Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.6. Этика общения - одна из составляющих психического здоровья человека

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. С помощью общения человек входит в общество (социум) и занимает в нем свое место. Именно в общении проходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы и живет по ним, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важные качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются при общении. Без него они превращаются в абстрактные символы.

Общение человека с другими людьми начинается с рождения и продолжается до самой смерти. В то же время на протяжении жизни человек сохраняет способность к общению и наедине с собой (внутренняя речь, монолог с собой и т.д.).

Общение со взрослыми является одним из важных условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в будущем к ее эмоциональной глухоте, черствости, закрепление недоверия к миру.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста она не была. Недаром у всех народов мира тягчайшим наказанием считается одиночное заключение.

Смысл общения заключается в передачи форм культуры и общественного опыта. При общении индивидуальный мир (субъективный) одного человека проявляет свои индивидуальные особенности.

Итак, общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, которые возникают при совместной деятельности, проявление фундаментальных особенностей психики человека, форма его жизнедеятельности и существования.

Различают различные стили общения, важнейшими из них являются позитивное и негативное общение.

Позитивное общение - это стиль общения человека, при котором она образует вокруг себя комфортную атмосферу, хорошее настроение и возможность конструктивного диалога. Положительное спешивания является основой и фундаментом сохранения психического здоровья человека.

Негативное общение - это стиль общения человека, при котором она образует вокруг себя атмосферу психологического напряжения, дискомфорта. Становится невозможным решение проблем. Человек с негативным общением является источником ссор, споров, что не способствует укреплению и сохранению не только ее психического здоровья, но и людей, которые общаются с ней.

В отношении к людям нужно всегда руководствоваться правилами любви к ближнему, которые сводятся к простой истине: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Всегда представляй себя самого и других такими, какие они есть в действительности. Старайся в каждом человеке увидеть добро, ум и красоту. Старайся делать так, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня.

Умение общаться очень важно для решения любых проблем. Оно является одной из важнейших жизненных навыков. Общение можно определить как передачу информации или обмен.

Но успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Много личностных проблем возникает вследствие недостаточного взаимопонимания между людьми. Несогласия и ссоры усиливаются и усложняются от неспособности увидеть друг друга не только глазами, но также умом и сердцем. Когда нет взаимопонимания, не может быть и доверия.

В то же время, хорошо владея искусством общения, мы можем лучше понимать других людей, а им, в свою очередь, будет легче понимать нас. Следует подчеркнуть, что общение предполагает обмен не только словами, мнениями и информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.

Подростковый период часто называют бурным, штормовым, ибо он супроводжуєтеся частыми ссорами и столкновениями, конфликтами между родителями и подростками.

Многие подростки считают, что их родители «очень строгие» или «очень старомодные», что они пытаются управлять их жизнью, ведут себя с ними, как с малышами.

Некоторые подростки считают, что их родители оказывают на них очень большое давление или совсем не беспокоятся о них.

Понятно, что родители оберегают своих детей, пока они не станут взрослыми и смогут самостоятельно принимать обдуманные решения. Но подростки часто спешат завоевать больше независимости и делать много того, до чего они еще не способны. Это может привести к конфликту и ссор между подростками и родителями.

Часто родители очень любят своих дочерей и сыновей, но не знают, как выразить свои чувства. Или они могут быть такими занятыми, что им трудно найти для детей время, хотя они действительно их любят. Если бы подросткам удалось рассказать родителям о своих чувствах, переживаниях, взрослые поняли бы своих детей, и тогда в отношениях между ними было бы меньше конфликтов, негативных эмоций, которые вредно влияют на здоровье.

Поскольку в основе общения лежит взаимопонимание между людьми, надо научиться слушать с намерением понять другого человека и стремиться к тому, чтобы увидеть мир ее глазами. Если человек хочет чего-то достичь, нужно научиться общаться с другими. Незаметно для человека наблюдайте за ней и изучайте ее. Всегда смотрите и слушайте внимательно, развивая в себе наблюдательность и внимание. Всегда нужно быть сосредоточенным. Нужно развивать в себе терпение и выдержку.

Конфликт - это обострение противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов коммуникации (общения) и обусловлены конкуренцией их интересов.

- Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

- Это недовольство, тревога, взбудораженные нервы, нежелание учиться и работать с определенными людьми.

Конфликты нередко омрачают нашу жизнь, существенно снижают его качество. Любой конфликт обязательно имеет свои объективные и субъективные причины.

Объективные причины:

- напряженность и нестабильность окружающей среды;

- экономический кризис;

- социальная нестабильность;

- противоречивые позиции сторон (классов, государства, групп людей);

- культурологические и этнические противоречия.

Субъективные причины:

- внутренние особенности восприятия среды и реагирования на него;

- неумение общаться;

- неспособность анализировать свою роль в конфликте;

- опасения ущемления своих интересов;

- несоответствие своих желаний и возможностей;

- противоположность целей и средств их достижения.

Для предотвращения конфликтов надо сформировать определенный стиль мышления:

- уметь анализировать проблему;

- принимать продуктивные решения;

- отказаться от признания своей точки зрения как единственно возможной;

- уметь найти возможность компромисса.

Для этого надо уметь слушать и слышать, понимать собеседника, доказывать, аргументировать свою позицию, быть оппонентом, не задевая достоинства человека. Для решения конфликтов очень важно: стараться избегать конфликтных ситуаций; поступаться собственными интересами, когда оппонент прав; вести активный поиск собственного пути.