Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ И

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1.2. Понятие о здоровье и его составляющие

Изучая проблему здоровья в жизни современного общества, то есть знакомясь с основами валеологии, следует уточнить, расширено и углублено понимать термин предмета «здоровье». Валеологічне такое определение здоровья: здоровье - это естественное динамическое состояние организма, которое характеризуется высоким энергетическим потенциалом, оптимальными адаптационными реакциями на изменения условий окружающей среды, что обеспечивает гармоничное физическое, духовное и социальное развитие личности, ее хорошее самочувствие, эффективное противодействие заболеванием, полноценную жизнь и активное долголетие. Провозглашен устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утвержден в 1949 г., дает такое определение «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Природа наделила человека совершенным функциональным организмом с универсальным защитой от всевозможных внешних и внутренних негативных воздействий. Поэтому здоровье следует рассматривать не как нечто приобретенное и неизменное, а как состояние организма, который постоянно меняется. Следовательно, необходимо всегда следить за своим здоровьем и поддерживать его в гармоничном равновесии с окружающей средой, а для этого нужно вести здоровый образ жизни.

Итак, чтобы быть здоровым, недостаточно иметь только здоровое тело. Здоровый человек в значительной мере зависит от многих факторов окружающей среды, в частности климатических и географических особенностей окружающей среды, от образа жизни человека, его духовности, мировоззрения, отношение к собственному здоровью и к другим людям и природе. Для полного здоровья необходимо благоприятное сочетание условий жизни как природных (температура воздуха, атмосферное давление и т.д), так и социальных (быт, культура, общественно-производственные отношения).

Важное значение для здоровья имеет внутреннее равновесие организма человека - это сбалансированная работа всех его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, гуморальной и других. Внутренняя гармония, предполагает состояние психической зривноважености и духовной целостности личности.

Составляющие здоровья. Физическая составляющая здоровья - это физическое (телесное, соматическое) состояние человека и его физическое развитие. Физическое развитие - это совокупность морфологических (форма и строение органов) и функциональных показателей, которые характеризуют развитие организма и дают возможность определить запасы его физических сил, выносливость, работоспособность. Это является одним из показателей состояния здоровья населения.

При изучении физического развития применяют унифицированные методы антропометрических исследований (антропометрия). Из всех многочисленных морфологических и функциональных признаков чаще всего принимают во внимание: длину тела (рост), массу тела, обвод грудной клетки, жизненную емкость легких, мышечную силу рук, становую силу; оценивают состав тела, состояние опорно-двигательного аппарата, форму позвоночника, грудной клетки, ног, осанку; определяют степень отложения жировой подкладки и развитие вторичных половых признаков. Программа исследования физического развития может меняться в зависимости от обследуемого контингента и цели обследования. Индивидуальный физическое развитие оценивают, сопоставляя показатели отдельных признаков со стандартами или типовыми средними значениями.

Для определения средних показателей физического развития обследуют большую группу практически здоровых людей в сравнительно короткий срок. Результаты обследований обрабатывают методом вариационной статистики. Отдельные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующей группы населения.

Общепринятых стандартов физического развития нет. Для определенной возрастно-половой группы, определенной территории разрабатывают шкалу регрессий физического развития (корреляционный анализ), по которой проводят индивидуальную и групповую оценку.

Особенно ценной является разработка так называемых зональных стандартов физического развития населения отдельных территорий, сходных по географическими, экономическими и экологическими условиями.

При изучении физического развития детей и подростков применяют также индивидуальный метод, то есть метод динамического наблюдения в течение многих лет, который дает возможность выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с условиями жизни (питанием, режимом, перенесенными болезнями и т.д.). Стандарты физического развития и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы коррекции и шкалы расчета по длине тела) широко используют в практике медицинских учреждений, особенно детских, для индивидуальной оценки физического развития.

С помощью шкалы регрессии и стандартов физического развития делают графические сетки, диаграммы роста, график каналов и уровней физического развития. Они наглядны, удобны для работы. Более современным методом является использование нелинейной регрессивной модели для оценки одновременно трех показателей основных размеров тела (массы, роста, окружности грудной клетки) - метод множественной корреляции, или многомерный корреляционный анализ. В последние годы предложен комплексный метод оценки физического развития, который позволяет определить биологический уровень развития и гармоничность морфологического статуса организма человека.

Социальную составляющую здоровья можно определить как эффективное взаимодействие человека с социальной средой. Критерием такого взаимодействия может быть успешное отождествление (идентификация) личности с определенными социальными группами (семья, класс, община, профессия, союз и т.п.). Это означает и признание другими людьми действий человека и объяснение, понимание их как необходимых. Именно в этих человеческих группах происходит социализация личности, выбор ею тех социальных ролей, которые она сможет успешно и с удовольствием выполнять в течение своей жизни.

Для успешного взаимодействия, коммуникации людей необходимо определение общих ценностей. Выбор лицом определенной иерархии ценностей является признаком ее социальной идентификации. Формирование общих ценностей и иерархии ценностей человека в значительной мере подчинены или согласованы с процессами возникновения, функционирования и развития семьи, школы, профессиональных институтов, государства, церкви и т.д.

Психическая составляющая здоровья - чрезвычайно важна. Она определяет развитие человека как личности, обеспечивает приспособление (адаптацию) в социальной среде и душевное благополучие.

Психическое здоровье раскрывается через развитие основных функций психики человека.

Психические процессы у здорового человека реализуются через разнообразные чувства и эмоциональные состояния. Реальное познание окружающего мира происходит посредством ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Условием психического здоровья является развитие разнообразных эмоций и чувств, умение контролировать и управлять ими, приобретение навыков уменьшения вредного воздействия стрессогенных факторов. Психическое здоровье дает возможность человеку оптимально приспособиться (адаптироваться) к изменениям социальной среды, познать себя, реализовать свои потребности, что необходимо для самоутверждения и самоактуализации его личности. Это сбалансированность психических процессов и их проявлений, то есть способность человека управлять собой в условиях высоких жизненных нагрузок на основе взаимопонимания и эмоционального комфорта в обществе, а также личного внутреннего комфорта.

Духовная составляющая здоровья является своеобразной вершиной, которая собирает все лучшее в человеке, благодаря чему индивид становится личностью. Неотъемлемой частью духовного здоровья человека является его способность к сопереживанию и состраданию, добросовестность, доброжелательность, порядочность, терпимость.

В течение всей жизни человек стремится к духовному развитию и самосовершенствованию. Раскрывается она через неповторимые сочетания:

- видение прекрасного в окружающей среде и в самой себе (эстетизм);

- выработка определенных правил поведения относительно окружающего мира как по законам общества, так и по внутренним моральным кодексом (етизм);

- понимание сущности окружающего мира, места человека в природе и обществе, ее жизненных ценностей, выбора собственного образа жизни, ответственности за здоровье и жизнь свою и других людей (философское мировоззрение);

- приобретение уникального свойства верить и выбора своей веры (религиозное мировоззрение).

Каждая составляющая здоровья многогранная, непростая. Но только при условии органического сочетания этих компонентов формируется и развивается здоровья человека.