2. Теория образования и обучения (дидактика)
2.4. Методы, формы и средства обучения
2.4.2 Формы организации обучения
Эффективность усвоения учащимися, студентами знаний, формирование у них умений и навыков зависит не только от удачного подбора методов и приемов обучения, но и от форм организации учебной работы.
Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядочного и в определенном режиме.
Безусловно, формы организации обучения в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении существенно различаются, что обусловлено возрастными особенностями учащихся и студентов, значительными различиями задач, которые призваны решать школа и высшее учебное заведение. В конце концов, различаются они и в школах, высших учебных заведениях разных типов. Однако все это не разрушает общих основ учебной деятельности, позволяет обеспечивать преемственность, последовательность учебного процесса в различных звеньях образовательной системы.
В современной отечественной школе используют классно-урочную систему обучения. Суть ее заключается в том, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинаковых возраста и уровня подготовки в форме урока.
Согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании» наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений не должна превышать 30 учеников. Продолжительность уроков составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых - четвертых - 40, в пятых - двенадцатых классах - 45 минут.
К организационным формам обучения, которые используют в средней школе любого типа, относятся урок, семинар, практикум, факультатив, экскурсия, предметный кружок, консультация, домашняя учебная работа и т.д. В высших учебных заведениях к ним добавляются реферат, курсовая и дипломная работы.
Урок.
Основной организационной формой обучения в современной школе является урок.
Урок - форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием.
Несмотря на большое количество разнообразных уроков, которые проводятся в школе по всем учебным предметам, все они имеют одинаковые элементы (этапы). Так, каждый урок начинается с мобілізування учащихся на учебную работу. Называют его организационным моментом. Чаще всего после организационного момента учитель начинает опрос учащихся, во время которого проверяет домашнее задание. Центральное место в подавляющем большинстве уроков занимает объяснение учителем нового материала. Обязательным является и закрепление учебного материала, которое очень часто выделяют в отдельный этап. Проверка знаний, объяснение нового материала и закрепление является основной частью урока. На многих уроках важным их элементом является самостоятельная работа учащихся. Значимым этапом является и сообщение учащимся домашнего задания. Эти структурные элементы играют на различных уроках неодинаковую роль - в зависимости от построения урока в целом, его структуры.
В дидактике существует несколько классификаций уроков. Наиболее удачной из них является классификация, в основу которой положен дидактическую цель и место его в общей системе уроков. Согласно этой классификации различают следующие типы уроков: урок усвоения новых знаний; урок формирования умений и навыков; урок применения знаний, умений, навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.
Совокупность, последовательность и взаимосвязь элементов для каждого типа урока разные.
Урок усвоения новых знаний предусматривает:
- проверку домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний;
- сообщение учащимся темы, цели и задач урока;
- мотивацию учения школьников;
- восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами того, что изучается;
- обобщение и систематизацию знаний;
- итог урока;
- сообщение домашнего задания.
Урок формирования умений и навыков имеет такие элементы:
- проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков;
- сообщение учащимся темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников;
- изучение нового материала (вводные, мотивационные и познавательные упражнения);
- первичное применение новых знаний (пробные упражнения);
- самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения по образцу, инструкции, заданию);
- творческий перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения);
- итог урока;
сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, умений и навыков включает:
- проверку домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков;
- сообщение темы, цели и задач урока, мотивацию учения школьников;
- осмысление содержания и последовательности применения способов выполнения действий;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя;
- отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов;
- итоги урока;
- сообщение домашнего задания.
Элементами урока обобщения и систематизации знаний:
- сообщение темы, цели и задач урока и мотивация учения школьников;
- воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний;
- обобщение и систематизация основных теоретических утверждений и научных идей;
- итоги урока;
- сообщение домашнего задания.
Структура урока проверки, коррекции знаний, умений и навыков образуют:
- сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников;
- проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий;
- проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения;
- применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях;
- сбор выполненных работ, их проверка;
- анализ и оценка;
- итог урока;
- сообщение домашнего задания.
Комбинированный урок предполагает:
- проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера;
- проверка ранее усвоенных знаний;
- сообщение темы, цели, задач урока и мотивацию учения школьников;
- восприятие и осознание учащимися нового материала;
- осмысление, обобщение и систематизацию знаний;
- итог урока;
- сообщение домашнего задания.
