Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 99

Тема. Глаголы прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и по родам (в 3-м лице единственного числа)

 

Цель: познакомить с грамматическими признаками глаголов прошедшего времени, учить определять число и род глаголов прошедшего времени, изменять по родам глаголы прошедшего времени; развивать навыки грамотного письма; воспитывать интерес к изучению истории своего государства.

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа

- С какой большой темой мы работаем? (Глагол)

- Восстановите таблицу.

 

Глагол

• Называет...

• Соответствует...

• Выражает действие...

• Меняется...

 

- С какой орфограмою, что касается глагола, вы работали дома?

2. Проверка упражнения 136

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Восстановите алгоритм проверки безударного гласного в окончании глаголов:

1. Поставить...

2. Определить...

 

image49

 

3. Выбрать

 

image50

 

- Пользуясь алгоритмом, объясните правописание.

Напиш_ш, мовч_те, гра_ш, пис_в.

- Почему возникли недоразумения со словом писал? (Потому что оно - в прошлом времени.)

 

III. Объявление темы и цели урока

- Смотрите, мы выяснили, что глаголы в прошедшем времени имеют отличия. Значит, логично было бы предположить, что существуют различия и в системе изменения.

- Как изменяются глаголы будущего и настоящего времени?

- А что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Учитель записывает тему урока на доске.)

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала. Исследования в группах

1 группа исследует изменение глаголов по числам.

Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Измените по числам.

Писать -

Читать -

Мыть -

 

2 группа исследует, может ли глагол прошедшего времени обозначить законченное и незаконченное действие.

Измените незаконченное действие завершенной.

Читал -

Мыл -

Смотрел -

 

3 группа исследует изменение глаголов по лицам.

Измените по лицам и числам глагол «писал». Выделите окончания.

я писал □

ты?

он?

мы?

вы?

они?

 

4 группа исследует изменение по родам.

Поставьте глаголы в форме прошедшего времени, попробуйте изменить их по родам. Выделите окончания.

Читать - он..., она...,

Мыть - он..., она...,

Группы обмениваются наблюдениями. Учитель обращает особое внимание на то, что глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам (об этом свидетельствует заключение, которое не меняется), зато они получают категорию рода в 3-м лице единственного числа.

Наблюдения учитель фиксирует на доске в виде опорной схемы.

 

ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ:

• выражают законченное и незаконченное действие;

• изменяются: по числам; по родам (в 3-м лице единственного числа);

• не изменяются по лицам.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективное выполнение упражнения 138

Светить - светил, засветил; светила, засветила; светило, засветило; светили, засветили.

Далее - работа над вариантами:

I вариант - ходить;

II вариант - веять;

III вариант - носить.

- Что интересного вы можете рассказать о глагола прошедшего времени?

2. Работа в парах (за упражнением 139)

Ученик читает текст упражнения.

- Какой это тип текста?

- Почему учитель предложил восстановить ветряк?

- Какие символы нашей истории вы знаете?

- Как к ним надо относиться? Почему?

- Выпишите глаголы только основной части текста. Определите число и род.

Проверка - опрос пары.

- Почему вы не выписали глагол ходить?

- Что можете рассказать о глагола прошедшего времени?

 

VI. Итог урока

1. Работа с таблицей «Глагол», составленной в начале урока

- Измените таблицу так, чтобы она рассказала о глагола прошедшего времени.

 

ГЛАГОЛ (ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ):

• называет действие (не меняем);

• отвечает на... (вопрос изменить);

• выражает действие... (не меняем);

• изменяются по... (убираем лица, добавляем род).

- Разберем с помощью этой схемы одно глагол прошедшего времени морфологически (по выбору из упражнения 139).

- А что еще можно определить для глагола? (Спряжение)

- Определите. Алгоритм на доске может вам пригодиться.

2. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 140; правило на стр. 73.