РАЗДЕЛ 7
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ И ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
7.3. Половое воспитание детей и подростков
Нормальное сексуальное развитие детей и подростков невозможен без соответствующего полового воспитания. Оно начинается с детства.
Не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросу рождения человека до тех пор, пока она не спросит сама. Если же вопрос прозвучал, отвечать нужно правильно, хотя и в доступной для ребенка форме. У большинства детей такие вопросы возникают в возрасте от 3 до 6 лет. После этого возраста ребенок не обращается за объяснением к родителям, успевает получить ответ со стороны, причем нередко в форме, что оказывает негативное влияние на ее дальнейшую жизнь. Не следует замалчивать этой темы, нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней.
Для полового воспитания важное место принадлежит семье, где воспитывается ребенок. Родители - лучшие учителя. Особое значение имеют взаимоотношения родителей, эмоциональная атмосфера в которой растет ребенок. Внимательное, заботливое отношение, уважение отца и мамы друг к другу воспитывают соответствующий стереотип поведения: буду сильным и добрым, как папа, или заботливым и нежным, как мама. И наоборот: взаимное неуважение, ссоры вызывают беспокойство в душе ребенка и приучают с раннего детства к циничности, грубого отношения к близким. Поэтому советы молодым родителям такие:
1. Атмосфера доверия в семье. Выслушивать детей и давать им правильные и ясные ответы. Дети должны знать о половое созревание все, чтобы в будущем не испытывать страха перед чем-то незнакомым.
2. Называть половые органы правильно. Помните, что у человека нет органов «хороших» и «плохих».
3. Никогда не кричать на ребенка, даже если она ругается, занимается мастурбацией, играет в сексуальную игру. Здесь лучше отреагировать шуткой.
4. Не бояться говорить ребенку правду о его рождении, не говорите про аиста и капусту.
5. Своевременно доводить до сведения подростка что такое менструация, эрекция, поллюции.
6. Рассказать о гомо - и гетеросексуалізм, проституцию, болезни, которые передаются половым путем.
Опыт, полученный в семье за годы формирования ребенка, оставляет незабываемый след. Он является тем балансом, на котором в будущем проходит становление человека как личности и его отношение к семье, общества и других людей. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Очень важно, чтобы правильное отношение к сексуальной проблемы, которое сформировано в семье, получило дальнейшее развитие. Поэтому начиная с начальных классов нужно обратить внимание на то, чтобы не допустить развития антагонизма между мальчиками и девочками.
Примерно с 10-12 лет начинается «трудный» возраст, период полового созревания. Тогда больше всего может помочь ребенку мама, папа и педагоги, рассказать о физиологические механизмы и анатомические особенности половой системы девушек и парней.
Содержание половой образования основывается на следующих принципах:
- объективность, правдивость, научность в освещении всего спектра вопросов, связанных с репродуктивной функцией человека, интимными отношениями; разъяснение сложных для понимания вопросов должно вытекать из устоявшихся законов природы и общества и быть с ними в гармонии;
- любая информация и методика ее освещение должно направляться на формирование позитивного отношения к проблемам человеческой сексуальности, культа семьи, личного счастья;
- адресность сексуального просвещения предполагает доступность информации, учитывая возрастные возможности детей, учета воспитателями индивидуальных и социальных условий их развития, приобретенного опыта;
- национальный компонент содержания учебно-воспитательной работы предусматривает ее осуществление на основе широкого использования различных видов народного творчества, достижений народной педагогики в воспитании семьянина; традиционным является отношение украинского народа к семье, любви, материнства и отцовства как в больших ценностей в жизни человека;
- половое просвещение, воспитательная работа должны включать элементы сексуальной стимуляции ребенка. Пренебрежение этим, средствами массовой информации, привели к многих извращений в сексуальном поведении современных подростков и юношества;
- сексуальное просвещение детей и юношества требует естественности поведения взрослых. Дети часто не осознают связи между обсуждаемым вопросом и эротикой, но им хорошо передастся афектація взрослых. Тема эротики масс оставаться в содержании полового просвещения и занимать равноправное место среди интересов и проблем детей. Авторитетность источника сексуального просвещения основывается на том, что порнографическая литература несет в себе грубый компонент, который вульгаризирует содержание информации. Поэтому к учебно-воспитательного процесса по вопросам сексуальной культуры должны привлекаться специалисты-медики, психологи. юристы, учителя с соответствующей подготовкой;
- последовательность, системность полового просвещения детей и юношества предполагает преемственность в передаче знаний в ходе учебно-воспитательной работы.
Половое воспитание должно проводиться непрерывно и с учетом психосексуального развития ребенка: дошкольное учреждение - школа - высшее учебное заведение. Именно на этом аспекте следует акцентировать внимание при подготовке будущих учителей и воспитателей. Свои знания будущие педагоги должны использовать при проведении полового воспитания в учебно-воспитательных заведениях.
Одной из задач полового воспитания является формирование этикетных норм в отношении материнства и отцовства. Первичным очагом, необходимым условием формирования материнства и отцовства является семья. Именно в своей семье у девочек и мальчиков воспитываются поло-семейные ролевые качества и предпосылки к крепкому браку формируются у девочки путем воспитания благородных черт женственности, у мальчиков - рис мужества.
Подготовка девочки к материнству, мальчика до отцовства основывается на физиологических механизмах, истории развития семейно-брачных отношений и морально-этических норм общества, в котором постоянно происходят изменения модели материнства, соответствующие изменения в собственных общественных отношениях. Меняется и отношение женщины к своей роли матери.
Говоря об отцовстве в его широком значении, ученые имеют в виду совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых человеком в отношении своих детей.
