Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.9. Обще-педагогический принцип: бережное отношение к здоровью детей

Важную роль в предупреждении нервно-психических у здоровых детей имеет соблюдение обще педагогического принципа: «бережное отношение к здоровью детей».

С первого класса учитель должен «формировать у учащегося потребность в обучении, познавательных мотивах обучения, которые очень важны для развития личности ребенка. Желание учиться формируется сначала на легком материале, а затем сложность материала повышается. Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский отмечал, что «все уйдет в прах, если не будет желания учиться. А желание приходит только от успехов».

Личность учителя для учеников первого класса имеет значительно большее значение, чем организация режима дня и ряд других валеологических факторов для адаптационного периода.

Отношения педагога с учениками формирует самооценку школьника, его самосознание. Сложность решения этого вопроса заключается в том, что в классе есть ученики с разным типом темперамента. Если учитель не учитывает особенности темперамента учащихся на уроке, холерики и сангвиники, выполнив задание (быстро, но не всегда качественно) начинают мешать другим ученикам. Это вызывает недовольство учителя и замечания в адрес учеников. Меланхолики и флегматики, наоборот, возмущаются быстрым темпом и большим количеством задач. Поэтому учитель, чтобы избежать проблем с поведением на уроке, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и придерживаться гигиенических рекомендаций по организации умственного труда. Учитель должен помнить, что урок должен быть насыщенным, но не утомительным и скучным. Для повышения степени усвоения учебного материала нужно чередовать различные виды работ: сложные задачи чередуются с довольно простыми, устные - с письменными.

Залогом успешного обучения В. О. Сухомлинский считал целенаправленное формирование потребности учиться. В начальной школе ученик с помощью учителя должен научиться учиться. Стимулом обучения должно стать желание больше знать, что формируется под влиянием умело и правильно сказанных слов. С помощью слова можно исправлять недостатки в характере, снимать усталость, нервное напряжение.

Защитой школьников от нервных срывов является соблюдение режима труда и отдыха, полноценное питание, двигательная активность, психологическая гимнастика.

Чтобы предотвратить нервным перенапряжением, жестоким стрессам, которые приводят к возникновению самых разнообразных неврозов у школьников, учитель должен придерживаться таких психогигиенических мероприятий: прежде всего, не кричать, не повышать голос на детей, как можно меньше раздражаться, меньше делать замечаний. Это полезно как для детского организма, так и для личного.

Второе, не перегружать учащихся учебной работой, но и не оставлять их недогружены. Непосильные задачи, требования, которые невозможно выполнить, ночное бодрствование, потому что много задали на дом, - все это приводит к нервному срыву. Однако скукоту от вынужденного бездействия - тоже тяжкое испытание для детского организма. Лекарства здесь одни - разумный баланс между крайностями.

Третье - борьба со страхом. Тревожное ожидание, беспокойство, нервозность - истоки многих болезней. Учитель не должен быть причиной заболеваний учащихся. В классе не должно быть запуганных детей, отношения с учениками должны строиться на принципах взаимного уважения и ответственности. Дети не должны бояться учителя, вызова к доске, контрольной работы и др.

Четвертое. Часто и умело хвалить ученика, чаще шутить, улыбаться. Атмосфера психологического комфорта в классе способствует улучшению здоровья и психологической адаптации учащихся, помогает быть внимательными, избегать скрытой несправедливости, обиды, пренебрежения. Плохое самочувствие, плохое настроение ребенка - все это должно отмечаться вовремя, учитываться и исправляться.

Пятое. Борьба с гиподинамией. Любой урок стоит наполнять игрой и движением. Что дает несколькочасовой недвижимость во время занятий, которую не компенсирует школьная физкультура? Для некоторых детей ограничена подвижность - настоящее испытание, потому что монотонность уроков меняется шумом на переменах и чрезвычайно вредит здоровью.