Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 3

ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

3.3. Биологические ритмы и здоровье

Здоровье как индивидуальная и общественная ценность становится все дороже. Очень актуальной становится сейчас повседневная забота о сохранении здоровья и продлении длительного полноценной жизни в условиях резкого обострения экологических проблем, повышение нервно-эмоциональных напряжений во всех сферах деятельности человека, распространение различных болезней. Все это ставит перед медико-биологическими, социально-экономическими и психолого-педагогическими науками ряд новых фундаментальных теоретических и практических проблем.

Физиологические механизмы адаптации человека формировались на протяжении десятков тысяч лет ее эволюции. Но теперь в эпоху стремительного развития техники, приспособлена способность нашего организма не успевает меняться такими же темпами, как деятельность человека и экологические условия настоящего. Вследствие этого возникает конфликт между изменившимися условиями жизнедеятельности человека и его природой. Понимание и правильное объяснение различных физиологических процессов, происходящих в организме в процессе адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов.

В последние годы они привлекают все более пристальное внимание не только представителей авиакосмической и спортивной медицины, но и биологов, врачей, фармацевтов. Уже вполне ясно, что главным критерием прогрессивного развития общества является не его экономические показатели, а состояние здоровья нации. Выработанная всем ходом эволюции определенная последовательность физиологических процессов - важная предпосылка хорошего здоровья и высокой работоспособности.

Одним из важных достижений современной биологии и медицины является возникновение новой отрасли знаний - биоритмологии (или еще хронобиологии, хронос - время). Биоритмология изучает природу и закономерности ритмических процессов в жизнедеятельности живых организмов, влияние на них риноманітних факторов внешней среды.

Биологические ритмы - циклические колебания биологических процессов и явлений. Они присущи всем живым организмам: от одноклеточных до чрезвычайно сложного организма человека. Ритмические процессы и явления наблюдаются и в биосфере Земли. Период биологических ритмов имеет очень широкий спектр - от доли секунды до многих лет. Например, период ритмичных колебаний в деятельности сердца, дыхания измеряются секундами. Периодические колебания выделение гормонов имеют период В несколько часов. Практически все функции нашего организма ритмически изменяются с периодом 24 часа, т.е. за сутки. Существуют биологические ритмы с периодами 7, 14, 28 суток. Достаточно распространены в природе сезонные колебания. Известны периодические изменения в природе с циклом 11 и 22 года.

Они связаны с колебаниями Солнечной активности с такими же периодами. Есть сведения о наличии экологических изменений на Земле с периодом в 300 и более лет.

В организме также есть свои ритмы, многие из них связаны с земными циклами и даже приспособлены к ним. Большинство ритмических изменений мы даже не замечаем - такие, например, гормональные приливы и отливы, циклы быстрой и медленной активности мозга, циклические колебания температуры тела.

В каждом биологическом ритме присутствуют два компонента: экзогенный и эндогенный. Эндогенный компонент биоритму передается по наследству, экзогенный, связанный с внешними «датчиками» времени. В роли «датчиков» могут выступать и свет, и температура.

Людей, конечно, больше интересуют биологические ритмы, имеющие длительность часы, дни, годы. Большинство биологических ритмов поддерживается внутренними механизмами, но внешние периодические факторы выступают их синхронизаторами. Например, суточный ритм физиологических функций синхронизируется сменой дня и ночи, а еще точнее - изменением уровня освещенности. Но суточные ритмы все же имеют и внутренние механизмы синхронизации. Так, в длительных космических полетах «ночь-день» меняется через каждые 1,5 часа, а температура тела и другие физиологические процессы имеют период 24 часа. Проведенные опыты показали, что при отсутствии внешних датчиков времени и смены дня и ночи (люди более чем по 60 дней находились в пещерах) также поддерживается ритм физиологических функций около 24 часов (от 20 до 28).

Каждый физиологический показатель в определенный период суток достигает своего наибольшего (максимального) значения и снижается до минимального уровня. Скажем, температура тела минимальная из 3-й к 4-й часа утра и крупнейшая из 16-ти до 17-ти часов. Амплитуда колебаний достигает одного градуса. Примерно в эти же часы меняется и частота сердечных сокращений. В то же время, если систолическое артериальное давление крови достигает своего максимума в 15 часов, то диастолическое является крупнейшим от 24-й до 1-го часа ночи. Именно в этот период чаще всего обостряются гипертонические кризы. Минутный объем дыхания наибольший от 11-ти до 12-ти часов. И так же каждая функция нашего организма имеет в течение суток - в определенные периоды - свои наибольшие и наименьшие значения.

Все процессы в организме происходят в четкой последовательности. Это имеет чрезвычайно большое значение для его нормальной жизнедеятельности. Длительное нарушение биологических ритмов организма ведет к развитию хронических болезней.

Самым распространенным, вернее наиболее известным людям и науке является нарушение ритма «сон-бодрствование». Сорок пять процентов населения старше 16 лет, жалуются на свой сон, а у 40 % наблюдается сонливость днем. Поэтому выделяют нарушения сна и бодрости (постоянная дрімотливість днем). В нарушениях сна (затрудненное засыпание, неглубокий, беспокойный сон, раннее пробуждение) большую роль играют эмоционально-мотивационные расстройства.