Эффективность каждого из типов урока в значительной степени зависит от подготовки к нему учителя. Такая подготовка требует глубокого продумывания всех структурных элементов и состоит из восьми этапов:
Формулировка цели и задач урока. Учитывая функции процесса обучения, учитель к каждому уроку формулирует образовательную, развивающую и воспитательную цель.
Определение объема и содержания учебного материала. В соответствии с требованиями учебной программы определяют объем теоретического и практического материала, очерчивают внутри и межпредметные связи, ищут новые факты и примеры для наполнения темы новым содержанием.
Выбор форм, методов и приемов обучения. Подобрав тип урока, определяют его рациональную структуру, а также методы и приемы, которые могут быть эффективными на каждом этапе урока.
Наглядно-техническое оснащение урока. Учитель определяет, какую наглядность или технические средства обучения и как будет использовано на уроке.
Определение содержания и методики выполнения домашнего задания. Объем домашнего задания подбирают так, чтобы оно не перегружало учеников. Продумывают содержание инструктажа по его выполнению.
Составление плана-конспекта урока. В нем указывают тему, цель и задачи урока, его тип и структуру, время на каждый элемент урока, необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.
Проверка готовности учителя к уроку. Учитель мысленно определяет уровень владения содержанием учебного материала, методами и приемами его раскрытия. Проверка готовности учащихся к уроку. Осуществляется на организационном этапе и во время проверки выполнения учащимися домашнего задания.
Семинар.
Эффективной формой обучения является семинар. Его практиковали еще в древнегреческих гимназиях и древнеримских школах. В XVII в. он прижился на старших курсах университетов, в XX в. семинар начали вводить и в общеобразовательных школах.
Семинар (лат. seminarium - рассадник) - организационная форма обучения, которая предполагает обсуждение проблем, касающихся прочитанной лекции или раздела курса.
Заключается в самостоятельном изучении учащимися, студентами проблемы, подготовке реферата, в сообщении сути проблемы на занятии и соответствующем анализе, рецензировании, дополнении сообщенного.
Семинарские занятия разделяют на просемінарські (подготовительные), собственно семинарские занятия в школе (9-12 класс) и в вузе и семинары - конференции.
Просемінарське занятия.
Это переходная от урока форма организации познавательной деятельности учащихся через практические и лабораторные занятия, в структуре которых отдельные компоненты семинарской работы, до высшей формы - собственно семинаров.
Собственно семинарское занятие.
Есть несколько видов собственно семинарских занятий: развернутая беседа, доклад (сообщение) - обсуждение докладов и творческих работ, комментируемое чтение, решение задач, диспут.
Семинар - развернутая беседа. На этом семинаре тему разделяют на небольшие по объему, но органически связанные между собой вопросы, которые формулируют как познавательные, так и проблемные задачи. Выполнение одного такого задания является основанием для выполнения следующего. Это дает возможность привлечь к обсуждению вопросов семинара максимум учеников (студентов). Хорошо, когда учитель поощряет слушателей выступать с уточнениями и дополнениями. Этот вид семинара не предполагает подготовки письменных докладов или рефератов.
Семинар - развернутая беседа, как правило, имеет следующую структуру: организация класса (группы) - вступительное слово учителя - собственно беседа - подведение итогов занятия.
Семинар - доклад (сообщение). Такой вид семинара требует основательной подготовки, использование нескольких источников. Иногда предварительно необходимо провести определенные опыты, наблюдения, обработать числовой материал. На семинаре докладчик последовательно излагает свои мысли, аргументирует их весомыми фактами, иллюстрирует убедительными примерами. Остальные учащихся, студентов внимательно его слушают, чтобы быть готовыми к дополнений, подтверждая или опровергая изложенное. Этот вид семинара имеет большие педагогические возможности, но для их реализации нужна достаточная активность учащихся, студентов.
До семинара - доклады по содержанию и методике близок семинар, на котором обсуждаются рефераты и творческие письменные работы. Для этого необходимо позаботиться о взаєморецензування письменных работ, ознакомиться с работами и рецензиями на них, отобрать лучшие для обсуждения на занятиях.
