РАЗДЕЛ И
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Предмет и задачи валеологии как науки в системе национального образования
Здоровье - это основное условие реализации физических и психических возможностей и способностей личности. Здоровье - это одна из величайших ценностей человека, это то, без чего она не может быть счастливой. Здоровье можно оберегать, формировать, укреплять только путем целенаправленной и напряженной работы над собой, приобретая знаний. Здоровье - это знания основ здорового образа жизни, то есть порядка жизнедеятельности, который бы сохранял и даже приумножал здоровья, а не разрушал его. Таким образом, речь идет о необходимости научить каждого человека «науке здоровья». Такая наука называется «валеология» (от латышского слова «вале» - быть здоровым и «логос» - наука, учение. Итак, валеология отрасль знаний о формирование, сохранение, укрепление, воспроизводство и передачу потомкам здоровья.
Объектом современной медицины является больной человек. И наука в основном лечебная, а усилия профилактической медицины направлено, главным образом, на защиту людей от определенных заболеваний. А объектом валеологии является здоровый человек и человек, находящийся в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью. Задачей валеологии является не только констатации, что человек находится в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью, но и разработка методов и способов выведения из него, а также предотвращения этому состоянию с целью улучшения здоровья.
Таким образом, валеология сосредотачивает свои усилия на ликвидации болезней (этим занимается в основном медицина), а на недопущении их, создавая условия для предотвращения их возникновения. Валеология имеет преимущественно прикладной характер и дает практические рекомендации человеку для поддержания здоровья на всех уровнях: духовном, психическом, физическом и социальном. Основной целью этой науки является воспитание здорового, полноценного члена общества. Итак, валеология - наука о закономерностях и механизмах здоровья человека, знание которых позволяет ей формировать, сохранять и укреплять свое здоровье, придерживаясь здорового образа жизни, профилактического применения оздоровительных систем, гармоничного физического и духовного развития.
Отцом современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1980 году впервые предложил этот термин, а в 1982 - научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они указывали на важность образа жизни, окружающей среды и бережного отношения к себе, для сохранения и укрепления здоровья. На принципах валеологии основывается много методов народной медицины.
Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые. В начале 60-х годов XX века львовские медики, профессора С. М. Павленко и С. Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и синології (от латинского слова сане - оздоравливать, исцелять и греч. - генезис - происхождение, развитие и логос - наука, учение). В 80-х годах XX века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г. Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определение здоровья и многих методов валеологического мониторинга (наблюдение, оценка и прогноз состояния здоровья человека с целью формирования, сохранения, укрепления, воспроизведение, передачу здоровья гражданам Украины), является одним из краеугольных факторов в дальнейшем развитии Украинского государства, развития украинского общества вообще. Его метод определения физического здоровья позволяет каждому узнать свою «количество здоровья» на данный момент и спрогнозировать его динамику на будущее.
Основоположником школьной валеологической науки и практики является выдающийся педагог Украины. О. Сухомлинский. Он в своей книге «Сердце отдаю детям», в разделе «здоровье, Здоровье и еще раз здоровье» утверждает: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина из них ~ о здоровье».
Здоровье ребенка В. Сухомлинский воспринимал глубинно, существенно и комплексно - с педагогической точки зрения, а не в медицинском толковании, как отсутствие болезней. «Педагог имеет дело с мыслящей материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в значительной степени зависит от здоровья ребенка. Эта зависимость очень тонкая и важковловима. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, - одна из важнейших задач учителя».
В. Сухомлинский, исходя из своего опыта, обращает внимание на аспекты формирования и сохранения здоровья детей, начиная с дошкольного учреждения, что является актуальным и на сегодняшний день.
Во-первых. При подготовке детей к школе он обращает особое внимание и родителей, и педагогов на здоровье детей, а не только на овладение элементами чтения, писания и начальных основ математики. «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать Надо также знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика-без этого нельзя нормально учить». В соответствии с этим подает практические рекомендации родителям за лето перед школой оздоровить детей, закалять их, позаботиться, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе, как можно больше потребляли овощей и фруктов.
Во-вторых. Подчеркивая важность здоровья ребенка, особенно в первые годы обучения, В. Сухомлинский не вводит практику обучения здоровью к образованию и преподаванию его как предмета. Поскольку возрастные особенности детей таковы, что они воспринимают мир образно и эмоционально учит здоровью не словом, а самой организацией школьной и внешкольной жизни ученика, его духовной взаимодействием с учителем. «Школой радости» он называет начальную школу, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ, которого с детьми связывают многогранные эмоциональные отношения в дружном коллективе. Это основа психического и эмоционального здоровья детей и учителей.
По-третье. Большое внимание В. Сухомлинский уделяет природному источнику оздоровлению детей: утренняя гимнастика, душ, летом - купание в пруду до поздней осени и хождение босиком, путешествия в лес, в поле. Важно, чтобы дети большую часть суток в любое время года бывали на свежем воздухе, много двигались и не засиживались над учебниками сразу после школьных занятий. Нельзя чтобы домашняя умственная работа утомляла. Вторую половину дня дети должны проводить не над учебниками и не в закрытом помещении.
Природа - это сад здоровья, физического и духовного, как утверждал великий педагог. Школа под голубым небом,уроки мышления в природе - то путешествие к источнику эмоций, образного восприятия мира, единения с прекрасным и начало духовного здоровья детей и подростков. Большое значение придавал В. Сухомлинский здоровью - физическому, психическому, нравственному и духовному - учителей, потому что без этого трудно достичь ожидаемых результатов и у детей.
