ПРЕДИСЛОВИЕ
Здоровье - это бесценный дар природы, который дается, увы, не навсегда, его нужно беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от образа ее жизни, условий труда, питания, ее привычек.
И. П. ПАВЛОВ
Здоровье - это то, без чего человек не может быть счастливым. Оно закладывается в детском возрасте на основе генетических факторов, образа жизни и экологических условий. Здоровье можно только сформировать, получить путем целенаправленной напряженной работы над собой и приобретением знаний. Жизненно важно для каждого человека не только знать, как быть здоровым, но и уметь сохранять свое здоровье на долгие годы. Она должна знать основы здорового образа жизни. Жизнь и здоровье - отмечает известный в области валеологии практикГ. П. Малахов - самое дорогое, что есть у человека, поэтому подход к ним должен быть самым серьезным и тщательно изученным. Следовательно, речь идет о необходимости научить каждого человека «науки здоровья», которая называется «валеология» (от лат. valeо - быть здоровым и греч. logos - учение, наука).
Здоровье - самая большая ценность не только отдельного человека, но и всего общества. Истина известная, но она пока не стала доминирующей как в поведении каждого человека, так и в государственной политике. В лучшем случае эта истина лишь декларируется. И это ли не одна из главных причин ухудшения состояния здоровья людей в нашей стране, катастрофическое снижение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни.
Цель валеологии - научить человека с детства разумно относиться к своему здоровью, физической и психической культуры, закаливать организм, умело организовывать труд и отдых, рационально питаться, отказаться от табакокурения, наркотических веществ, чрезмерного употребления алкогольных напитков. А это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья школьника, гармоничному развитию его духовных сил и физических возможностей, для того, чтобы в будущем он стал полноценным гражданином общества.
Одним из эффективных путей выхода из демографического и валеологической кризиса является формирование здорового образа жизни путем валеологического воспитания населения и, в первую очередь, учащихся. Необходимо с детства прививать навыки бережного отношения к собственному здоровью, сформировать валеологічну поведение, которое обеспечит сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи. Главной целью валеологического образования и воспитания является формирование валеологического мировоззрения и поведения учащихся, мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное вовлечение каждого человека в процесс созидания своего здоровья.
Дети воспринимают мир образно и эмоционально, поэтому быть здоровыми нужно учить не только словом, но и самой организацией школьной и внешкольной жизни школьников.
Сохранить здоровье здоровых детей, обеспечить наилучшие условия для их гармоничного роста и развития можно тогда, когда педагоги будут иметь соответствующие знания по валеологии и доносить до детей информацию о здоровый образ жизни - это залог всех будущих успехов. И для этого, в первую очередь, самому нужно много знать и, конечно, придерживаться всех требований. Поэтому лозунг «Здоровье - через образование» сегодня остается актуальным.
Каждый человек должен запомнить на всю жизнь слова выдающегося ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова «Человек - высший продукт природы, но для того, чтобы получить наслаждение от сокровищ природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
Учебник «Основы валеологии» построен в соответствии с требованиями Болонского процесса и типовой учебной программы для студентов педагогических высших учебных заведений (образовательно-квалификационный уровень - «бакалавр», которая рекомендована научно-методическим центром Министерства образования и науки Украины (письмо 07.02.05 № 14 (18.2-267). Он состоит из предисловия, восьми глав, использованной литературы и списка терминов и понятий.
В разделе «Основы здорового образа жизни» последовательно изложены предмет, задачи и методы валеологии, ее значение в формировании сознательной мотивации человека здорового образа жизни, повышение уровня здоровья населения и сохранение генофонда нации. Здесь студенты
получат достаточно четкие представления о здоровье, его интегративный содержание, составляющие, критерии, здоровье и болезнь, речь идет о донозологічний, или пограничном состоянии между здоровьем и болезнью и основные факторы, которые влияют на здоровье. Обращается внимание на цель и задачи валеологического образования педагогических работников и законодательную и нормативно-правовую базу Украины как основание для реализации прав ребенка на жизнь и здоровье.
В разделе «Состояние здоровья населения Украины» освещены демографическую ситуацию в Украине на рубеже двух веков, основные болезни, что является непосредственной причиной смерти современного человека и факторы, которые обусловливают ухудшение состояния здоровья. При изложении этой информации использована «Концепция валеологического образования педагогических работников», разработанной творческим коллективом специалистов в области валеологического образования и воспитания и одобрена Министерством образования и науки Украины в 2001 году.
В разделе «Влияние на состояние здоровья человека социальных и экологических факторов» подано понятие о социальном здоровье и его зависимость от условий жизни человека в обществе, системы защиты и приспособления организма здорового человека. Обращается внимание на биологические ритмы и здоровье и экологическое мировоззрение человека как обязательный элемент валеологического мировоззрения.
В разделе «Научно-обоснованный образ жизни как основа физического здоровья» речь идет о физическую составляющую здоровья, антропометрические данные и их оценку, нормальные показатели функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой, эндокринной и пищеварительной систем. Обращается особое внимание на двигательную активность и здоровье, вредное влияние гиподинамии на здоровье, на формирование и коррекцию осанки у детей дошкольного и школьного возраста.
При характеристике научно-обоснованного образа жизни представлены критерии рационального и влияние сбалансированного питания на нарушение обмена веществ на возникновение различных недугов. Обращается внимание на химическое загрязнение пищи и патогенные бактерии в пище.
В разделе «Основы психического здоровья» изложены понятия о психическое состояние, стресс, его стадии и вредное влияние на здоровье человека. Рассматриваются проблемы психоэмоционального перенапряжения, неврозы у детей, их профилактика и преодоление психологической перегрузки. Обращается внимание на этику общения - как одну из составляющих психического здоровья человека.
В разделе «Социальные и психологические причины употребления наркотических веществ. Пути профилактики различных форм девиантного поведения» представлен материал о вредном влиянии табакокурения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на организм человека, особенно в подростковом возрасте. Рассматриваются правовые основы подростковой наркомании, основные ее причины и методические аспекты профилактики и раннего выявления наркотизма у несовершеннолетних.
В разделе «Половое воспитание как основа формирования здоровой семьи и профилактики болезней, передающихся половым путем» речь идет о половое созревание, физическое и психолого-социальную характеристику периода ранней юности, о половое воспитание детей и подростков. Обращается внимание на биологические, психологические и социальные аспекты формирования семьи и ее функции. Затем излагаются социально-экономические и психофизиологические причины разводов. Изложены онтогенез, беременность и генетическое определение пола. Освещены значение здоровья будущих родителей для ребенка и основные факторы риска нарушений внутриутробного развития ребенка. Представлены данные о планировании семьи и причины, приводящие к проблемам беременности, профилактику наследственных генетических заболеваний. Рассмотрен вопрос о медико-генетическое консультирование, принципы, общие положения, пренатальную (дородовую) диагностику.
Представлены современные методы контрацепции, контрацепция и ВИЧ-инфекция, аборт и его последствия. Обращается внимание на заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, урогенитальный хламидиоз, половой герпес, синдром приобретенного иммунодефицита) и их профилактику.
В разделе «Индивидуальные оздоровительные системы как основа полноценной долголетней жизни» представлены сущность оздоровительных систем (Иванова, Болотова), природные средства оздоровления, основные принципы и требования к индивидуальных оздоровительных систем. Обращается внимание на самодиагностику заболеваний на ранней стадии, самокорекцію иммунитета, очищение организма, рациональную организацию трудовой деятельности, преодоления психологической перегрузки.
Обращается внимание на валеологические валеотехнології и опыт В. О. Сухомлинского - как основоположника школьной валеологической науки и практики.