально, определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, до болезненных факторов. Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратных функциональных нарушений, а порой и ускорить возникновение патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артериосклероз).

Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Вследствие ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно-сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).

При гиподинамии сужаются мельчайшие артериальные и венозные сосуды, уменьшается количество функциональных капилляров в тканях, изменяется состояние центральной нервной системы, возникает так называемый астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней; дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические. Недостаточная подвижность школьника и длительное пребывание в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновения сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка может вызвать более явное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение.

Большинство расстройств, которые возникли из-за недостаточную мышечную деятельность, обратные. Для лечения гиподинамии используют индивидуальный двигательный режим с постепенным увеличением нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышц сердца. Больным, которые длительное время находятся на постельном режиме, назначают комплекс лечебной гимнастики. Предотвращает гиподинамии полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, посещение плавательных бассейнов, лыжный спорт, физическая труда на приусадебных участках и т.д.

Негативное влияние гиподинамии ярко проявился во время первых длительных космических полетов, когда еще не было разработано эффективных средств для ее предотвращения. У космонавтов развивалась дистрофия скелетных мышц, размягчались кости вследствие выхода из них кальция, значительно снижалась физическая работоспособность.

Особенно гиподинамия негативно влияет на сердечно-сосудистую систему: ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов. Все это приводит к тому, что человек не может находиться в вертикальном положении. Сосуды нижних конечностей, у которых слабый тонус, растягиваются и в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела. Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается, человек при этом может потерять сознание. Развивается так называемый гравитационный шок.

Вредное влияние гиподинамии проявляется прежде всего в снижении обмена веществ и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других крайне важных органов, уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижается способность крови переносить кислород.

Снижение затрат энергии при гиподинамии даже за нормального питания вызывает увеличение жировой ткани. Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, которые оседают на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, способствуя нарушению кровообращения.

При гиподинамии уменьшается двигательная активность и выделение пищеварительных соков в органах пищеварения. Ухудшается переваривание и усвоение питательных веществ, снижается устойчивость организма к инфекционным недугам. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются лишь в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.

Для предотвращения развития этой болезни большое значение имеет оздоровительная физическая культура, которая является одним из важнейших условий развития организма человека. Во время физических упражнений срабатывают мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, эндокринная и пищеварительная системы.

Физические упражнения по характеру их выполнения подразделяют на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, когда длительное время повторяется один определенный законченный двигательный цикл. Это ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и все время изменяется в ходе их выполнения. Это гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры (теннис, бадминтон, футбол, хоккей, волейбол и т.д), гигиеническая, ритмическая, атлетическая и производственная гимнастика.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, повышают силу и выносливость мышц, скорость реакции и координацию движений, гибкость и подвижность в суставах, действуют на приспособительные возможности нервно-мышечного аппарата.

Физические упражнения действуют на организм человека по-разному: развивают скорость (спринтерский бег, плавание, езда на велосипеде на небольшие дистанции); развивают ловкость (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки, горные лыжи, волейбол, бадминтон); развивают выносливость (марафонский бег, велосипедные шоссейные гонки, спортивные игры, лыжные гонки, альпинизм, гребля); развивают силу (тяжелая атлетика, единоборства, атлетическая и спортивная гимнастика, скалолазания).

Все виды спорта имеют много общего, взаимно. Только при условии умелого и комплексного применения физических упражнений согласно возрастных и физиологических возможностей с учетом индивидуальных особенностей и способностей под контролем учителя

физической культуры или тренера, врача или самоконтролем можно постоянно формировать, сохранять и укреплять здоровье человека, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Физические упражнения дадут желаемый эффект только при условии соблюдения основных валеологических принципов: систематичности занятий, постепенного увеличения нагрузки, соответствующей периодичности, которая дает возможность организму отдохнуть и восстановить силы. Только в сочетании с интеллектуальным и духовным развитием и самосовершенствованием двигательная активность создает условия для гармоничного физического развития личности. В сочетании с духовностью, умом и здоровьем гармония тела составляет величайшее сокровище, которым может обладать человек. Физические упражнения, физическая работа оказывают очень большое влияние на телесное, умственное и психическое развитие человека, особенно в первые годы ее жизни. Они положительно влияют не только на физическую работоспособность, но и стимулируют рост и развитие всех органов и систем организма. Поэтому двигательная и физическая активность является исключительно важным, фундаментальным фактором формирования, сохранения, укрепления здоровья и развития человека.