Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.5. Технологии обучения в современной школе

Технология обучения - это путь освоения конкретного учебного материала в рамках предмета, темы, вопроса. В современной украинской школе используют как традиционные технологии обучения (объяснительно-иллюстративная, проблемная, программированная, дифференцированная и др.), так и новые технологии обучения (личностно-ориентированная, групповая, развивающая, технология формирования творческой личности, технология обучения как исследования, модульно-рейтинговая, новые информационные технологии).

2.5.1 Традиционные технологии обучения

В разные эпохи формировались определенные взгляды на задачи и характер обучения, определяли специфический для каждого общества, конкретных условий его жизни учебный процесс, тенденции в теории и практике обучения. От догматической технологии обучения, которая сформировалась в средние века, дальнейшее развитие производства и общественный прогресс обусловили переход к объяснительного обучения и других, более эффективных технологий.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение есть такой технологии обучения, при котором познавательная деятельность носит репродуктивный характер: учитель (преподаватель) передает ученикам, студентам «готовые» знания, используя объяснение, доведение с применением разнообразных иллюстраций. Это подкрепляет характер их восприятия, способствует сознательному запоминанию. Объяснительно-иллюстративное обучение ориентирует на репродуктивное воспроизведение знаний (пересказ своими словами), а также практическое применение знаний по образцу или готовой инструкцией.

Как правило, объяснительно-иллюстративное обучение охватывает следующие этапы:

- восприятие учебной информации, в процессе которого осуществляется ее обобщение, усвоение понятий, законов, теорий;

- практические упражнения, которые обеспечивают углубление знаний, закрепление их и формирование умений и навыков, применения их в новых ситуациях;

- контроль и самоконтроль эффективности усвоения знаний, умений и навыков;

- повторение вивченого.Пояснювально-иллюстративное обучение обеспечивает быстрое и прочное усвоение учебной информации и овладение способами практической деятельности. Его используют, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, является описанием способов практических действий и слишком сложный для того, чтобы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск знаний. Оно уместно и тогда, когда ученики, студенты не имеют опорных знаний для решения проблемных ситуаций. Коллективный характер усвоения знаний дает возможность выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение.

Однако объяснительно-иллюстративное обучение не предполагает самостоятельного поиска знаний, не формирует творческого мышления и способности самостоятельно решать познавательные проблемы. Поэтому не менее активно используются и другие виды обучения.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения, существенной чертой которого является способность формировать творческое мышление личности и прививать навыки научного поиска.

Проблема (гр. problema - задача, затруднение) - сложная теоретическая или практическая задача, которая требует изучения, исследования и решения.

Проблемное обучение предполагает последовательные и целенаправленные познавательные задания, которые студенты выполняют под руководством учителя (преподавателя), активно усваивая новые знания. Однако использование теоретических и экспериментальных задач еще не делает обучение проблемным. Все зависит от того, сможет ли учитель оказать им проблемного характера и сочетать проблемный подход с другими методическими приемами. Задача становится познавательной проблемой, если оно требует размышлений, вызывает познавательный интерес, опирается на предыдущий опыт и знания по принципу апперцепции - зависимости восприятия от предыдущего опыта, знаний, интересов, потребностей человека, включения новых сведений в существующей системе знаний и представлений.

Важным компонентом проблемного обучения является проблемная ситуация - ситуация, для решения которой учащийся (студент) или коллектив должны найти и применить новые для себя знания или способы действий.

Проблемные ситуации создают различными путями: - столкновением учащихся, студентов с явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования (например, на уроке физики при изучении поверхностного натяжения жидкости демонстрируют, как лезвие удерживается на поверхности воды в стакане и тонет в ведре с водой);

- использованием учебных и жизненных ситуаций (например, задачи, связанные с параллельным и последовательным ответвлением электропроводов);

- постановкой исследовательских задач (исследовательская работа на пришкольном участке);

- побуждением к анализу привычных фактов и явлений (дети с детства знают, что Солнце «восходит» и «заходит», а и школе им рассказывают, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот) и др.

Процесс проблемного обучения охватывает следующие этапы: создание проблемной ситуации; анализ и формулировка проблемы; выдвижение гипотезы; проверка важнейших гипотез. На практике существуют различные варианты сочетания этих этапов, которые образуют соответствующие виды проблемного изложения.

Один из них предполагает, что учитель (преподаватель), создав проблемную ситуацию, сообщает готовые выводы науки, не раскрывая способов ее решения. Это стимулирует активность учеников (студентов). Однако такая активность не формирует навыков решения проблемы, поскольку не предусматривает самостоятельной деятельности. Следовательно, в этом случае проблемное изложение знаний является, по сути, демонстрацией эталонов проблемного мышления.

