Урок 100
Тема. Упражнения на определение рода глаголов прошедшего времени
Цель: формировать умение определять род глаголов прошедшего времени; развивать навыки грамотного письма; воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям украинского народа и его прошлого.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упражнение 140)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения. Распределительный диктант
- Запишите в первый столбик слова мужского рода, второй столбик - женского рода, третий столбик - среднего рода.
Синий, вечно, улица, веселая, стол, металлическое.
- Как вы определяли род существительных и прилагательных?
- А какие еще признаки могут помочь? (Подсказывает род окончания.)
III. Объявление темы и цели урока
- Как вы думаете, что мы будем учиться делать сегодня?
- Мы будем учиться определять род глаголов прошедшего времени, будем выяснять, какие признаки глаголов могут нам в этом помочь.
- А как вы думаете, могут нам помочь местоимения?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Самостоятельная работа с упражнением 141
Итоги можно оформить в виде схемы.
2. Коллективная аналитическая работа
- Обратите внимание на слова из упражнения 141(4). Определите род глаголов.
- Какие родовые признаки глаголов прошедшего времени подсказывают вам эти слова?
- Дополните нашу схему.
- Составьте устный рассказ о том, как определить род глаголов прошедшего времени.
- Сверьте свои наблюдения с правилом на странице 75. Или оно подсказало нам что-то новое?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (за упражнением 143)
- Какова тема этого текста?
- А цель?
- Выберите и прочитайте глаголы женского рода. Как вы их нашли?
2. Самостоятельная работа с упражнением 142
Обратить внимание на то, что все приведенные отрывки из произведений Т. Г. Шевченко.
3. Дифференцированное задание (упражнением)
4. Работа со словарным словом
- Продолжите логические цепочки.
Будущее время - действие, которое должно быть; прошедшее время - действие, которая прошла; настоящее время - действие, которое происходит...
- Запишите транскрипцию этого слова.
- А как записать его? Почему возникли сомнения?
- Обратите внимание на написание этого слова (с. 75).
- Найдите слова, которые спрятались: ас_альт_пер_диска_стра
- Найдите среди них словарные слова. Объясните их правописание.
- Какое среди них новое? Пропишите строку этого слова, подчеркивая букву, которую надо запомнить. Внесите его в словничка.
VI. Итог урока
1. Беседа
- Какая тема нашего урока?
- Что вы научились сегодня делать?
- Как определить род глаголов прошедшего времени?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правило на с. 75; упражнение 144; повторить словарные слова.