Валеология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.4. Причины нервно-психических отклонений у учащихся

К числу непосредственно связанных со школой причин, приводящих к возникновению нервных нарушений, можно отнести такие как: 1) чрезмерная умственная нагрузка; 2) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 3) враждующее отношение педагога к ученику; 4) смена школьного коллектива, 5) непринятия ученика детским коллективом.

Одной из наиболее распространенных причин возникновения нервно-психических нарушений у учащихся является чрезмерная умственная нагрузка. Учеба - это труд. «Ни в коем случае, - писал В. Сухомлинский, - нельзя допускать, чтобы все давалось ученикам легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности». Знаменитый педагог усматривал важное воспитательное задачу в том, «чтобы постепенно прививать детям навыки напряженного творческого умственного труда». Но труд может сопровождаться и неблагоприятным для организма состоянием, усталостью. Задача состоит в том, чтобы разорвать эту связь. Переутомление находится на грани патологии, и эта черта нередко переступається, о чем свидетельствуют многочисленные данные об ухудшении психического здоровья учащихся в процессе учебных занятий.

Главное место среди неврозов, возникающих в ответ на чрезмерную учебную нагрузку и как результат такого перегрузки, принадлежит астеническим состояниям. Ученики при этом жалуются на быструю утомляемость, у них иногда наблюдается повышенная сонливость днем, пассивность на уроках и даже во время игр, отказ от умственного напряжения, неустойчивость интересов. Родители и педагоги иногда принимают такое состояние за лень и пытаются повысить свои требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит, поскольку это не лень, а скорее всего - болезнь или передхворобливий состояние.

Чрезмерная учебная нагрузка приводит к возникновению неврозов у детей с различным типом высшей нервной деятельности, но чаще всего неврозы возникают у детей со слабым типом ВНД. Вот почему педагоги должны учитывать в своей работе личность, темперамент каждого ребенка.

Такая причина возникновения неврозов у учащихся, как неспособность справиться с учебной нагрузкой связана с чрезмерным объемом и сложностью учебного материала или обусловлена особенностями интеллектуальных рис ученика, которые препятствуют ему овладеть учебными программами на уровне с ровесниками. Так, врачи отмечают, что школьные занятия могут стать причиной невротических состояний, если поставленные к ребенку требования не соответствуют ее возможностям. Препятствия для овладения школьной программой, прежде всего, заложены в индивидуальных особенностях учеников. Как правило, дети умственно отсталые или с задержкой психического развития, должны быть выявлены еще до поступления в школу и направлены в специальные учебные заведения. Но и среди детей с нормальным интеллектом встречаются такие, для которых обучение оказывается непосильным и тяжелым. В первом классе - это дети, которые не достигают достаточной функциональной готовности к школе, так называемой школьной зрелости. Это обусловлено временным отставанием в них некоторых необходимых для школьного обучения функций при нормальном интеллекте. Чем моложе возраст ребенка при поступлении в школу, тем больше среди них таких детей. Они, как правило, отстают в учебе. Но есть среди них и такие, которые ценой большого нервно-психического напряжения компенсируют свою «незрелость», успешно учатся, но рассчитываются за это неврозами. В последующие годы обучения на первый план выступают такие индивидуальные особенности, которые препятствуют овладению учебной программы, связанные с низкой подвижностью нервных процессов, чрезмерной медлительностью мышления. Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский писал, «... замедленное мышление - это во многих случаях следствие общего недомогания». Причиной невозможности полного овладения школьной программы могут быть также понижение зрения и слуха. Напряжение зрения или слуха для восприятия учебного материала для таких детей делает их более уставшими, чем остальных детей.

Невозможность или трудности в выполнении учебной нагрузки могут определяться низким уровнем способностей и работоспособности ученика. Поэтому важным элементом сохранения психического здоровья служит дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Работать нужно со всеми учениками, но особое внимание следует обращать на тех, которые имеют трудности в усвоении знаний. Опыт показывает, что применение в процессе дифференцированного обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, подхода, дает положительный эффект как в педагогическом, так и в психологическом отношении. Индивидуализация обучения должна быть направлена не только на облегчение, но и на усложнение задач для некоторых учеников. Недовантажити так же плохо, как и перегрузить; источником неврозов может быть как избыток, так и недостаточное количество информации.

Особого внимания требуют дети-левши. Как правило, у таких детей чаще встречаются неврозы, чем у праворуких, особенно в младших учеников. При поступлении в школу, а иногда и раньше, когда их заставляют быть «как все», то есть писать правой рукой, у некоторых детей возникают

или резко распространяются проявления неврозов: повышенная утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, нарушения сна и аппетита. Поэтому таким детям лучше не препятствовать естественному для них способа деятельности: позволять им писать, рисовать и т.д левой рукой. До переучивания леворуких детей нужно подходить с осторожностью, а при попытке писать правой рукой-снизить требования к каллиграфии.

