Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 7

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ И ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

7.2. Половое созревание, физическое и психолого-социальная характеристика периода ранней юности

В период полового созревания происходит выделение гамет у индивидов мужского и женского пола и продукция гормонов, которые создают условия (морфологические, метаболические, поведенческие) гаметам для их слияния при оплодотворении с образованием яйцеклетки.

Основной регуляторный механизм полового созревания - нейрогуморальный. Он начинается с увеличения секреции гонадотропных гормонов аденогіпофізом под влиянием стимулирующих влияний с гипоталамуса.

Гонадотропные гормоны вызывают выделения в кровь большего количества половых гормонов. Под влиянием эстрогенов у девочек И андрогенов у мальчиков растут и созревают половые органы, а также формируются вторичные половые признаки. Тестостерон в мужском организме способствует сперматогенеза, а эстрогены в женском организме стимулируют пролиферацию эпителия яичников.

В период половой зрелости половая функция полноценно развитая и делает возможным размножение.

Половое созревание у мальчиков происходит от 11 до 18 лет. Первые его признаки - увеличение размеров яичек и полового члена. В яичках начинают созревать сперматозоиды и вырабатывать мужской половой гормон. Он поступает в кровь и под его влиянием формируются вторичные половые признаки: появляются волосы на лобке, под мышками и на лице, быстро растут скелет (ежегодно рост может увеличиваться на 10 см) и мышцы. Плечи расширяются, а таз остается узким. Это придает фигуре мальчика мужского силуэта. Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, голос становится ниже, устанавливается присущ мужчине зрелого возраста тембр голоса Изменение голоса называют мутацией. Под влиянием полового гормона усиливается секреция кожных желез, особенно на лице и спине. Иногда они воспаляются и тогда появляются угри, которые обычно исчезают до 21-23 лет. Сроки наступления полового созревания и его интенсивность зависят от многих факторов: наследственных особенностей, бытовых и социально-экономических условий, состояния здоровья, характера питания, климата и т.д.

С 14 лет начинает выделяться сперма. Ее непроизвольное выделение происходит во время сна. Это явление называется полюцією. Поллюции свидетельствуют о том, что семенники развиваются нормально, мальчик становится юношей. Они бывают в среднем 1-4 раза в месяц, периодически, чаще или реже. Повышению частоты поллюций способствуют чрезмерно мягкая постель, тесная одежда, острая с приправами пища (особенно на ночь), употребление алкоголя, чтение возбуждающей литературы, малая подвижность.

Образование сперматозоидов и половых гормонов в мужском организме продолжается до 50-55 лет, затем постепенно прекращается.

Половое созревание у девочек происходит от 9 до 16 лет. В это время увеличивается выделение гормонов гипофиза, которые стимулируют рост яичников, в которых начинают вырабатываться половые гормоны. Под их влиянием развиваются женские вторичные половые признаки: молочные железы, волосы на лобке и под мышками, интенсивно растет и развивается скелет.

Развитие вторичных половых признаков у девушек происходит иначе, чем у парней: расширяются тазовые кости, а плечи остаются узкими. Примерно через два года (в возрасте 12-14 лет) у девочек начинаются менструации - признак созревания яйцеклетки в фолликулах яичников, которая длится от 3 до 6 дней и происходит регулярно (у большинства женщин - через 28 дней). У девочек-подростков менструации нерегулярные, перерывы бывают до нескольких месяцев. Это не должно вызывать беспокойства. Через 2-3 года цикл становится регулярным. Между 45-50 годами наступает менопауза (менструации становятся нерегулярными, короткими или продолжительными, а затем совсем исчезают).

Характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст начинается, как правило, где-то в 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков. В это время происходят значительные изменения функциональной активности нервной и эндокринной систем, что обеспечивает быструю коренную перестройку детского организма, которая предопределяет переход от детства к взрослости. Поэтому этот возрастной период называется еще переходным.

Одной из существенных особенностей подросткового периода-бурное физическое и половое развитие, что проявляется стремительным увеличением роста и массы тела, размеров конечностей, появлением вторичных половых признаков. В отдельные годы рост подростков может увеличиваться на 8-10 сантиметров.

В это время можно заметить специфические особенности внешнего вида подростков: непропорциональность частей тела, вытянутостью фигур (худощавость), определенная не координированность (угловатость) движений и т.д., хотя степень проявления этих изменений в значительной степени зависит от телосложения (типа конституции), генетических (наследственных) особенностей, а также от способа и условий жизни того или иного подростка.