Комментируемое чтение. Как самостоятельное семинарское занятие его практикуют редко. Эффективно оно при необходимости проработать определенную научную работу. Основная задача комментируемого чтения - научить учащихся, студентов глубоко анализировать и правильно толковать научный текст.
Семинар - решение задач. Целесообразен после усвоения материала по теме или разделу курса. Для этого отбирают задачи, чтобы можно было на конкретных примерах раскрыть органическую связь науки с жизнью, активизировать познавательную деятельность учащихся, студентов, научить или развить навыки пользования справочной литературой, документацией, данными периодической печати.
Семинар - диспут. Правильная его организация увлекает учащихся (студентов), пробуждает интерес к предмету, способствует глубокому усвоению учебной информации, воспитывает принципиальность, развивает логическое мышление и речевую деятельность.
Для семинара - диспута следует четко и конкретно сформулировать тему и привлечь к работе весь класс или группу. Перечень вопросов должен содержать явные и скрытые противоречия. Это побуждает думать, спорить, доказывать свою точку зрения. Управляя диспутом, учитель должен проявлять тактичность, корректность, внимательность.
По своей структуре семинар - диспут содержит вступительное слово, собственно дискуссию и подведения итогов.
Семинар - конференция. Он является самым сложным видом семинара, поэтому более пригоден для использования в высшей школе. В общеобразовательной средней школе его практикуют в старших классах - при изучении истории, биологии, химии, физики, математики и других предметов с участием всех учеников класса. Учитель заранее определяет тему, цель и задачи семинара, формулирует основные и дополнительные вопросы, распределяет их между учениками с учетом индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекти.Під время занятия ученики выступают с докладами и сообщениями, другие дополняют их выступления, задают вопросы, участвуют в дискуссии. Учитель направляет обсуждение докладов, ставит проблемные вопросы, чтобы вызвать обмен мнениями, дискуссию. Нередко все ученики готовят все вопросы и выступают с сообщениями по желанию или по вызову. Учитель поощряет их к поиску дополнительных материалов по теме, исследовательской работы.
Семинар - конференцию проводят после изучения определенного раздела программы, используя во время подготовки к нему длительные наблюдения, материалы экскурсии, результаты опытов, дополнительную литературу и т.д. Целесообразно также приглашать на такие занятия специалистов по проблеме, которую обсуждают.
Значение семинара заключается в том, чтобы дать возможность ученику, студенту почувствовать вкус самостоятельного поиска знаний, глубже познать и развить собственные возможности, воспитывать в них полемическую культуру.
Практикум.
Это один из видов лабораторных работ в старших классах общеобразовательной и в высшей школах. Главная цель его заключается в том, чтобы на практике применить сформированные ранее умения и навыки, обобщить и систематизировать теоретические знания, освоить элементарные методы исследовательской работы по физике, химии, биологии и т.д.
Практикум предусматривает самостоятельное выполнение практических и лабораторных работ. На практикум отводится 10 - 15 часов учебного времени в течение 2-3 недель. Для удобства его проведения учащихся, студентов разделяют на группы. Составляют также график поочередного выполнения ими заданий, наблюдений, экспериментов. Практикумы завершают изучения крупных тем курса, поэтому их проводят в основном в конце полугодия (семестра).
Факультатив.
Им является учебный предмет, курс, который изучается студентами, учащимися старших классов по желанию с целью углубления знаний. В школе эта форма организации обучения используется как связующее звено между уроками и внеклассными занятиями (7-9 классы) и ступенька от усвоения учебного предмета к изучению науки, способ ознакомления учащихся с методами научного исследования (10-12 классы).
К факультативов привлекают на добровольной основе согласно желаний, наклонностей, интересов.
Согласно образовательных задач факультативы бывают:
- по углубленному изучению учебных предметов;
- по изучению дополнительных дисциплин;
- по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности;
- межпредметные.
Каждый вид в зависимости от дидактической цели может быть теоретическим, практическим, комбинированным. Типа факультатива формируют группы, выбирают формы и методы работы.
В школе факультативные занятия проводят опытные учителя. Приглашают также высококвалифицированных специалистов из высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, производства. На занятиях используют различные методы обучения. Однако предпочтение отдается приобщению учащихся к работе с научной и справочной литературой (подготовка рефератов по актуальным проблемам науки, обсуждение докладов и сообщений, проведения экспериментов и т.д.). Итоговые оценки с факультативов вносят к аттестату о среднем образовании.
