РАЗДЕЛ 5
ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ
5.2. Психоэмоциональные стрессы и здоровье
Современный человек подвергается много факторов риска, постоянно испытывает повышенных психических нагрузок, что негативно влияет на состояние ее нервной и сердечно-сосудистой систем, снижает сопротивляемость организма. Например, это психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками или психологическими травмами, которые часто сочетаются со стрессом.
Стресс - это совокупность общих, неспецифических биохимических, физиологических и психологических реакций организма, возникающие вследствие действия чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, которые вызывают «напряжение» функций организма.
Термин «стресс» (англ. Stress - давление, напряжение) впервые ввел канадский ученый биолог Г. Селье (1936) для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя. Как правило, такая реакция возникает в ответ на чрезвычайные для организма раздражения. Он считал, что именно конфликты организма со средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных воздействий (тренируя их), что полная свобода от страха губительна. При действии стрессоров на психику возникает психическое или психоэмоциональный стресс.
При стрессе рефлекторно начинают действовать нервные и гуморальные механизмы. Кора мозга посылает импульсы к ретикулярной формации и гипоталамуса, возбуждается симпатический отдел нервной системы, а мозговой слой надкірників секретирует в кровь катехоламины. Под их влиянием в гипоталамусе увеличивается образование кортиколіберину, который стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона, а он, в свою очередь, обеспечивает образование и выход глюкокортикоидов из коркового слоя надпочечников. Эти гормоны повышают резистентность (сопротивляемость организма в отношении любых стресс-факторов) проявляются стадии тревоги, резистентности, истощения).
По Г. Селье, в развитии стресса выделяют три основные стадии: стадию опасности, при которой мобилизуются защитные силы организма; стадию резистентности, или защиты, во время которой организм приспосабливается к от стрессогенной ситуации; стадию истощения как следствие длительного воздействия стресса.
Иначе говоря, стресс в широком понимании - это и реакции организма, связанные с ожиданием стресса (стресс ожидания), и реакции непосредственно на источник стресса (стресс), и реакции последействия стресса (післястрес). То есть различают три фазы стресса.
Стресс ожидания Г. Селье трактовал как мобилизационный стресс, за которого включаются защитные механизмы организма, помогая ему подготовиться к определенного напряжения. Центральная нервная система активирует синтез и выведение в кровь гормонов надпочечников (в первую очередь адреналина и норадреналина), вследствие чего их концентрация в крови может быстро увеличиваться в несколько раз. Причины этого стресса могут быть различными. Это - волнение перед экзаменом, ответственным выступлением, решающим разговором и т.д. Роль первой фазы стресса (стресса ожидания) заключается не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организма, но и предоставить ему в нужный период энергию для эффективной реакции.
Собственно стресс. Подготовленный в первой фазе организм в необходимый момент может реализовать максимум своих возможностей. Спортсмен достигает высоких результатов на соревнованиях, чем на тренировках, студент на экзамене лучше соответствует, чем во время учебы. Это - эустресс (полезный стресс). Он всегда связан с желаемым положительным эффектом. Такой стресс является необходимым условием развития орнанізму.
Однако напряжение не может продолжаться слишком долго. Чрезмерно длительный стресс может привести к срыву. Г. Селье назвал такое явление дистрессом. Дистресс всегда неприятен, связанный с негативным эффектом. Дистресс, или гіперстрес, быстро истощает надпочечники, а это приводит к расстройствам механизмов адаптации.
Післястрес. В этой фазе стресса выделение адреналина в кровяное русло во время отдыха уменьшается. Биохимические и физиологические показатели постепенно возвращаются к исходным уровням.
Различают следующие стадии психического (эмоционального) стресса:
- игнорирование психотравмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальными затратами энергии. Такое реагирование свойственно всем людям, но доминирующим является для детей и инфантильных, демонстративных (истероидных) лиц, которым не свойственны глубокие психологические переживания;
- возбуждение, которое характеризуется хаотичным проявлением активности, направленной на ликвидацию психотравмирующей ситуации. Эта форма реагирования свойственна активным людям. Она сопровождается регрессией возраста, поворотом в детских форм психических проявлений. Такие люди воспринимают только язык ребенка (нужен сенсорный контакт) и эмоции;
- стадия депрессивного состояния, что объясняется расходом энергии, поэтому по своей сути является реактивной. При этом имеет место интенсивная психическая работа с осознанием того, что случилось, поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Такая форма реагирования преобладает у людей меланхолического склада, помочь им можно сочувствием, пониманием и энергетическим резонансом;
- стадия концентуалізації - принятие решения, новой концепции дальнейшей работы, восприятие жизни. Люди философского склада являются лучшими концентуалізаторами. Особенно отчетливо динамика адаптационной перестройки проявляется при острых психических стрессах, психологических травмах. Если ситуация затягивается, то возникает хронический психический стресс, который проявляется признаками невроза - эмоциональной неустойчивостью, плохим самочувствием, фрустацією (катастрофы), раздражительностью, появлением вегетативных расстройств.