Рост мышц часто не «успевает» за быстрым ростом костей рук и ног. У подростков из-за преобладания роста отдельных частей тела в длину грудь и таз немного отстают в развитии, поэтому дети в этот период, как правило, имеют узкий таз и узкие грудь.

Чрезвычайно интенсивно происходит рост и формирование наружных и внутренних половых органов подростков, имеет большое физиологическое значение: репродуктивная система «готовится» к выполнению главной биологической функции человека - продолжение рода. Появление менструации обусловливает появление у многих девушек чувство взрослости, переоценку ценностей. Но время при этом может возникать депрессия, страх, отчаяние, временное ощущение собственной неполноценности. Во время менструации у девушек может ухудшаться общее самочувствие, аппетит, их может беспокоить головная боль и боли внизу живота и пояснице, у многих снижается настроение, появляется раздражительность, капризность, склонность к негативизма и т.д.

У мальчиков внешние проявления пубертатной перестройки менее определенные: в них кроме быстрого увеличения роста и изменения пропорций тела можно отнести так называемые юношеские угри на лице, ломку голоса (мутация голоса), появление эрекции и поллюции (непроизвольные выделения семенной жидкости во сне). Все это также влечет определенные переживания у мальчиков, но, конечно, не такие сильные, как у девочек, что в основном и определяет психологическую разницу в сверстников разного пола.

Одной из существенных особенностей физиологических изменений в раннем юношеском возрасте является бурное физическое развитие, что проявляется быстрым увеличением массы тела, завершением формирования вторичных половых признаков, внутренних и наружных половых органов.

В этот период особенно активно функционируют гипофиз, половые железы (яичники у девочек и яички или семенники у мальчиков) и щитовидная железа. Начиная с 14-15-летнего возраста, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы пробуждает и стимулирует функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников, щитовидной железы и половых желез обусловливают повышенный обмен веществ в организме, интенсивное развитие органов и систем, рост костей скелета и т.д., способствуют завершению развития вторичных половых признаков.

Основными внешними проявлениями физического развития в период ранней юности является формирование фигуры тела в соответствии с пола. В это время можно заметить специфические особенности внешнего вида юношей и девушек. Если 13-14-летние подростки отличались вытянутостью и непропорциональностью частей тела, девушки несколько опережали ребят, то 15-17-летние юноши и девушки характеризуются более сформировавшимися фигурами соответственно мужского или женского типа.

В этот период отмечается усиленный рост мышц. Если до 13-14 лет мышцы составляют около 33 % от общей массы тела, то в 16-17 лет - уже почти половину (в среднем 44 %). В отдельных юношей от 14 до 17 лет рост может увеличиваться на 20-30 см, а вес на 25-27 кг, но следует отметить, что наивысшего уровня физического развития организм человека достигает 20 лет.

У девушек после 12-13 лет темпы роста и увеличение веса несколько замедляются и в 16-17 лет основные антропометрические показатели юношей и девушек выравниваются, а в 17-18 лет рост юношей превышает этот показатель у девушек на 9 %, а масса тела - на 12 %, преимущественно за счет развития скелетных мышц.

Особенно интенсивно формируется скелетная мускулатура и фигура юношей и девушек при условии достаточной двигательной активности, занятиям физкультурой или спортом. Чрезвычайно важно максимально использовать этот период, чтобы сформировать у ваших детей красивую фигуру, правильную осанку, развить выносливость и адаптационные механизмы, что станет хорошей предпосылкой сохранения и укрепления здоровья во взрослой жизни.

Быстро растет мышечная сила. Происходит так называемая дифференциация и специализация мышечных волокон. Благодаря этому снижается некоторая не координированность движений, которая была присуща подросткам, появляется и развивается способность к тонких и сложных движений. Замечено, что если в этот период юноша или девушка не овладеют сложными движениями (трудовыми, спортивными, танцевальными и т.д.), во взрослом возрасте это наверстать будет значительно труднее.

Период появления и становления менструации чрезвычайно ответственный и важный этап развития репродуктивной системы девочки-подростка. Менструальный цикл, как правило, устанавливается не сразу. Вот почему в это время девочка должна находиться под особым наблюдением детского или подросткового гинеколога, педиатра или семейного врача, поскольку несвоевременное выявление нарушений развития или заболеваний органов половой системы, сердца или почек может стать причиной первичного бесплодия и навсегда лишить женщину несравненной радости материнства.

Половое развитие чрезвычайно усиливает интерес старшеклассников к лицам противоположного пола и одновременно повышает внимание к своему внешнему виду, одежде. Вот почему часто девушки начинают чрезмерно использовать косметику, делают эпатирующие прически, имеют специфическое отношение к одежде. Ребята тоже придумывают разные способы, чтобы выделить себя среди сверстников. Популярными среди юношества стали татуировки, пирсинг (прокалывание кожи в области надбровних дуг, губ, носа для сережек, различных металлических украшений). В молодежной среде престижным является употребление сленга (трансформирована речь, ненормативная лексика), что обусловило возникновение так называемой подростковой субкультуры.

