Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.5. Технологии обучения в современной школе

2.5.2 Новые технологии обучения

Одной из стратегических задач реформирования образования в Украине является формирование образованной, творческой личности, становление ее физического и морального здоровья. Это требует разработки и научного обоснования содержания и методики организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому современная педагогическая наука и практика сосредоточили внимание на поиске таких технологий обучения, которые бы обеспечивали всестороннее развитие личности школьника, способствовали его самовыражению. Следствием таких поисков есть новые технологии обучения.

Личностно-ориентированная технология обучения.

Личностно-ориентированное обучение сосредоточено на личности ребенка, развития ее самобытности, самоценности. Цель его заключается в содействии становлению индивидуальности, культурной идентификации ребенка, ее социализации, жизненному самоопределению.

Главными задачами личностно-ориентированной технологии является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, привлечение, обогащения его индивидуального (субъективного) опыта, помощь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, формирования у него культуры жизнедеятельности, которая является предпосылкой продуктивной организации повседневной жизни, поведения.

Личностно-ориентированная технология обучения должна отвечать следующим требованиям:

- способность учебного материала обеспечивать выявление субъективного опыта ученика, прежде всего опыта предшествующего обучения;

- направленность изложения материала в учебнике (учителем) не только на расширение объема знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование приобретенного субъективного опыта каждого ученика;

- содействие в процессе обучения согласованию субъективного опыта учеников с научным содержанием полученных знаний;

- стимулирование самооцінної образовательной деятельности учащихся, содержание и формы которой должны обеспечивать возможность для самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе овладения знаниями;

- возможность ученику самостоятельно выбирать содержание учебного материала, вид и форму выполнения заданий и т.д.;

- выявление и оценка способов учебной работы, которыми самостоятельно, устойчиво и продуктивно пользуется ученик;

- осуществление контроля и оценивание не только результатов, но и процесса учения;

- обеспечение в образовательном процессе организации, реализации, оценки и самооценки учения как субъективной деятельности.

Составляющими личностно-ориентированной технологии обучения является личностно-ориентированные ситуации. Оказавшись в такой ситуации, ребенок должен приспособить ее к своим интересам, выстроить образ или модель своего поведения, выявить в ней творческий момент, дать критическую оценку. Для этого недостаточно имеющихся знаний, нужны познавательные поиски.

Личностно-ориентированная технология обучения отличается от традиционной психолого-педагогическими подходами к подготовке учащихся.

Таблица

Психолого-педагогические подходы к подготовке учащихся в традиционной и личностно-ориентированной технологии обучения

Традиционная технология

Личностно-ориентированная технология

 

Образование - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков ученика

Образование - процесс формирования неповторимой, гармонично развитой личности ученика

 

 

Ученик - объект обучения, воспитания и управленческой деятельности

Ученик - субъект самообразования, самопознания и самовоспитания

 

Учитель выполняет информационную, воспитательную роль

Учитель выполняет консультативную роль, активизирует процесс самообразования и самовоспитания учащихся

Управленческая деятельность в учебном заведении ориентирована на повышение уровня успеваемости учащихся, улучшение их поведения

Управленческая деятельность в учебном заведении ориентирована на обеспечение личностного развития учащихся и педагогов

 

Применение личностно-ориентированной технологии побуждает ученика быть активным собеседником, субъектом учебно-воспитательной деятельности и производительного труда.

 

Технология групповой учебной деятельности школьников.

Групповая организация обучения обеспечивает возможности для сотрудничества, налаживания межличностных отношений, совместного познания окружающего мира. Реализуется она в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью, и основывается на опосредованном руководстве учителем и сотрудничества его с учениками.

В процессе групповой учебной деятельности учитель имеет возможность управлять работой каждого ученика опосредованно, через задания, которые он предлагает группе. Отношения между педагогом и учениками имеют характер сотрудничества, поскольку он, отвечая на вопрос учеников, непосредственно вмешивается в работу групп. Во время групповой деятельности учащиеся общаются между собой, помогают друг другу, сотрудничают.

