|
- С какой орфограмою, что касается глагола, вы работали дома? 2. Проверка упражнения 136
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения - Восстановите алгоритм проверки безударного гласного в окончании глаголов: 1. Поставить... 2. Определить...
3. Выбрать
- Пользуясь алгоритмом, объясните правописание. Напиш_ш, мовч_те, гра_ш, пис_в. - Почему возникли недоразумения со словом писал? (Потому что оно - в прошлом времени.)
III. Объявление темы и цели урока - Смотрите, мы выяснили, что глаголы в прошедшем времени имеют отличия. Значит, логично было бы предположить, что существуют различия и в системе изменения. - Как изменяются глаголы будущего и настоящего времени? - А что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Учитель записывает тему урока на доске.)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала. Исследования в группах 1 группа исследует изменение глаголов по числам. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Измените по числам. Писать - Читать - Мыть -
2 группа исследует, может ли глагол прошедшего времени обозначить законченное и незаконченное действие. Измените незаконченное действие завершенной. Читал - Мыл - Смотрел -
3 группа исследует изменение глаголов по лицам. Измените по лицам и числам глагол «писал». Выделите окончания. я писал □ ты? он? мы? вы? они?
4 группа исследует изменение по родам. Поставьте глаголы в форме прошедшего времени, попробуйте изменить их по родам. Выделите окончания. Читать - он..., она..., Мыть - он..., она..., Группы обмениваются наблюдениями. Учитель обращает особое внимание на то, что глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам (об этом свидетельствует заключение, которое не меняется), зато они получают категорию рода в 3-м лице единственного числа. Наблюдения учитель фиксирует на доске в виде опорной схемы.
ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ: • выражают законченное и незаконченное действие; • изменяются: по числам; по родам (в 3-м лице единственного числа); • не изменяются по лицам.
V. Закрепление и систематизация знаний 1. Коллективное выполнение упражнения 138 Светить - светил, засветил; светила, засветила; светило, засветило; светили, засветили. Далее - работа над вариантами: I вариант - ходить; II вариант - веять; III вариант - носить. - Что интересного вы можете рассказать о глагола прошедшего времени? 2. Работа в парах (за упражнением 139) Ученик читает текст упражнения. - Какой это тип текста? - Почему учитель предложил восстановить ветряк? - Какие символы нашей истории вы знаете? - Как к ним надо относиться? Почему? - Выпишите глаголы только основной части текста. Определите число и род. Проверка - опрос пары. - Почему вы не выписали глагол ходить? - Что можете рассказать о глагола прошедшего времени?
VI. Итог урока 1. Работа с таблицей «Глагол», составленной в начале урока - Измените таблицу так, чтобы она рассказала о глагола прошедшего времени.
ГЛАГОЛ (ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ): • называет действие (не меняем); • отвечает на... (вопрос изменить); • выражает действие... (не меняем); • изменяются по... (убираем лица, добавляем род). - Разберем с помощью этой схемы одно глагол прошедшего времени морфологически (по выбору из упражнения 139). - А что еще можно определить для глагола? (Спряжение) - Определите. Алгоритм на доске может вам пригодиться. 2. Комментарий к домашнему заданию
VI. Домашнее задание Упражнение 140; правило на стр. 73.
|
|