К неврозогенних причинам относятся также неприязненное отношение педагога к ученику. Характер взаимоотношений учителя и учеников действительно имеет первостепенное значение для формирования психического здоровья школьников. Речь идет здесь о ту форму, когда педагог оценивает ученика по уровню его знаний. Существует мнение, что именно у неуспевающих учеников с низкими оценками чаще возникают неврозы. Отсутствие «хороших» оценок, постоянное волнение за неуспеваемость приводят к формированию таких черт характера, как робость, застенчивость, беспокойство, то есть осуществляется негативное влияние на развитие личности. Поэтому неуспеваемость - это проблема не только педагогическая, но и медицинская. Поэтому учителям нужно быть очень осторожными при оценивании знаний учащихся, не злоупотреблять плохими оценками, а ставить их только в том случае, когда школьники их действительно заслуживают.

Особенно острую неврозогенну ситуацию вызывает у учащихся несправедливо заниженная оценка. Справедливость - это свойство, которое ученики, в первую очередь, ценят в своих педагогах. Особенно остро воспринимают несправедливость учителя младшие школьники. Так, В. О. Сухомлинский отмечал, что, «если ученик почувствовал несправедливость - он потрясен. Если же ребенка волнует несправедливость и сегодня, и завтра, и так в течение года, ее нервная система сначала возбуждается, а затем наступает торможение... Резкие скачки - возбуждения и торможения - приводят к тому, что у ребенка возникает болезнь».

Остро травмирует психику учащихся также отсутствие уважения к ним со стороны учителя, унижения их достоинства. Так, изгнание из класса, грубые окрики, оскорбления, создают психотравмирующие ситуации. К таким ситуациям рекомендуемый срок - дидаксалогенії, то есть нервные расстройства, причинами которых является учитель. В таких учителей дети запуганы, подавлены, крикливые и грубые во взаимоотношениях между собой; они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение, на головную боль, боль в области сердца. Еще хуже, когда психотравмирующие ситуации, вызванные неправильным поведением учителя, создаются в отношении определенных учеников. Ученик остро чувствует недоброжелательность учителя и это провоцирует усиление таких черт, как пренебрежение к учебному предмету, снижение успеваемости, грубость в ответ. В противоположность этому доброжелательность учителя, своевременно сказанное слово ободрения и похвалы, справедливая, хоть и строгая оценка успехов, уважительное отношение к ученикам любого возраста создают то, что называется благоприятным психологическим климатом в классе, создает положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися. Положительные эмоции стимулируют деятельность сердца, в результате этого увеличивается количество крови, которая поступает в мозг, улучшает питание мозговой ткани. Положительное эмоциональное отношение учителя к ученику является условием эффективного воспитательного воздействия. Учитель должен вызвать у воспитанников радость и жизненный оптимизм. Результаты воспитания детерминируют факторы, которые бывают зависимыми и независимыми от учителя. Его задача - усиление позитивных влияний и нейтрализация негативных.

Очень важным является первый год обучения ребенка в школе. Развитие ее зависит от семьи. Поэтому учитель должен знать семейную среду своих воспитанников и совершенствовать умение найти общий язык с учениками, недостаточность этого умения - источник частых конфликтов.

Такая причина возникновения неврозов, как не восприятие ученика детским коллективом связана с уровнем благополучия во взаимоотношениях детей.

Общение - крайняя необходимость высокоорганизованных живых существ. Ученикам свойственно стремление к общению с ровесниками. Качественной сферой общения является класс, где в наибольшей степени реализуется система личных отношений и определяется место каждого из них. Соціометричні исследования показывают, что в зависимости от «принятия» ученика его одноклассниками, а соответственно и желательности контакта с ним в разных ситуациях, каждый ученик в системе личных взаимоотношений попадает в одну из пяти категорий: «звезды» (общих любимцев), «лучших» (кому отдано предпочтение), «принятых», «не принятых» и «презренных». Ученик, «не принят» детским коллективом или отброшен в состояние так называемой психологической изоляции, болезненно переносит эту ситуацию, а иногда это приводит к появлению в характере ученика таких черт, как угрюмость, подозрительность, замкнутость.

Таким образом, вызванное негативными чертами характера неблагополучия в системе межличностных отношений создает, в свою очередь, влияние на формирование негативных черт личности и может служить источником тяжелых осложнений в ее развитии. Задача учителя в таких случаях - тактично корректировать неблагополучные взаимоотношения, которые складываются между учениками, а также не допускать негативного отношения, насмешек, обидных фамилий в отношении детей-заик, детей, которые носят очки и т.д.

Психотравмуючою ситуацией для ребенка может быть его переход в другую школу Причина здесь кроется в потере старых друзей, необходимости приспособления к новым учителям, новому коллективу.

Следовательно, при определенных условиях, а в частности: недостатках в организации педагогической работы, неблагоприятном эмоционально-психологическом климате в школе могут возникать предпосылки для нарушения психического здоровья учащихся. При правильной организации и проведении учебно-воспитательного процесса школа благоприятно влияет на нервную систему и психику ребенка, ведь вносит разумный смысл в ее жизни. По словам О. Сухомлинского, годы обучения - «это целый период нравственного, интеллектуального и физического развития».