Применение технологии групповой учебной деятельности способствует активизации и результативности обучения учащихся; воспитанию гуманных отношений между ними, самостоятельности; формированию умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей; культуре ведения диалога; ответственности за результаты своего труда. Обучение в группе развивает у учащихся организаторские качества: они учатся распределять обязанности, решают конфликты, которые возникают в процессе совместной деятельности.

Во время групповой учебной деятельности учащиеся выполняют значительно больший объем работы, чем при использовании других технологий. Повышается результативность усвоения ими знаний и формирования умений, развиваются умения сотрудничать, мотивация к обучению, познавательные навыки (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Технология развивающего обучения.

Основой этой технологии является идея о развитии ребенка как субъекта личной деятельности. Поэтому главная цель обучения заключается в обеспечении развития познавательных возможностей школьника. Содержание, принципы, методы и приемы развивающего обучения направлены на эффективное развитие познавательных возможностей школьников (восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.). Оно возможно при такой организации учебного процесса, когда учащиеся самостоятельно или с помощью учителя осмысливают материал, запоминают, творчески применяют его в нестандартных условиях. Важным компонентом учебной деятельности за использование эти технологии является учебная задача. Ученик должен знать цель задачи, с помощью каких действий и при каких условиях нужно выполнять его, какие средства необходимо использовать при этом.

Технологию развивающего обучения можно реализовать, используя такие типы уроков:

1) уроки, основой которых является выполнение учебного задания. их структура состоит из следующих компонентов: оценка возможностей ученика; создание ситуации успеха через личностную мотивацию; постановка практического задания, которое может выполнить каждый ученик; анализ образа действия, обсуждения сделанного. На таких уроках учебная задача возникает лишь в конце занятия;

2) уроки моделирования. Сформулированное задание на предыдущем уроке является моделью, что требует новых действий, которые ребенок должен выбрать;

3) уроки контроля. Предполагают осознание учащимися роли проверки и оценки знаний для подъема качества их учебно-познавательной работы;

4) уроки оценивания действий. Урок побуждает учеников добросовестно выполнять свои учебные задачи, способствует выработке у них умения анализировать свою работу, критически оценивать ее результаты, воспитывает чувство долга и ответственности.

Для эффективного осуществления развивающего обучения учитель должен преодолеть пределы учебной программы, дать ученику возможность заниматься теми видами деятельности, которые вызывают у него наибольший интерес, самостоятельно определить интенсивность и объем своей деятельности. Он может помогать ученику сформулировать задачу, овладеть необходимыми методами и навыками его выполнения, в начале работы с классом проанализировать уровень усвоения учащимися предмета, определить типы заданий для разных групп учащихся.

Эффективность развивающего обучения повышается при условии использования на уроке проблемного изложения учебного материала, частично-поискового и исследовательского методов обучения. Способствует развитию учащихся и применение различных видов самостоятельной работы (работа с книгой, приборами, выполнение письменных упражнений, написание сочинений, решение задач, наблюдения и т.п.).

К реализации технологии развивающего обучения учителю важно учитывать особенности развития познавательной сферы учащихся разного возраста, заинтересовать их учебным предметом, формировать у них мотивы учебно-пізнавальноїдіяльності, культуру умственного труда, умение самостоятельно регулировать свою мыслительную деятельность.

Технология формирования творческой личности.

Творческой личностью является индивид, который имеет высокий уровень знаний, стремление к новому, оригинальному, умеет отбросить обычное, шаблонне. ей присущи творческие способности, которые являются условием творческой деятельности.

Технология формирования творческой личности требует соблюдения учителем таких принципов:

- принцип развития, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип самодеятельности, при котором учащиеся чувствуют себя соучастниками учебного процесса;

- принцип самоорганизации, который предусматривает самостоятельную сосредоточенность ученика на решении учебного задания.

Во время реализации этой технологии важно регламентировать деятельность ученика, внедрять в процесс обучения элементы творчества (комбинирование, аналогізування, универсализацию, случайные видоизменения). Интерес учащихся к творческой деятельности можно вызвать путем подбора творческих заданий, использование игровых моментов и т.д. Для выполнения учебного или учебно-творческого задания необходимо проанализировать суть задачи, выяснить, какие данные нужны для ее решения, спланировать алгоритм этого процесса, реализовать запланированный путь решения, проверить полученный результат.

Использование технологии формирования творческой личности дает возможность каждому ученику работать самостоятельно, осваивать обобщенные приемы умственной деятельности, развивать свои творческие способности. Организовать эту технологию может только учитель, который постоянно находится в творческом поиске, внедряет новые методики обучения, разрабатывает нестандартные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Технология обучения как исследования.

Использование в учебной деятельности исследовательских приемов и методов способствует глубокому усвоению учащимися знаний, субъективному открытию для себя новых знаний на основе уже имеющихся, формированию умений и навыков, интереса к познавательной, творческой деятельности. В процессе исследования учащиеся осуществляют самостоятельный поиск, на основе которого устанавливают связи между предметами, явлениями, процессами объективной действительности, делают выводы, познают закономерности.

Суть технологии обучения как исследования заключается в обеспечении образовательной подготовки, воспитания учащихся, целенаправленного формирования их личностных качеств в условиях осуществления систематических учебных исследований. Ее целью является приобретение учащимися опыта исследовательской работы, развитие их интеллектуальных способностей, творческого потенциала, формирования активной, компетентной, творческой личности.

Применение исследовательской технологии обучения требует учета познавательных интересов, интеллектуальных способностей, уровня знаний, умений и навыков учащихся, качеств личности. Для ее реализации нужно четко определить содержание учебных исследований, задачи, которые ждут своего решения, и характер исследовательской деятельности учащихся.

Чтобы применять технологию обучения как исследования, учитель должен хорошо знать учебный предмет, его потенциальные возможности по применению исследовательских методов, адаптировать методы науки до уровня учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Модульно-рейтинговая система обучения.

Модульно-рейтинговое обучение заключается в последовательном усвоении учебного материала определенными целостными, логически упорядоченными и обоснованными частями (модулями), результаты которого являются основанием для определения места (рейтинга) ученика, студента среди одноклассников, одногруппников.

Модуль - логически завершенная часть теоретических знаний и практических умений по определенной учебной дисциплине.

Рейтинг - позиция ученика (студента) в классе (группе) по результатам обучения по определенному предмету, которая определяется рейтинговым показателем, то есть величиной, которая является процентным отношением суммы опорных оценок из всех модулей к сумме максимально возможных.

В рамках учебной дисциплины каждый модуль содержательно связан с предыдущим и последующим. В свою очередь, материал каждого модуля можно делить на более мелкие структурные части - учебные элементы. Для каждого модуля и в его пределах указывают конкретную цель его изучения и дают соответствующие методические рекомендации. Модули чаще всего совпадают с разделами учебной программы или учебника. Организационно каждый модуль является относительно самостоятельной и автономной частью учебного процесса, который начинается с обзорно-установочного занятия.

В зависимости от учебного предмета каждый модуль предполагает определенный объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся (студент), перечень теоретических и практических заданий, которые он должен выполнить. Ученик или студент сам выбирает доступный ему вариант предложенных заданий согласно своих возможностей. Он должен также знать требования к содержанию каждого учебного элемента на конкретном уровне. Выполняя задание высокого уровня, ученик (студент) обрабатывает дополнительную литературу, пишет творческую работу, реферат, резюме-размышление, изготавливает приборы и т.д.

Содержание модуля по договоренности с учителем можно сдать досрочно и освободившееся время использовать в зависимости от своих учебных интересов.

Каждый модуль предусматривает несколько видов контроля: тестирование, семинар, учебную практику, коллоквиум, реферат и т.д. Результаты каждого вида контроля выражаются определенным количеством баллов в зависимости от значимости учебного материала, который он охватывает, и особенностей вида контроля. Модульно-рейтинговая оценка складывается из суммы показателей успеваемости (оценок) за виды контроля, предусмотренные этим модулем. По прошествии определенного модуля выводят в баллах рейтинг каждого ученика или студента. В школе их переводят в 12-балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся.

Модульно-рейтинговая система побуждает получать знания самостоятельно, пользуясь методическими советами педагога.

Одновременно модульно-рейтинговое обучение требует значительных затрат времени на его разработку технологии, проверку выполнения заданий модуля и уровня знаний, умений и навыков.