Если материнский инстинкт направлен на сохранение потомства, заботу о нем, то родительский ориентирован, главным образом, на защиту матери и детей. Как материнский, так и отцовский - это, прежде всего, инстинкт продолжения рода. Большую роль при этом играет его социальная обусловленность, поскольку человек может выжить только в сообществе, для нее большое значение имеет пример родителей и норм, которые культивируются в обществе.
В общественной жизни рассмотрению взаимоотношений мужчина - женщина уделялось большое внимание с давних времен. В Украине идеалом была полная семья: муж, жена, дети. Народная педагогика утверждает, что супружеская пара - ось семьи, а любовь двоих - мужчины и женщины - становится основой для созидания жизни. Дети укрепляют семью. Они украшают семью, дарят радость, продолжают родословную.
Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности играют значимую роль в проявлениях материнского отношения. Известно, что для ухода за малышом наличие материнского инстинкта является необходимым условием. Однако неготовность к материнству с психологической точки зрения является одной из причин отсутствия материнской поведения. Женщина, которая никогда не наблюдала за процессом ухода за грудным ребенком, даже при наличии материнского инстинкта, не способна обнаружить признаков материнства, которые формируются во время длительных повседневных наблюдений девушки за поведением старших женщин в семье в отношении малыша.
Таким образом, материнская поведение формируется на основе инстинкта под влиянием обучения и семейного воспитания.
Одним из аспектов поло-ролевой дифференциации является соотношение ролей отца и матери. Через физиологические особенности женского организма (вынашивание, вскармливание ребенка женщина больше, чем мужчина причастна к репродуктивному процессу. В мужском жизненном цикле нет аналога такому событию, как роды, хотя некоторые культуры создают его искусственно.
В формировании чувства материнства (отцовства) C.B. Диденко выделяет следующие факторы:
1. Наличие инстинкта материнства (отцовства) в прародителей родителей - соответствующий генетический углубленный влияние среды в виде положительного опыта семейных отношений в детстве.
2. Желание иметь детей, установка на них.
3. Положительная психоэмоциональная установка на беременность.
4. Нежность к будущему ребенку, желание общаться с еще нерожденным малышом.
5. Чувство жалости и сострадания к ребенку, радость от первого крика.
6. Чувство близости с ребенком, тесный телесный контакт с ней.
7. Эмоциональная отзывчивость матери и т.д.
Одним из необходимых условий формирования материнства является родительская семья. Поэтому большинство зарубежных исследователей подчеркивают на неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, которые отказались от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений.
Важная роль в формировании материнства принадлежат школе. В процессе воспитания учащихся особое значение имеет формирование культа Матери. Любовь к матери и уважение к женщине имеют единую сущность. В школах проводят вечера, посвященные матери, сборы: «Наша мама», школьные праздники «Восславим женщину-мать», «Я люблю тебя мама!» и т.д. В младших классах учат стихи о маме, проводят беседы «Наши мамы-героини» и т.д. В школах целесообразно оборудовать стенды, посвященные материнству, например, «Берегите наших матерей». Целесообразным является проведение школьных праздников Матерей, где презентуют собственные изделия мам.
Отцовство является не менее значимым фактом в жизни мужчины, чем материнство в жизни женщины. Если материнство, как правило, предусматривает не только зачатие и рождение, но и выкармливания, выращивания потомства, то родительский взнос у многих лиц сводится практически лишь к акту оплодотворения. Сегодня в связи с изменением положения женщины в обществе, происходит поворот к «новому отцовству», осознание мужчинами ответственности за семью и детей. Отношение к отцовству мужчины начали осознавать, как важно быть не просто физиологическим отцом, но и разделять функции матерей. Почти все молодые родители до и особенно после рождения первого ребенка испытывают сомнение, смогут ли они хорошо ухаживать за ней, воспитывать. Оказывается, что вжиться в роль матери, стать хорошим отцом - не так уж и просто. И даже, если молодых готовили к реализации воспитательной функции семьи, отцовства, они встречаются с определенными трудностями. Считается, что чем раньше отец приобщается к уходу за малышом и чем с большим удовольствием он это делает, тем крепче его родительская любовь.
Суметь научиться с первых дней жизни ребенка видеть в ней личность, которая развивается, которой нужны и мать, и отец, любовь и внимание каждого из них - первое задание отца.
Роль учителя в плане полового воспитания и образования, содействие формированию репродуктивного здоровья среди учащейся молодежи является важнейшей и сводится к следующим задачам:
1. Предоставление учащимся полной и правильной информации относительно пола, половых отношений и т.п.
2. Развивать персональные и коллективные навыки учащихся по укреплению репродуктивного здоровья.
3. Создать в учебном заведении среду, что сможет стимулировать учеников к выбору наиболее благоприятного для их здоровья образа жизни.
4. С целью получения свободы в своей профессиональной деятельности заручиться поддержкой общественных и медицинских организаций и учреждений.
5. Принимать активное участие в защите концепции поддержки репродуктивного здоровья не только в школе или семье, а и в обществе в целом.
Все эти задачи дополняют друг друга и наглядно демонстрируют разнообразие сфер влияния, где должны применяться программы содействия формированию репродуктивного здоровья. Действия учителя не должны ограничиваться только школой и внеклассной работой, а распространяться на общество в целом.
Следовательно, учитель несет очень большую ответственность за улучшение репродуктивного здоровья нации. И следует надеяться, что воплощение в практику и неукоснительное выполнение школьных программ содействия репродуктивного здоровья закрепит навыки учеников, и когда они закончат
школу, смогут благодаря приобретенным знаниям, защищать здоровье собственной семьи, что крайне важно для улучшения демографической ситуации в стране, поскольку гармоничные семейные отношения являются фактором увеличения рождаемости, а сочетание социально-психологического компонента семейных отношений с медицинским станет залогом того, что рожденные дети будут здоровыми.