Труда педагога-новатора из природного воспитания и гармоничного развития детей, в том числе и их здоровья, является источником научных и практических достижений, из которых каждый учитель может много полезного взять для своей практики.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека, его механизмы, а объектом - здоровый человек, поэтому валеологию еще определяют как науку о здоровье человека или здоровье здоровых. Для этого, чтобы поддерживать здоровье здорового человека необходимо иметь специальные знания, навыки и определенные убеждения. Поэтому валеология тесно связана с другими науками: физиологией, анатомией, гигиеной, педіатрією, спортивной медициной и лечебной физкультурой, физиотерапией и клинической терапией, хирургией и другими отраслями медицины, а также философией и психологией, педагогикой, физикой и химией, историей и астрономией, географией и экологией, биологией и архитектурой, филологией и математикой, другими науками. В последнее время развивается педагогическая (школьная) валеология, которая изучает методы и содержание валеологического воспитания учащейся молодежи; санология, или медицинская валеология, которая изучает закономерности проявлений здоровье человека, методы его диагностики, не медикаментозного оздоровления и укрепления здоровья здоровых людей.
Основными методами валеологии, которые позволяют определить уровень здоровья человека и следить за ним, является изучение функционального состояния основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной, иммунной, центральной и вегетативной нервной системы). Определение индивидуальной «количества и качества здоровья» с помощью современных методов функциональной диагностики позволяет выявить даже незначительное снижение энергетического потенциала и адаптационных возможностей организма еще задолго до развития клинических проявлений заболевания. Это в свою очередь, дает возможность своевременно принять необходимые профилактических оздоровительных мероприятий и предотвратить болезни.
Значительно увеличиваются возможности функциональных методов исследования, когда они объединяются в определенный комплекс или систему, что позволяет вывести один суммарный (интегральный) показатель «количества здоровья» у конкретного человека, группы людей или всей популяции (населения), а также предусмотреть (дать прогноз), как будет развиваться здоровья человека в будущем. Если этот интегральный показатель определять систематически, через определенные промежутки времени, а затем полученные показатели сравнить между собой, тогда мы будем иметь валеологический мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния здоровья человека с целью формирования, сохранения, укрепления, воспроизведение, перадача (ФЗЗВП). Таким образом, валеологический мониторинг - это система или комплекс морфофункциональных диагностических исследований, проводимых в течение соответствующего времени, которые дают суммарный (интегральный) показатель «количества» и «качества» здоровья отдельного человека, группы людей (класс, школа, город, область) или популяции. Валеологический мониторинг дает возможность выявить зависимость между индивидуальным образом жизни человека и «количеством» и «качеством» ее здоровье в течение определенного промежутка времени. Это, в свою очередь, позволяет уменьшить влияние или устранить патогенные факторы (которые предопределяют развитие болезни) и осуществить необходимую коррекцию способа сохранения и смещение здоровья человека или группы людей.
Увеличение или уменьшение «количества и качества здоровья» позволяют утверждать о соответствии или несоответствии образа жизни, учебного, производственного или тренировочной нагрузки индивидуальным особенностям человека, дать прогноз возможных заболеваний, если человек будет продолжать так жить. Коррекция факторов, формирующих здоровье человека, позволяет поддерживать здоровье человека или популяции на стабильном уровне или повышать его с помощью валеологических систем или соблюдения принципов здорового образа жизни. Выявление и своевременное устранение причин, которые вредно влияют на здоровье, дают возможность каждому человеку постоянно следить за своим здоровьем и при необходимости, применяя те или иные оздоровительные методы, формировать его. Выдающийся физиолог И. П. Павлов писал: «Человек - высший продукт природы, но для того, чтобы получить наслаждение от сокровищ природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
Одним из путей формирования и сохранения здоровья детей и молодежи, предусмотренных Государственной национальной программой «Дети Украины» (Указ Президента Украины от 18.01.1996 г. № 63/96), является создание и развитие валеологического образования. Ее главной целью является формирование валеологического мировоззрения и поведения учащихся, мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого лица к процессу созидания своего здоровья.
Валеология как учебный предмет представляет собой систему научных и эмпирических (народных) знаний, умений и практических навыков, которые необходимы для воспитания валеологического мировоззрения и поведения, устойчивых мотиваций на здоровый образ жизни и безопасной жизнедеятельности как важного условия и мощного механизма формирования, сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья молодежи. Валеологические знания дают возможность формировать в себе сознательное бережное отношение к здоровью как условия реализации духовного, творческого и физического потенциала, как эффективного метода предотвращения инфекционным, соматическим и психическим заболеваниям, болезням, которые передаются половым путем, а также приобрести навыки безопасной жизнедеятельности, чтобы избежать травматизма и несчастных случаев, получить умение первой медицинской само - и взаимопомощи в экстремальных условиях.
Валеологічне обучение и воспитание должно осуществляться двумя взаимодополняющими направлениями: через учебный курс и интегративными связями с другими предметами. Таким образом, учебный курс валеологии дает теоретические основы и практические навыки формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья, обобщает, систематизирует и дополняет знания валеологического направления, полученные в других образовательных областях.
Валеология должна обеспечивать реализацию следующих задач:
- ознакомление учащихся с основными валеологічними принципами и закономерностями жизнедеятельности человека;
- создание устойчивых эмоциональных установок на валеологічну поведение и здоровый образ жизни, формирования, сохранения и укрепления здоровья;
- воспитание в учащихся осознание, что человек является частью Природы, и что состояние ее здоровья формируется и зависит от природных факторов и установление гармоничных отношений с природой и обществом;
- сознательное овладение учащимися валеологічними знаниями, умениями и навыками и активное творческое их применение с целью формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья.