Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.1. Понятие о психическом здоровье

Состояние психического здоровья - объект многочисленных наблюдений ученых. ВОЗ констатирует, что расстройства психического здоровья среди детей с каждым годом встречаются чаще. В связи с этим на сегодня наиболее перспективным является комплексный подход к оценке психического здоровья.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражаются общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека (по психологическим толковым словарем).

По мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, психическому здоровью можно дать такое определение: во-первых - это отсутствие явных психических нарушений; во-вторых ~ определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть не ожидаемые стрессы; в-третьих - состояние равновесия между человеком и окружающей средой, гармонии между ним и обществом.

По определению В. П. Петренко и Есть. А. Щербины, «психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные потребности на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихічних отношений в организме».

Особого внимания среди этих признаков психического здоровья заслуживает критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев). Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, то есть разумной, мы наблюдаем проявления.

- относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;

- высокую индивидуальную приспособленность организма к привычным колебаний внешней среды;

- способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункціональне сохранения органов и систем.

Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека. К составляющим психологической устойчивости относятся:

- способность к особистішого рост с адекватным решением внутренне-особистістих конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых);

- относительную (неабсолютну) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения;

- развито волевое регулирование.

Устойчивость к преодолению трудностей, сохранения веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения при взаимоотношениях с педагогами и ровесниками.

С медицинской точки зрения психического здоровья относятся следующие признаки:

- отсутствие психических болезней;

- нормальное психическое развитие;

- благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы.

В общеобразовательных школах клинически выраженные формы психических отклонений, как правило, не встречаются. Категория детей с психическими отклонениями посещает специализированные учебные заведения для умственно отсталых детей. В общеобразовательных школах, как правило, встречаются так называемые донозологические состояния, неврозы и невротические реакции.

Под нормальным развитием понимают психическое развитие соответствует возрасту и является гармоничным. Гармоничность развития заключается в примерно одинаковом уровне всех показателей интеллекта. Для каждого возрастного периода характерны те или иные показатели, способствующие развитию. По мнению психолога Н. П. Анікієвої, «гармоничное развитие предполагает прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их достижения».

Показателем благоприятного функционального состояния нервной системы является высокая умственная работоспособность. Умственная работоспособность школьников - это возможность овладевания различными учебными дисциплинами. В связи с этим уровень умственной работоспособности является одним из основных показателей психического здоровья детей и подростков. Обеспечения его высокого уровня является одной из главных задач психогигиены.

К критериев благоприятного состояния психики относится позитивное эмоциональное состояние, то есть настроение, что включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; управление негативными эмоциями (страхом, гневом, жадностью, завистью и др.); свободное естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного оптимального самочувствия.

Критерием психического здоровья, самореалізацїі является здоровая личность, которая характеризуется выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), энергичностью, активностью, самоконтролем, волей, адекватной самооценкой.

Психическое здоровье тесно связано с социальным благополучием личности, что отражается в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к окружающему и социальное благополучие; направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, ответственность перед другими и т.д.

По медицинским критериям выделяют пять групп психического здоровья.

I группа - психически здоровые и оптимально адаптированные дети. им свойственны такие черты: активность, коллективизм, уверенность в себе, эти дети настойчивы в достижении цели.

II группа - дети с функциональными нарушениями, преимущественно астено-невротическими реакциями. От своих здоровых сверстников они отличаются более низкими показателями коммуникативности, стрессоустойчивости с ростом факторов ответственности.

III группа - дети с донозологічними отклонениями, преимущественно с наличием астено-невротического синдрома. Дети этой группы характеризуются следующими особенностями: уменьшением активности, ростом эмоциональной возбудимости, повышением тревожности, ограничением коммуникативности.

IV группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, патохарактерологічний развитие личности). Для этих детей характерна высокая склонность к стрессу, нарастание эмоциональной возбужденности, апатия с высоким уровнем тревожности.

V группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии декомпенсации, требующих госпитализации. Для них характерны эмоциональные и поведенческие нарушения, возможно развитие депрессий на фоне вегетативных нарушений (тахикардия, нестабильность артериального давления, повышение потливости и т.д.).

Следует отметить, что изменения в состоянии психического здоровья детей и подростков находят свое отражение не только в соответствующих сдвигах показателей основных свойств нервных процессов, но и в динамике личностных свойств и интеллектуальной деятельности.

Относительно учеников общеобразовательной школы, педагога должны интересовать не явные клинические заболевания, а легкие, в основном функциональные отклонения, которые влияют на процесс формирования личности и учебную деятельность школьника, но подлежат коррекции через психолого-педагогические мероприятия.