Вообще, самооценка своей внешности занимает важное место у старшеклассников в сравнении себя с «эталонами» красоты, мужественности и женственности. Острое восприятие недостатков внешности в этом возрасте обусловлено высокой ценностью ее в самосприйнятті и межличностном общении. Не случайно интерес своей внешностью занимает у молодежи одно из центральных мест.

Юноши начинают увлекаться различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мышцы, формируют фигуру. С этой же целью девушки посещают занятия по аэробике, шейпингу, фитнес-клубы, интересуются различными диетами и т.д.

Довольно часто низкая самооценка внешности влияет на формирование низкой самооценки других личностных качеств, что отрицательно действует на психическое здоровье.

Юношам и девушкам необходимо осознать, что различные недостатки и изъяны внешности - явление временное, переходное. Становясь взрослыми, люди начинают понимать и осознавать, что главными ценностями является не внешняя красота, а внутренняя привлекательность человека, его богатый внутренний мир, достоинство, доброта, честность, духовность.

Важным условием нормального психического и социального развития и формирования личности юношей и девушек является окружение друзей, с которыми они постоянно общаются, проводят свое свободное время. Умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения имеет большое значение для подготовки к взрослой жизни.

Когда юноша или девушка чувствуют, что отношения с взрослыми их не удовлетворяют, они обращаются за признанием к сверстникам, их не так совершенны разговоры «ни о чем», совместное прозябании в длительных тусовках, компаниях сверстников, которые порой приобретают асоциального толка, - все это поиск понимания, поддержки, психологической защищенности, самоутверждении.

Важным признаком зрелости старшеклассников является умение разобраться в сущности компании, отличить те, которые объединяет общая цель творчества, спортивного совершенствования, социально-полезной деятельности и т.д., а не пустое, бессодержательное «убивания времени», где юноша или девушка испытывают психологического и даже физического давления насилия, приобретают опыт в табакокурение, употребление алкогольных напитков, что может постепенно затянуть их в пучину наркомании.

Итак, в юношеском возрасте происходит совершенствование закрепление тех изменений, которые, в основном, произошли в подростковом возрасте, то есть завершается половое созревание, которое постепенно переходит в половую зрелость.

Понятие половой зрелости отличается от понятия половое созревание как процесса, результатом которого и является половая зрелость. Половая зрелость - способность мужчины и женщины не только зачать ребенка, но и обеспечить наилучшие условия для вынашивания, вскармливания и воспитания своего ребенка, создания оптимальных условий для ее физического и духовного развития.

Половая зрелость проявляется изменениями в поведении юношей и девушек. У них появляются взрослые манеры, усиливается интерес к лицам противоположного пола. Это побуждает юношу вести себя, как мужчина, утверждать свои мужественные черты характера, а девушку - чувствовать себя будущей женщиной, женой, матерью. Половая зрелость - показатель умения контролировать свои природные сексуальные инстинкты и направлять их на развитие своей личности и творческие поиски.

Важным условием половой зрелости является определение каждым молодым человеком своей половой социализации. Итак, чтобы стать взрослым (мужчиной или женщиной), необходимо, кроме физической (физиологической) зрелости, сформировать в себя психосоциальные установки, обусловливающие формирование жизненных ценностей, убеждений, мировоззрения, стиля поведения соответственно мужского или женского пола.

Иногда у старшеклассников в этом возрасте может наблюдаться так называемая диспропорция развития, которая возникает из-за несоответствия между чрезмерно быстрыми темпами роста тела и несколько более медленным развитием дыхательной и сердечно-сосудистой системы. За то, что у юношей и девушек (особенно с недостаточной физической тренированностью) грудная клетка, как правило, узкая, возникает относительная недостаточность жизненной емкости легких, что может проявляться ощущением неполного вдоха, не насыщенности дыхания, нехватки воздуха.

Если увеличение диаметра артерий и общей длины кровеносных сосудов не соответствует увеличению размеров сердца, это приводит к напряжению сердечной деятельности, что, в свою очередь влияет на артериальное давление, которое может быть выше или ниже возрастной нормы. Иногда возникает синюшность губ и кончиков пальцев, особенно при значительной физической нагрузке, юноши и девушки жалуются на сердцебиение, боли в области сердца.

