2. Теория образования и обучения (дидактика)
2.4. Методы, формы и средства обучения
2.4.3 Средства обучения
Успешность процесса обучения, эффективность использования в нем различных методов и форм обучения в значительной степени зависят от удачного выбора средств обучения.
Средство обучения - вспомогательный материальный средство школы (высшего учебного заведения), выполняет специфические дидактические функции.
Главная задача средств обучения заключается в обеспечении учебной цели благодаря включению, активизации разнообразных познавательных возможностей ученика и студента.
Функции и виды средств обучения.
Средства обучения выполняют самые разнообразные функции:
- заменяют преподавателя как источник знаний (кинофильмы, магнитофон, учебные устройства и др.);
- конкретизируют, уточняют, углубляют сведения, которые дает преподаватель (картины, карты, таблицы и другой наглядный материал);
- являются прямыми объектами изучения, исследования (машины, приборы, химические вещества, предметы живой природы);
- выступают «посредниками» между школьником (студентом) и природой или производством в тех случаях, когда их непосредственное изучение невозможно или затруднено (препараты, модели, коллекции, гербарии и т.п.);
- используются для вооружения учащихся (студентов) умениями и навыками - учебными и производственными (приборы, инструменты и др.);
- являются символическими (знаковыми) средствами (исторические и географические карты, графики, диаграммы и др.).
Самым существенным средством обучения является слово преподавателя. С помощью слова он организует усвоение знаний учащимися (студентами), формирование у них умений и навыков. Излагая новый материал, он побуждает к размышлению над ним.
Учебник как важное средство обучения служит для восстановления в памяти, повторение и закрепление полученных на занятии знаний, выполнение домашнего задания, повторение пройденного.
Необходимыми факторами, которые способствуют успешному усвоению знаний, технические средства обучения (ТСО). К ним относятся дидактическая техника (кино -, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, електрофони), экранные пособия статической проекции (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, дидактические материалы для епіпроекції), пособия динамической проекции (кинофильмы, кінофрагменти и др.); фонопосібники (магнитофонные записи, видеозаписи, радио - и телепередачи.
Использование ТСО требует тщательного их сочетание со словом преподавателя, для чего используют разнообразные методические приемы:
- установка на восприятие перед демонстрацией отдельных элементов комплекса или комплекса в целом;
- объяснение (беседа) по содержанию аудиовизуальных средств;
- демонстрация (прослушивания) отдельных частей, фрагментов или кадров, которые чередуются с рассказом (объяснением);
- демонстрация (прослушивания), что сопровождается объяснением (синхронное комментирование).
Применение ТСО на уроке требует предварительной подготовки, которая предусматривает:
- выбор темы занятия;
- определение необходимых для изучения темы средств обучения;
- подготовку необходимых ТСО;
- определение дидактических функций и места каждого технического средства при изучении темы;
- установление характера возможной работы учащихся с ТСО;
- выбор способа изложения учебного материала на каждом этапе изучения темы;
- использование технических средств обучения в соответствии с планом занятия.
Эффективному использованию ТСО способствует кабинетная система обучения, которая предусматривает проведение занятий по всем предметам в специально оборудованных учебных кабинетах. Она позволяет быстро «вникнуть» в предмет, который изучается, создает лучшие возможности для использования наглядности, ТСО и условия для интересной организации внеурочной работы по предмету, внеклассной воспитательной работы.
Формы обучения в современной зарубежной практике.
За рубіжна школа и педагогика постоянно совершенствуют систему обучения, используя при этом разнообразные методы. Один из них - обучение учащихся группой учителей за определенного распределения обязанностей между ними. Ведущий педагог объясняет новый материал нескольким классам - параллелям, а закрепление осуществляют в классах другие учителя - помощники. Такая система распространена в школах США, Швеции, других стран.
К новациям в развитии форм обучения относятся не градуированные школы и школы с разновозрастными объединениями учащихся по интересам. У них занятия организуют так, чтобы ученик, выполняя самостоятельную работу под руководством учителя-консультанта, мог сам определять темпы своего обучения.
Практикуют и так называемое открытое обучение, суть которого в том, что в школе ученик учится ограниченное время, получая от учителя общие указания и задачи. В процессе их выполнения приходится обращаться к специального учебного центра, где для самостоятельной работы обеспечивают его необходимой информацией, материалами и техническими средствами обучения.
В индивидуализации обучения используют также контрактную форму - соглашение между учеником и педагогом, которая предусматривает основные направления самостоятельной работы ученика. Это дает возможность учащимся индивидуально планировать свою учебную деятельность и осваивать материал в соответствии с собственных способностей и интересов. Контракт не освобождает от ежедневных занятий в школе, а является дополнением к ним, поскольку создается для углубления знаний по определенному предмету.
Во многих школах введены учебные центры и центры по интересам.
Учебный центр может быть организован в классе. Он обеспечивает учеников, которые интересуются определенной отраслью знаний, необходимым оборудованием и материалами, научной и популярной литературой.
Центры по интересам дают учащимся возможность расширить знания по конкретной социальной проблемы, например исследовать экологическую ситуацию в штате и т.д. Среди новых форм организации обучения - «школа без стен». Она не имеет своего помещения, постоянных классов. Дети встречаются с учителем в разных местах, посещают заводы, музеи, библиотеки, познавая прежде всего практическую сторону жизни.
Практика современной школы показывает, что эффективности в учебно-познавательной деятельности достигается за условия взаимодополняемости различных методов, средств и форм обучения. Выбор конкретного метода, средства или формы обучения на практике зависит от индивидуального стиля деятельности учителя, уровня его научно-методической подготовки и педагогического мастерства.