Экскурсия.
Как форма организации обучения она возникла в XVIII - начале XIX вв. В отличие от урока экскурсия не может быть жестко ограничена во времени. Главный ее смысл заключается в восприятии предметов и явлений в естественной обстановке. В зависимости от места в учебном процессе экскурсии разделяют:
- по отношению к учебной программы: программные и внепрограммные;
- по содержанию: тематические и комбинированные;
- по времени проведения относительно материала, который изучают: вступительные, текущие и итоговые;
- по учебному предмету: ботанические, зоологические, химические, физические и др.
В процессе подготовки к экскурсии прежде всего определяют ее объект, знакомятся с ним, составляют план, инструктируют учащихся, студентов (как вести себя во время экскурсии, как к ней подготовиться, как вести самостоятельные наблюдения и которую выполнить работу).
Во время экскурсии необходимо представить общую характеристику объекта, организовать наблюдение и выполнение практических заданий.
Итоговый этап предполагает ответы на вопросы, уточнение теоретических и практических знаний по предмету.
На следующих занятиях по материалам экскурсии ученики, студенты готовят отчеты в виде небольших описаний коллекций, которые впоследствии могут экспонироваться на выставке. Наблюдения, сделанные во время экскурсии, используют как примеры к различным темам учебной программы.
Предметный кружок.
Кружки создают из разных учебных предметов (математики, физики, химии, литературы и др.). Задачей предметных кружков является углубление приобретенных знаний, развитие интересов и способностей. Кроме систематических занятий, участников кружков привлекают к массовых воспитательных мероприятий: тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, недель и месячников знаний, выпуска стенгазет, радіогазет, альманахов. Это способствует углублению знаний и повышает интерес к учебным предметам не только участников предметных кружков, но и других школьников.
Организуя работу предметного кружка, педагог не должен забывать о нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Он должен заботиться о высокую организованность и дисциплину во время занятий. Следует привлекать к работе кружков как можно более широкую аудиторию, обеспечивать активность и самостоятельность каждого участника.
Консультация.
Суть ее заключается в розтлумачуванні ученикам, студентам сложных для познания и осмысления проблем. Прежде всего в консультировании возникает необходимость тогда, когда они сталкиваются с определенными трудностями во время самостоятельной проработки учебного материала или выполнения домашних заданий. Правильно организованная консультация помогает преодолеть их. Консультируя, преподаватель не дает готовых ответов, а направляет познавательную деятельность так, чтобы учащиеся, студенты самостоятельно поняли вопрос, выполнили сложное задание, поняли суть материала, который изучают.
Консультирование нуждаются и ученики, которые успешно учатся, стараются расширить свои знания в какой-то области. им советуют, какую научную литературу для этого использовать, как ее обрабатывать, и др. Это касается и студентов, увлеченных научно-поисковой работой.
Домашняя учебная работа. Ее основной задачей является расширение и углубление знаний, приучение к регулярной самостоятельной учебной работы, обучения и самоконтроля, воспитание самостоятельности, активности, чувства долга и ответственности.
К домашних заданий относятся работа с текстом учебника, выполнение разнообразных упражнений, письменных, графических работ, решение задач. Нередко рекомендуют прочитать статью в научно-популярном издании, просмотреть кинофильм, пообщаться на интересную тему с определенным лицом, понаблюдать за естественным или бытовым явлением, провести эксперимент и т.д.
Не стоит в течение длительного времени предлагать однотипные задачи, поскольку это снижает интерес к ним. Домашние задания должны содержать элемент новизны, предусматривать новые варианты их выполнения. Иногда целесообразно давать индивидуальные задания, которые помогают устранить пробелы в знаниях. Такую работу предлагают и более сильным ученикам (студентам), чтобы поддерживать интерес к определенному виду работы.
Объем домашних заданий учащихся не должен приводить к перегрузке: он не должен превышать трети того, что сделано на уроке, в 1 - 7 классах, и половины - в 8-12 классах. Накануне выходных и праздничных дней домашних заданий ученикам не задают.
Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студентов регламентируется рабочим учебным планом и должен составлять не менее 1/3 и не более 2/4 общего объема учебного времени, отведенного для изучения конкретной дисциплины.