Недостаточное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем может предопределять состояние временного малокровия и гипоксии (недостаточность насыщения кислородом) мозга. У старшеклассников это может проявляться повышенной утомляемостью, ощущением истощенности, снижением работоспособности. Иногда наблюдается так называемый симптом ваттной головы. Особенно сильно проявляются такие ощущения, если юноша или девушка регулярно курят.

Активное функционирование (гиперфункция) коры надпочечных желез в период полового созревания имеет и свои отрицательные стороны. Гормоны надпочечников играют важную роль в возникновении физиологического стресса, который резко усиливает обмен веществ. У подростков повышенная секреция коры надпочечников фактически происходит в течение всего периода полового созревания. Поэтому они постоянно находятся в состоянии стресса, которым можно объяснить в некоторых подростков неустойчивость вегетативной нервной системы, что оказывается тем общим внутренним напряжением или неприятными ощущениями в различных частях тела, жаждой, расстройствами аппетита или деятельности пищеварительной системы, иногда повышенной потливостью, нарушением температурной регуляции (повышением температуры - до 37,5 градусов). Следует помнить, что все эти явления постепенно исчезнут при условии урегулирования деятельности всех систем организма.

Известно, что чрезмерная и длительная стресс-реакция приводит к снижению иммунитета, поскольку гормоны надпочечников подавляют функцию одной из главных частей иммунной системы - вилочковой железы или тимуса). Этим обусловлена повышенная чувствительность подростков к различным простудным и инфекционным заболеваниям. В случае несвоевременного лечения, а также несоблюдение валеологических принципов питания, режима дня, активного отдыха, то есть формирования, укрепления и восстановления здоровья, возможно развитие тяжелых хронических инфекционно-аллергических заболеваний, которые могут вызвать стойкие расстройства здоровья (инвалидность). Это, в свою очередь, кроме значительных материальных затрат на медикаменты и лечение уменьшит шансы молодого человека на рынке труда и усложнит ее взрослую жизнь. Следовательно, даже с экономической точки зрения знания и соблюдения основных валеологических принципов, ежедневная работа над формированием, сохранением и укреплением собственного здоровья крайне важны для будущей жизни юношей и девушек.

  Социальная зрелость имеет следующие признаки:

- молодой человек познает себя;

- молодой человек идентифицирует себя как члена общества, общины, группы;

- молодой человек получает возможность собственного выбора;

- молодой человек реализует себя как личность в том социальном окружении, в котором живет, учится, работает и т.д.

  Социальная зрелость свидетельствует о:

- гармоничность развития личности человека;

- способность человека адаптироваться к социальному окружению, в котором она живет;

- способность человека принять нормы, правила, традиции общества, стать его равноправным членом;

- способность человека реализовать свои потребности, интересы, стремления;

- способность человека достичь профессионального и семейного успеха и т.д.

Достичь социальной зрелости можно при условии формирования разнообразных жизненных навыков, необходимых для адаптации молодого человека в обществе, развития гармоничной личности, а именно:

- приобретение новых навыков общения на формальном (деловом) и личностном уровнях (общение со сверстниками, взрослыми, младшими), установление деловых и личностных отношений и соблюдения правил поведения;

- осознание собственной индивидуальности, понимание разнообразия внутреннего мира других людей (осознает и уважает индивидуальность и неповторимость других людей, открывает внутренний мир людей и свой собственный);

- формирование различных уровней самооценки, самоконтроля, развитие критического отношения к себе и к окружающим;

- возникновения фактора «само» (самостоятельность в принятии решений, самоконтроль собственного поведения, самоуважение, самосознание и т.д.). Если в подростковом и юношеском возрасте фактор «само» не сформируется, тормозится нормальное психическое развитие личности, формируются навыки самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, усложняется адаптация среди сверстников.

Итак, главными качествами, которые характеризуют психосоциальное развитие старшеклассников являются:

- формирование мировоззрения и активной жизненной позиции;

- самостоятельность суждений;

- повышение требований к нравственности человека;

- формирование устойчивой самооценки;

- стремление к самовоспитанию, самоопределению, самосовершенствованию;

- развитие самосознания и самоконтроля.

Возрастной особенностью юношества является направленность в будущее, но она только тогда благотворно влияет на личность человека, которая формируется, когда у нее есть чувство удовлетворения настоящим. Старшеклассники имеют право стремиться к будущему не потому, что им плохо в настоящем, а потому, что в отличие от подростков, для которых представление о собственном будущем существует еще в форме мечтаний, юноши и девушки свое будущее переводят в план реализации. В поиске особистішого смысла существования, в соотношении своего «Я» и идеалов, ценностей, осуществляется самоопределение, совершенствование личности.