Следующий вид проблемного изложения заключается в том, что, создавая проблемную ситуацию, учитель (преподаватель) дает учащимся (студентам) фактический материал для анализа, сравнения, сопоставления и раскрывает логику решения проблемы в истории науки. Он показывает, как ученые получали новые знания, сам формулирует проблему, указывает направление поиска путей ее решения. Такой метод называют частично-поисковым (эвристическим).

Еще один вид проблемного изложения предполагает создание учащимся, студентам условий для самостоятельного формулирования проблемы, поиска путей ее решения, выдвижение гипотез, нахождение вариантов доводки и проверки их правильности. Это требует исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность и самостоятельность.

Итак, проблемное обучение способствует развитию умственных сил учащихся, студентов, их активности, самостоятельности, творческого мышления. Оно обеспечивает прочное усвоение знаний, делает учебную деятельность увлекательной, поскольку учит преодолевать трудности. Вместе с тем проблемное обучение требует много времени на изучение учебного материала, а потому является недостаточно эффективным по формированию практических умений и навыков.

Программируемое обучение.

Программируемое обучение является разновидностью репродуктивного подхода к обучению, предусматривает использование специальных программ управления процессом усвоения знаний, умений и навыков. Во время программированного обучения учебный материал подают небольшими частями, что легко засвоюються. их называют шаги (порции, фрагменты) информации. Усвоения каждой порции информации возможно благодаря разделению познавательной деятельности учащихся, студентов на элементарные действия. Каждое такое действие можно проверить, используя опрос.

К характерным чертам программированного обучения относятся:

- разделение учебного материала на шаги;

- указания о последовательности выполнения действий, необходимых для усвоения каждой части;

- проверка усвоения каждого шага и информирования ученика, студента о степени правильности его ответа.

Подготовленный таким образом учебный материал может быть оформлен как учебник, другие печатные пособия (безмашинне программируемое обучение) или как машинная программа (машинное программируемое обучение).

Материал учебника оформляют как линейную или разветвленную систему.

При линейной системы предполагается разделение учебной информации на малые порции, каждая из которых рассчитана на активное реагирование ученика (студента), а программа содержит подсказки, намеки или указания, которые облегчают поиск правильного ответа. При любом ответе можно узнать, правильная она или нет. За неправильного ответа необходимо найти правильную или перейти к другой порции. Линейная программа исключает ошибки и приносит удовлетворение от успехов. Все усваивают тот же учебный материал, но в разном темпе.

В учебниках, построенных на основе разветвленной системы, материал также разделен на порции. В каждой порции ученику, студенту сообщается информация, а затем предлагается задание. Отличие разветвленной системы от линейной в том, что в ней к каждому заданию дано несколько ответов, а после усвоения порции информации надо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Если ответ правильный, можно переходить к освоению новой порции. Когда же она выбрана неправильно, необходимо усвоить часть информации, которая связана с допущенной ошибкой. Такой учебник не дает возможности продвигаться дальше, не выполнив задание правильно. Здесь главное внимание уделяется не предупреждению ошибок, а их разъяснению и контролю за усвоением материала.

Разветвленная система программирования предусматривает визжи и ; степень индивидуализации, чем линейная. Выбирая определенную ветку, ученик (студент) будто сам устанавливает для себя скорость изучения. Легко усваивая материал и правильно отвечая на все вопросы, он может идти кратчайшим путем, тратя на изучение раздела или темы минимум времени. Если материал дается нелегко, часто возникает потребность в разъяснениях, то учеба отнимает значительно больше времени.

Положительным в программированном обучении является то, что в учебном материале отмечается на главном, существенном. Кроме того, обеспечивается оперативный контроль за процессом усвоения знаний. Логическая последовательность в усвоении знаний дает возможность ученику работать в оптимальном темпе и осуществлять самоконтроль, а учителю индивидуализировать обучение. В то же время программируемое обучение иногда сводит роль учителя (преподавателя) в роли инструктора, а также обедняет возможности для творческого развития учащихся (студентов).

Дифференцированное обучение.

Наличие различных типов учебных заведений дает возможность учитывать в учебно-воспитательном процессе типичные индивидуальные особенности людей, которые в них учатся. Так, обучение в школах музыкальных, художественных, с углубленным изучением иностранных языков ориентирует учащихся на будущую профессию. Занятия в классах или школах с углубленным изучением математики, физики, химии и других предметов развивает интересы, склонности и способности учащихся. Для обучения детей, которые имеют определенные физические недостатки, созданы специальные школы. Каждый вид дифференцирования имеет свое содержание и методику обучения. Такие же особенности характерны и для высшей школы.