Новые информационные технологии (HIT) обучения.

В последнее время в учебных заведениях получили распространение технологии учебно-воспитательного процесса, которые основываются на использовании новейших электронных средств, прежде всего ЭВМ. Цель HIT заключается в подготовке учащихся к полноценной деятельности в условиях информационного общества.

Основными задачами новых информационных технологий обучения являются: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества; построение открытой системы образования, которая обеспечивает каждому ребенку возможность самообразования; системная интеграция областей знаний; развитие творческого потенциала ученика, его способностей к коммуникативной деятельности; формирование информационной культуры учащихся; развитие экспериментально-исследовательской деятельности и культуры учебной деятельности; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества (подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники, пользователей средств новых информант них технологий).

Для решения этих задач необходимо обеспечить учебные заведения учебной вычислительной техникой локальными и глобальными учебными компьютерными сетями, электронной демонстрационным оборудовании) компьютерными учебными лабораториями и т.д. Реализация новых информационных технологий требует программно-методического (обучающие, контролирующие, имитационно-моделирующие, инструментальные, служебные программы, программно-методические комплексы) и учебно-методической (учебные и методические пособия, нормативно-технические документация, организационно-инструктивные материалы и т.п.) обеспечения. Среди средств HIT обучения особая роль принадлежит компьютеру.

Компьютер как средство обучения.

Видное место сери современных средств новых информационных технологий обучения принадлежит компьютеру (ЭВМ). Перечень профессии связанных с использованием компьютера, становится все шире. Поэтому уметь работать с ним должен каждый.

Использование ЭВМ в педагогическом процессе обеспечивает:

- представление основных понятий и объектов навчальнім дисциплины, основных закономерностей, связей теоретических утверждений с практикой и т. д.;

- моделирования и наглядности физических процессов, происходящих в технических устройствах, которые исследуют;

- автоматизация обучения;

- автоматизация проектирования;

- решения задач, обработки результатов измерений и экспериментальных исследований;

- контроль успеваемости.

Эффективное использование компьютера в учебно-воспитательном процессе зависит от программного обеспечения. Программы, которые используют в заведениях образования, подразделяются на:

- учебные - направляют обучения в зависимости от имеющегося уровня знаний и индивидуальных способностей учащихся, студентов, а также способствуют усвоению новой информации;

- диагностические (тестовые) - предназначены для диагностирования, проверки и оценивания знаний, умений, навыков и способностей;

- тренировочные - рассчитаны на повторение и закрепление пройденного материала;

- имитационные - представляют определенный аспект реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик;

- моделирующие - отражают основные элементы и типы функций, моделирующих определенную реальность;

- типа «микромир» - подобные имитационных и моделирующих, однако не отражают реальность, а обеспечивают создание виртуального учебного пространства;

- базы данных - хранилища информации из различных областей знаний, в которых с помощью запросов на поиск находят необходимые сведения;

- инструментальные программы средств - обеспечивают выполнение конкретных операций, например обработки текстов, составление таблиц, редактирование графической информации.

Работа с ЭВМ способствует повышению интереса и общей мотивации к обучению; индивидуализации обучения; активизации учения благодаря широчайшему использованию привлекательных и быстроменяющихся форм представления информации; доступности для учащихся «банков информации»; созданию ситуаций соревнования учащихся с машиной и с собой; расширению тестового материала; объективности контроля.

Важно также учитывать и негативные моменты в использовании ЭВМ. Так, работа с ЭВМ быстро утомляет, может плохо влиять на зрение, даже вызывать расстройство нервной системы. К тому же компьютеризированное обучение недостаточно развивает логическое, образное мышление, существенно ограничивает возможности устной речи. Более того, в диалоге с компьютером формируется преимущественно формальная логика мышления в ущерб чувствам и творческим мыслительным операциям. Исследования показали, что в условиях автоматизированного обучения формируются эгоистические наклонности человека, обостряется индивидуализм.

Ни одна образовательная технология не может рассматриваться как универсальная. Организация учебного процесса в современных условиях требует сочетания различных технологий, творческого подхода к использованию каждого из них, а также создание новых учебных технологий.