Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 4

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

4.1. Физическая составляющая здоровья

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных показателей, которые характеризуют развитие организма и дают возможность определить запасы его физических сил, выносливость, работоспособность.

Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. Его характеризуют масса и форма тела, состояние нервной регуляции и утомляемость. Размеры тела как результат процесса роста связаны со всем комплексом функциональных свойств: основным обменом и отдельными видами обмена веществ и нейротрофічними регуляціями. Вследствие этого морфологический тип является основным в характеристике физического развития человека, а физиологические тесты характеризуют отдельные свойства организма. При высоком и положительном связи структурных и функциональных показателей организма морфологическая характеристика дает возможность непосредственно оценить запас физических сил. Для определения морфологического (структурного) типа используют показатели основных размеров тела.

Физическое развитие детей и подростков отражает закономерность роста и развития, процесс созревания организма, а также его морфологическое состояние в каждом возрастном периоде. В онто - и филогенезе он зависит как от биологических факторов (наследственности), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климато-географических и других условий окружающей среды.

Под влиянием неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, улучшение условий способствует его повышению. Зависимость его от социальных факторов выявили многие ученые мира. Физическому развитию детей способствует повышение жизненного уровня населения, рациональное питание, нормальные условия для воспитания и обучения, физическая культура и спорт. Показатели физического развития детей всех возрастных групп улучшается не только благодаря благоприятной динамике процессов роста организма, но и вследствие ускорения развития детей, что называют акселерацией.

Взаимозависимость физического развития и состояния здоровья особенно проявляется в период роста организма. Наличие хронических заболеваний негативно влияет на уровень физического развития детей, нарушая сроки возрастного развития, вызывая дисгармонию морфологического статуса.

При изучении физического развития применяют унифицированные методы антропометрических исследований (антропометрия). Из всех многочисленных морфологических и функциональных признаков чаще всего принимают во внимание: длину тела (рост), массу тела, окружность грудной клетки, жизненный объем легких, мышечную силу рук, становую силу; оценивают состав тела, состояние опорно-двигательного аппарата, форму позвоночника, грудной клетки, ног, осанку; определяют степень отложения жировой подкладки и развитие вторичных половых признаков. Программа исследования физического развития может меняться в зависимости от обследуемого контингента и цели обследования. Индивидуальный физическое развитие оценивают, сопоставляя показатели отдельных признаков со стандартами или типовыми средними значениями.

Для определения средних показателей физического развития обследуют большую группу практически здоровых людей в сравнительно короткий срок. Результаты обследований обрабатывают методом вариационной статистики. Отдельные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующей группы населения.

Общепринятых стандартов физического развития нет. Для определенной возрастно-половой группы, определенной территории разрабатывают шкалу регрессий физического развития (корреляционный анализ), по которой проводят индивидуальную и групповую оценку.

Особенно ценной является разработка так называемых зональных стандартов физического развития населения отдельных территорий, сходных по географическими, экономическими и экологическими условиями.

При изучении физического развития детей и подростков применяют также индивидуальный метод, то есть метод динамического наблюдения в течение многих лет. Этот метод дает возможность выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с условиями жизни (питанием, режимом, перенесенными болезнями и т.д.).

Стандарты физического развития и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы коррекции и шкалы расчета по длине тела) широко используют в практике медицинских учреждений, особенно детских, для индивидуальной оценки физического развития.