Установлено, что изменения биологического ритма сна является несомненным признаком развития неврозов, при этом наибольшие отклонения от нормы, выявленные при тревожных этапов и мотивационных расстройств. Особенно негативно расстройства сна влияют на организмы детей и подростков. Дело в том, что существуют оптимальные часы засыпания и просыпания. Сон по своей структуре неоднороден. Есть периоды глубокого (медленного) сна. Они длятся 60-70 минут, а есть периоды неглубокого, так называемого быстрого сна. Они длятся 20-30 минут. Так, в период от 22-й до 2-х часов ночи в мозгу интенсивно идут процессы восстановления, укрепления достижений памяти, накопление энергетических запасов нервных клеток. Во второй половине ночи увеличивается продолжительность неглубокого сна, который часто сопровождается сновидениями. В это время в мозгу происходит интенсивный обмен информацией между его участками, своеобразный творческий процесс во время сна. Поэтому соблюдение режима сна является первым и обязательным шагом к здоровью.

Значительное влияние на характер суточных колебаний оказывает стереотипность (одинаковость) режима. В случае постоянного и строго повторяющегося ежедневного ритма чередования работы и отдыха наблюдается четкая синхронность изменения показателей работоспособности. Отсутствие такого режима употребления алкоголя, переутомление, сильные эмоциональные возбуждения нарушают ритм сна. Особенно хорошим синхронизатором биологических ритмов является физическая работа. Физическая активность детей младшего школьного возраста должно начинаться не ранее 8 часов 30 минут и заканчиваться не позднее 19 часов.

В течение суток изменяется также эффективность умственного труда. Так, наибольшая точность в решении логических задач наблюдается в утренние часы. Скорость ответов (число ответов за единицу времени) достигает максимума с 11-й до 13-ти часов. Тогда же лучшей является зрительная память. Тем-то уроки математики, химии, физики целесообразно ставить в расписании занятий первыми и вторыми, а уроки иностранного языка - третьими и четвертыми.

С 14-ти до 16-ти часов производительность умственной работы несколько снижается. Это объясняется режимом питания. В предвечерние часы наблюдается второе повышение работоспособности, но для видов деятельности, которые не требуют длительного сильного напряжения, связанного с логическим мышлением. Как гласит старый афоризм, «совы Минервы вылетает по ночам». Поскольку Минерва у римлян считалась богиней мудрости, то это означает, что лучшие мысли приходят вечером.

Установлено, что существуют индивидуальные особенности биологических ритмов. Одни люди работают лучше в вечерние часы (их называют «совами»), другие же - утром («жаворонки»). Но, несмотря на біоритмічні типы, соблюдение режима сна и работы является обязательным для всех.

Большое значение имеют биологические ритмы для лечения всевозможных заболеваний. Организм человека неодинаково чувствителен в разные часы суток до лекарств. И даже ощущение боли максимальное утром и уменьшается с 14-ти до 17-ти часов (лучше всего как раз в это время идти к врачу). Но это уже медицинские аспекты биоритмологии.

Работоспособность человека меняется в течение недели. й не потому, что мы живем семидобово, а потому, что существует семидобовий биологический ритм, который синхронизируется социальным ритмом. Общей закономерностью семидобових ритмов является постепенное нарастание работоспособности с понедельника до среды-четверга и резкое снижение в пятницу и субботу. Согласно этой закономерности и надо распределять нагрузку на учеников.

Важными для нашего организма являются сезонные биологические ритмы. Считается, что с 16 февраля по 15 августа - это биологическая весна и лето, а с 15 августа по 16 февраля - биологическая осень и зима. Но относительно развития сезонных депрессий, то их больше всего в зимние месяцы и ранней весной. Снижение функционального состояния организма наблюдается также зимой. В человеческом организме биологические процессы протекают ритмично: например, ритмично сокращаются сердце, дыхательная мускулатура, после активной жизни наступает сон, изменяется температура тела. Так, на рассвете она составляет 36,0 °С, до полудня - 36,4, вечером - 36,8 °С. И поскольку все физиологические процессы в организме протекают в определенном ритме, жизнь учеников тоже должно быть ритмичным. Поэтому ложиться спать и вставать, есть, учиться, играть и отдыхать следует в одно и то же время. При правильном режиме младшие школьники, как правило, чувствуют себя хорошо. Ритмичное жизни благоприятно влияет на нервную систему, укрепляет здоровье, способствует нормальному физическому и умственному развитию.

При составлении режима дня необходимо учитывать, что существуют периоды высокой умственной работоспособности: с 8-й и 2-й часа и с 17-ти до 19-ти часов. Учитывая это, наиболее эффективной следует считать первую смену, а время подготовки домашних заданий - и с 17-ти до 19-ти часов. Правда, при этом следует учитывать и индивидуальные особенности биоритмов. Одни люди (их называют «жаворонками») имеют высокую работоспособность в первой половине дня (их около 25 %), другие (так называемые «голуби», их 45-50 %) имеют примерно одинаковую работоспособность в течение всего дня, и «совы» (около 30 % людей) имеют наибольшую работоспособность в вечерние часы.

На основании известных суточных биоритмов физиологических особенностей школьников, требованиям современной гигиены, педагогики и психологии состоит суточный бюджет времени, который становится основой режима дня ученика.