Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 4

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

4.10. Формирование и коррекция осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Оценивая физическое развитие детей дошкольного возраста, не надо забывать об осанке детей, которая меняется в них в разные возрастные периоды. На конец периода дошкольного возраста у здорового ребенка позвоночник приобретает обычную форму с небольшим изгибом вперед в шейном и поясничном отделах и кзади в грудном отделе.

Физиологические изгибы помогают сохранить равновесие, смягчают толчки и сотрясения во время движения. Считают, что к 6-7 годам изгибы позвоночника хорошо выражены, а в 14-15-становятся постоянными, но окончательное формирование завершается в 20-25 лет. Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, что у девушек проходит в возрасте 11-12 лет, а у мальчиков - 12-13 лет. Именно в этот период надо быть особенно внимательным к ребенку, следить за его осанкой. В процессе возрастного развития физиологические изгибы меняются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, окружающих позвоночник. Это дает возможность влиять на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Без хорошего физического развития невозможно нормальное положение корпуса - правильная осанка.

Осанка - это привычная для человека поза во время сидения, стояния и ходьбы, сформированная путем сочетания работы условных и безусловных двигательных рефлексов в процессе развития и воспитания. Формирование той или иной осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма, которые остались после некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Все эти моменты могут быть непосредственными факторами образования тех или иных отклонений в строении организма и характера всей двигательной деятельности.

Правильная осанка и нормальное строение тела принадлежит к числу критериев, определяющих состояние здоровья. Она не передается по наследству, ее формируют в семье, детских учреждениях, в быту и на работе.

Осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночника и грудной клетки, углом наклона таза, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей; во-вторых, работой мышц, участвующих в сохранении равновесия тела. Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаємотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер. Наибольшее значение в изменении осанки играет позвоночник и таз. Имеет значение рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мышц и подкожно-жирового слоя и прочее.

С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуальной жизни, в процессе воспитания. Она формируется механизмом образования временных связей, а длительные и частые повторения способствуют образованию языковых рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и движении. Формирование осанки начинается с первого года жизни ребенка, когда он начинает стоять и ходить. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка.

Из многих статических положений положение стоя является наиболее привычным, к которому человек приспосабливается в течение веков, и вырабатывает рефлексы, которые регулируют распределению тонуса мышц, нормальное функционирование систем организма. В биомеханике за правильную осанку принимается основная стойка, когда равновесие тела длительно удерживается без значительных мышечных усилий, позвоночный столб сохраняет свои нормальные физиологические изгибы и создаются условия для дыхания и кровообращения.

Нормальная осанка хорошо выстроенной человека характеризуется правильной симметричностью плечевого пояса; одинаковой длиной рук и ног; симметричным расположением таза; симметричностью обеих лопаток; одинаковой форме треугольников, образованные боковой поверхностью туловища и внутренней поверхностью (рис. 2, 3,4)

 

Условия, которые способствуют формированию нормальной осанки

 

 

 

 

 

 

 

Нарушение осанки школьника

Различные отклонения от описанной нормальной осанки, которые называются ее нарушениями или дефектами, не является заболеванием. Условия окружающей среды и функциональное состояние мышц имеют соответствующее влияние на форму работы позвоночника. Могут меняться его изгибы (увеличиваться или уменьшаться), положения пояса верхних и нижних конечностей, может появиться склонность к асимметричного положения тела. Такое положение тела постепенно становится привычным, и неправильная установка может закрепиться. На формирование дефектов осанки существенно влияет неправильное физическое воспитание, а следовательно недостаточном физическом развитии ребенка, нарушение условий гигиенического воспитания (тесная одежда, мягкая кровать и т.д.), а также перенесенные в раннем детстве болезни (рахит, туберкулез, инфекционные заболевания).

Значительно распространено в последнее время нарушение осанки, которое проявляется в том, что одно плечо становится ниже другого, уровень лопаток разный (одна ниже другой), позвоночник умеренно отклонен в сторону. Нарушение осанки впоследствии, во время прогрессирования, вызывает искривление позвоночника - сколиоз, где требуется квалифицированное лечение у ортопеда. По данным исследователей, нарушение осанки отмечается сегодня в 63 % обследованных школьников, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

 

Во время нарушения осанки создаются неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов, снижается жизненная емкость легких, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Слабая и недостаточно развитая мышечная система снижает выносливость к физическим нагрузкам и работоспособность.