Для успешной самостоятельной работы нужно быть внимательным и наблюдательным, уметь запоминать, выполнять мыслительные операции, ценить и рационально распределять время, фиксировать прочитанное, увиденное, прослушанном (в виде тезисов, конспекта, реферата, аннотации, рецензии и др.). Этому нужно учить учеников во время уроков, формируя навыки самостоятельной работы, разъясняя содержание и методику выполнения домашних заданий. Так, на уроках используют работу с учебником, справочной литературой, наблюдения и опыты, самопроверки, необходимые ученику при выполнении домашних заданий. Практикуют также беседы на темы «Как готовить уроки», «Береги минуту» и др. Важным условием эффективности самостоятельной работы учащихся является систематическое контролирование выполнения домашних заданий, объективная оценка их результатов. Усилить контроль за выполнением домашних заданий позволяет систематическая проверка ученических записей в дневнике.
Одним из средств организации самостоятельной научно-поисковой работы учащихся является применение в учебном процессе опережающих познавательных задач. Они направляют учащихся на самостоятельное овладение материалом до его изучения по программе на уроке. Опережающие задания ученики выполняют добровольно. Выбор и выполнение их осуществляют с учетом интересов и учебных возможностей ребенка, зоны ближайшего развития. Опережающими заданиями является чтение дополнительной и художественной литературы; наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, практической и исследовательской работой; составление собственных задач, поиск учебного материала.
Целью применения опережающих заданий является стимулирование учащихся к самостоятельной работе, формирование у них позитивной мотивации к обучению, готовности к самообразованию, приемов умственной деятельности. Выполнение опережающих индивидуальных заданий учащимися с высоким и средним уровнями познавательной деятельности направлено на углубление и расширение знаний, развитие творческих способностей. Ученикам с низким уровнем познавательной деятельности такие задания дают с целью развития мышления, предотвращения и ликвидации пробелов в знаниях.
Перед выполнением опережающих заданий ученики получают помощь от учителя в форме инструктажа, планов, памяток, карточек - подсказок и т.д. Завершают выполнение опережающих научно-поисковых самостоятельных заданий контроль, анализ и оценка выполненных работ, сообщений, упражнений, сочинений, рисунков, докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий, составленных планов исследований и экспериментов.
Самостоятельная работа студентов может выполняться в библиотеке высшего учебного заведения, аудиториях, компьютерных центрах, а также дома. При необходимости студенты работают самостоятельно в соответствии с заранее составленным графиком, что гарантирует возможность индивидуального доступа к нужным дидактических средств. График доводится до сведения студентов в начале текущего семестра.
Индивидуальные задания в высшей школе.
Индивидуальные задания студент выполняет самостоятельно, преподаватель предоставляет ему лишь консультативную помощь. К таким задачам относятся реферат, курсовая, дипломная работа.
Реферат. Как правило, это - краткое письменное изложение основных выводов учения, научной работы, исследования, содержания книги или обзор печатных источников на определенную тему. На учебном занятии содержание реферата докладывает его автор.
Курсовая работа. Предназначена для закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения. Она является формой комплексного решения конкретной профессиональной проблемы.
Тематика курсовых работ соответствует программе учебной дисциплины и практическим потребностям конкретной специальности. Студент выполняет курсовую работу под руководством наиболее квалифицированного преподавателя и защищает перед комиссией в составе двух - трех преподавателей кафедры с участием руководителя курсовой работы.
Дипломная работа. Студент выполняет ее на завершающем этапе обучения в высшем учебном заведении. Она предусматривает расширение и углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по специальности, применение их при решении конкретных проблем производства. Выполняя дипломную работу, студент также осваивает методику опытно-экспериментальной работы. Руководят написанием дипломной работы профессора и доценты вуза, высококвалифицированные специалисты производства. Защита дипломной работы проходит на заседании государственной комиссии.
Часто подготовка рефератов, курсовых, дипломных работ побуждает к значительно более глубоких и системніших научных поисков, является своеобразным пробным камнем готовности студента к дальнейшей научной работы.
Знание педагогом особенностей использования различных организационных форм обучения позволяет ему эффективнее применять различные методы и средства обучения, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся во время учебных занятий и их самостоятельную учебно-познавательную деятельность.