Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 98

Тема. Правописание безударных особых окончаний глаголов настоящего и будущего времени

 

Цель: познакомить детей с новой орфограмою, учить ее находить в глаголах и проверять, вырабатывать навыки правописания безударных личных окончаний глаголов; развивать орфографическую остром взгляде; воспитывать старательность, внимательность в работе.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка упражнения 133

2. Восстановление таблицы

 

Глаголы настоящего и будущего времени

 

единственное

множество

1-а лицо

? (-у, -ю)

? (-ем, -ем, -имо, -едим)

2-а лицо

?

?

3-я лицо

?

?

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Словарная работа

- Чем похожи слова в столбике?

З_л_ніти -

Ш_рокий -

Д_рева -

- Объясните, как проверить безударный гласный в корне слов.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель открывает второй столбик слов:

Пожива_ш -

Злож_ш -

Вимов_ш -

Витягн_ш -

- Что общего в этих словах? (Они - глаголы, все - во 2-м лице единственного числа, будущего времени, в каждом пропущена буква в окончании.)

- Почему пропустили букву? (Потому что она ненаголошена, непонятно, что писать-е или-и.)

- Дайте название этой орфограмі. (Безударный гласный в окончаниях глаголов)

- Кто сможет ее проверить?

- Как вы думаете, подойдет нам способ проверки безударного гласного в корне?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Итак, с какой орфограмою мы будем сегодня работать?

- А что мы будем учиться делать?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Поисковая работа

- Попробуйте подобрать проверочные слова к глаголам.

- Что же теперь делать?

- Посмотрите на таблицу, составленную нами в течение трех уроков. Возможно, она подскажет нам выход.

- Вспомните, чем обусловлено употребление букв е и и в окончаниях глаголов.

- Так какой же подсказкой можно пользоваться, выбирая безударный гласный окончания глагола?

2. Работа с правилом, составление алгоритма

- Прочитайте правило. Правильной ли была наша догадка?

- На одном из уроков мы составили с вами алгоритм, с помощью которого можно определить спряжение глагола.

(Учитель вывешивает его на доске.)

Как определить спряжение глагола?

1) Поставить в 3-м лице множественного числа.

2) Выделить окончания.

 

image46

 

- Подумайте, как можно дополнить этот алгоритм, чтобы потом его можно было использовать при проверке безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

 

image47

 

3) Вставить безударный гласный в окончании глагола.

 

image48

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективное комментируемое выполнения упражнения 134

- Выберите слова, в которых сразу можно поставить пропущенный гласный. Почему?

- В других мы проверим безударный гласный в окончаниях глаголов с помощью составленного нами алгоритма.

2. Самостоятельная работа по алгоритму (за упражнением 135)

- Как определить безударный гласный в окончании глагола?

3. Работа со словарным словом. Минутка каллиграфии

мяг памя ф'ю р'ю д'ї

- Этот алгоритм мы выучим наизусть.

- Для чего необходимо это сделать?

- Обратите внимание на написание слова наизусть. В нем предлог и существительное память пишутся вместе.

- Внесите слово к словничка. Подчеркните орфограму.

- Пропишите строку этого слова каллиграфически, подчеркивая орфограму.

 

VI. Итог урока

1. Распределительный диктант

- Распределите глаголы в два столбика по спряжениями.

Помоешь, ходишь, напишешь, весите, выйдешь, вилазите, говоришь, набираете.

- Объясните выбор личных окончаний глаголов.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 71, алгоритм в тетради; упражнение 136; повторить словарные слова.