Наиболее распространены нарушения осанки у школьников:

 

 

 

Условия, которые вызывают нарушение осанки

 

 

Чаще всего деформацией позвоночника у детей является сколиоз. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника, соединенное с его скручиванием (торсией), обусловленное болезненными изменениями в позвоночнике и навколохребтових тканях, то есть костной, нервно-мышечной и соединительной. Поэтому сегодня сколиоз называется сколиотической болезнью. Сколиотическая болезнь - не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, при котором в патологический процесс вовлекаются все системы и органы человеческого организма. Заболеваемость детей сколиотической болезнью составляет в среднем 2-9 % в возрасте от 5 до 15 лет. Чаще заболеваемость у девочек (6:1) вследствие меньшего развития мышц. Сколиоз отмечается при многих заболеваниях (рахит, дистрофия, хронические болезни легких) и обычно является одним из их проявлений.

Профилактика нарушений осанки начинается с самого раннего детства. В нее входят общие мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, и специальные, для обеспечения правильного положения тела.

К общим мероприятиям относятся: организация рационального режима, обеспечение достаточной продолжительности сна детей, пребывания на свежем воздухе, организация полноценного питания, правильное сочетание активной деятельности и отдыха. Важное значение имеет подбор мебели: постель не должна быть мягкой, размеры мебели должны соответствовать росту детей.

Правильное сидение за столом означает, во-первых, сидеть на стуле на всю его глубину, чтобы спина упиралась в спинку стула; во-вторых, локти должны свободно располагаться на столе при прямом положении туловища, чтобы не наклоняться к столу или поднимать локти до уровня груди. Поэтому, если дома нет специальных детских мебели, которые соответствуют росту ребенка, то при наличии высокого стола на стул подкладывают волосяную твердую подушку или специальную деревянную подставку или просто толстую подушку. Ребенку не разрешается ложиться на стол, она должна сидеть прямо. Прямолинейное сидения на стуле рекомендуется и во время просмотра кинофильмов, телевизионных программ. Важное значение имеет предупреждение усталости (она вызывает то, что во время сидения ребенок через некоторое время принимает неправильную позу.

Специальные меры профилактики нарушений осанки - это систематические занятия физическими упражнениями, начиная с массажа и гимнастики на первом году жизни. Нужно методически правильно проводить физические занятия, привлекать все элементы, необходимые для формирования мышц плечевого пояса, живота, мышц спины, упражнения для равновесия, подвижные игры.

Отклонения осанки у детей дошкольного возраста исправляется с помощью специальных выравнивающих упражнений (проверка осанки перед зеркалом, упражнения для уменьшения грудного кифоза), «рыбка» - выполняется лежа на животе), упражнения с гимнастической палкой и т.д.

И. Упражнения из исходного положения лежа на животе

1. «Крокодил». Опираясь на ладони согнутых рук, постепенно поднимите Трудную клетку и голову вверх, прогибаясь в шейном и грудном отделах позвоночника, одновременно потянитесь вперед. Позже опустите голову на руки, расслабьтесь. Дыхание произвольное.

2. «Рыбка». Руки подтяните вверх и вперед, прогнитесь в грудном и поясничном отделе позвоночника, напрягая мышцы спины, одновременно выпрямите и поднимите ноги прямо. Дыхание произвольное.

II. Упражнения из исходного положения на спине

1. «Плавание». Развести руки в сторону и вверх, скользя ими по ковру (вдох), а затем возвращать их в исходное положение вдоль туловища (выдох).

2. Поочередное сгибание и поднимание ног. Дыхание произвольное.

III. Упражнения из исходного положения на спине

1. Стоя у стены, которая не имеет плинтуса, прикоснуться к ней лопатками, ягодицами и пятками, голову держать прямо, развести руки, скользя ими вверх по стенке, ладонями вперед, потянуться, напрячь мышцы спины, плечевого пояса, рук, опустить руки. Расслабиться. Дыхание произвольное.

2. Стоя у стенки, проверить, правильно принятая поза перед зеркалом; отойти от стенки, сохраняя осанку.

IV. Упражнения с гимнастической палочкой

1, Держа палочку за спиной в опущенных руках, отвести ее взад и прогнуть в грудном отделе позвоночника.

2. Палочка за спиной в локтевых сгибах. Выпрямить, отвести плечи назад, стать на цыпочки.

3. Палочка спереди в опущенных руках. Поднять палочку и отвести ее за спину, коснуться ею лопаток.