Дифференцированное обучение в общеобразовательной школе - специально организованная учебно-познавательная деятельность, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их жизненный опыт и направлена на оптимальное физическое, духовное и психическое развитие, усвоение необходимого объема знаний, практических умений и навыков, предусмотренных учебными программами. В практической деятельности учителя оно может выражаться в том, что все учащиеся получают задания одинаковой сложности, но слабее во время их выполнения оказывают индивидуальную помощь. Таким ученикам можно предложить и более легкие, посильные для них задачи. Иногда детям дают простые задания, потом их усложняют дополнительными, которые они выполняют согласно своих возможностей. В целом дифференцировать задачи по содержанию, по количеству заданий, по степени их сложности, по степени самостоятельности выполнения.

Эффективнее дифференцированное обучение осуществляется при делении класса на группы. В зависимости от уровня учебных возможностей детей можно условно поделить на такие группы:

а) учащиеся с высокими учебными возможностями - способны быстро усваивать материал и выполнять задания, с интересом самостоятельно работать, нуждаются задач повышенной сложности;

б) учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей - имеют прочные знания, навыки самостоятельной работы, не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда старательно закрепляют изученное, ибо им не свойственна высокая работоспособность, нуждаются в корректировке и периодического контроля их работы;

в) ученики со средними учебными возможностями - способны нормально учиться, некоторым присуща высокая виучуваність по низкой учебной работоспособности, другим - средняя виучуваність при средней работоспособности, нуждаются в оперативной поддержке и помощи педагога;

г) ученики с низкими учебными возможностями - имеют низкий уровень виучуваності или учебной работоспособности, требуют специального подхода педагога.

Для дифференцированного обучения организуют временные группы количеством 4-6 учеников. Группа может быть гомогенной (однородной) - состоять из учащихся, имеющих одинаковый уровень учебных возможностей, или гетерогенной (смешанной). Самой эффективной по взаимообучения является группа смешанная, но производительность ее работы низкая. Комплектацию группы можно изменять в зависимости от поставленной цели.

Структура урока, на котором осуществляют дифференцированное обучение, предполагает следующую последовательность элементов:

- подготовка учащихся к занятию;

- постановка учителем задачи и осознания учениками;

- предварительные размышления, дискуссия о путях выполнения задания;

- выполнение задания;

- оценивание результатов учебно-познавательной деятельности.

Во время такого занятия педагог должен добиться осознания каждым членом группы поставленных задач и путей их выполнения; обеспечить возможность активной учебно-познавательной деятельности всех членов группы, в частности тех, кто имеет слабые учебные возможности; осуществлять индивидуальный подход при оценивании результатов работы.

В высшем учебном заведении дифференцированное обучение осуществляется такими путями:

Последовательное обучение. В первые два-три года студенты изучают общенаучные и обще-профессиональные предметы по единым программам. Впоследствии по результатам успеваемости, выявленных способностей и интересов студентов закрепляют за определенными кафедрами, на которых они изучают специальные предметы индивидуально или группами.

Параллельное обучение. В течение обучения сохраняются постоянные учебные группы. Специализация достигается за счет внутрігрупової дифференциации при изучении различных циклов учебных дисциплин, различного набора факультативных курсов, различного содержания всех видов практики.

Ступенчатое обучение. После первых трех - четырех лет обучения выпускники получают дипломы первого уровня (бакалавр). Еще один - два года обучения позволяют выпускнику получить диплом второго уровня (магистр).

Индивидуальное обучение дает студенту возможность обучаться по индивидуальному плану.

Дифференцированное обучение требует основательной подготовки педагога. Так, ему необходимо знать индивидуальные особенности учащихся, студентов, чтобы распределить их по группам. Он должен спланировать все детали занятия: сформулировать основные и дополнительные вопросы, определить время на их выполнение, продумать систему оперативного контроля, подготовить необходимые дидактические материалы и подобрать консультантов. Следует также подумать, как сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу.

Положительным в дифференцированном обучении является то, что оно дает возможность ставить учебные задачи, предполагающие поиск, создает предпосылки для выполнения сложных умственных действий (сочетание анализа и синтеза, сравнения и классификация и т.д.); учебные задания члены группы выполняют в процессе общения, что способствует воспитанию коллективизма, формированию коммуникативных качеств, разделения труда между членами группы; педагог осуществляет руководство учебным процессом опосредованно через лучших учеников, студентов.

В организации дифференцированного обучения бывают и определенные трудности: сложность распределения учащихся, студентов на группы по уровню их учебных возможностей; значительные затраты времени на разработку дифференцированных заданий и их проверку; возможные затруднения в поддержании порядка и дисциплины в учебном помещении.

Умение педагога применять различные технологии обучения дает ему возможность творчески подходить к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, студентов, выбирая в конкретных условиях именно ту технологию обучения, которая обеспечит лучшее усвоение знаний, формирование умений и навыков при минимальных затратах усилий и времени.