Эти упражнения нужно по одной заменять новыми. Занятия с детьми дошкольного возраста можно проводить в игровой форме.

При составлении комплекса гимнастических упражнений следует постепенно повышать нагрузку в середине занятия и уменьшать его в конце. Уменьшают нагрузку за счет включения в комплекс простых гимнастических упражнений, дыхательных пауз для отдыха, упражнений для расслабления мышц и т.д.

Во время подбора упражнений нужно, чтобы нагрузка распределялась на все мышечные группы (например, 1-а упражнение для мышц рук, 2 - для мышц ног, 3-я-для туловища и т. д.).

Корректирующие упражнения вводятся к уроку физического воспитания, к утренней гигиенической гимнастике. Надо постепенно воспитывать у дошкольников навыки, овладение которыми будет способствовать закреплению результатов коррекции (правильной позы за столом, за партой, во время писания, правильной походки и т.п.). К таким занятиям надо привлекать родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Воспитатель дошкольного учреждения во время физических занятий следит за тем, чтобы дети выполняли их без напряжения, правильно дышали, не поднимали высоко плечи, прямо держали голову. В ежедневной работе нужен постоянный контроль воспитателя за тем, как ребенок сидит за столом во время еды, на занятиях, в какой позе спит (на спине, на животе, на боку).

Эффективным методом, который способствует исправлению нарушения осанки у детей школьного возраста, есть такой комплекс физических упражнений:

Упражнение 1. На расстоянии одного шага от стены ребенок становится спиной к ней. Опираясь на пальцы левой ноги, нужно пяткой коснуться стены, прямые руки поднять через стороны вверх и, пригнувшись, коснуться стены. Во время этих движений сделать вдох. Возвращаясь к конечному положение - выдох. Точно такие движения и в такой же последовательности делают правой ногой. Повторений-10.

Упражнение 2. Берется палочка длиной около метра. Ноги ставят врозь. С палочкой за спиной, плотно прижав ЕЕ к ней согнутыми в локтях руками, делают повороты туловища до отказа влево, а затем вправо. Голову держат прямо, смотрят вперед. Дыхание свободное. Повторяют 10 раз.

Упражнение 3. Согнутые в локтях руки соединяют за спиной, стиснув пальцами. Затем меняют положение рук. Повторяют 6 раз.

Упражнение 4. Расставленными на ширину плеч руками опираются на край стола так, чтобы туловище и отставленные ноги составляли прямую линию. Голову держат прямо, смотрят вперед. Сгибают руки, касаясь грудью стола - вдох. Разгибают руки - выдох. Упражнение повторяют 10 раз.

Упражнение 5. Ноги ставят пятками вместе, пальцами врозь. За головой, на плечах, в согнутых руках держат палочку. Приседают на пальцах, одновременно выпрямляют руки вверх. Туловище стараются держать прямо, смотрят перед собой. После этого возвращаются в исходное положение. Во время приседа - выдох, в исходном положении-вдох. Упражнение повторяют 15 раз.

Упражнение 6. В прямом положении держат палочку горизонтально в опущенных руинах - вдох. Не меняя горизонтальности ее положения, переводят палочку за спину вниз-выдох. Возвращают палочку в исходное положение. Упражнение повторяют и через несколько дней сужают расстояние захвата руками.

Упражнение 7. Сидят на табурете (стуле), зацепившись за неподвижный предмет пальцами стоп. Руки за голову, наклоняются взад, одновременно поднимают руки вверх, позже ними касаются пола и возвращаются к исходному положению. Во время наклона взад делают вдох, а в предыдущее положение - выдох. Упражнение повторяют 10 раз.

Упражнение 8. Исходное положение: стоя с разведенными плечами, смотрят прямо перед собой. Круговые движения прямыми руками взад, позже вперед. Во время движения рук вверх-вдох, вниз - выдох. Движения выполняют с небольшой амплитудой. Упражнения повторяют 20 раз.

Упражнение 9. Исходное положение: размещаясь на один шаг от стула, вытянутые вперед руки кладут на его спинку. Не сгибая рук, делают четыре пружинящих наклона вперед, становясь на пальцы стоп, позже возвращаются в исходное положение. В исходном положении - вдох, при наклонах - выдох. Упражнение повторяют 10 раз.

Упражнение 10. Ходьба в течение 5 минут, держа за спиной палочку согнутыми в локтях руками. Плечи развернуты, голова в прямом положении, смотреть прямо перед собой. Во время шествия дыхание глубокое, произвольное.