СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОКИ № 95-96
Тема. Развитие связной речи. Контрольный подробный пересказ текста повествовательного характера с элементами размышления
Цель: проверить умение делать подробные переводы текстов; совершенствовать речевую культуру учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: текст перевода, тетради для контрольных работ.
ХОД УРОКОВ
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКОВ
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПЕРЕВОДА
1. Чтение учителем текста перевода.
Увы мне, и не очень;
плакала бы, и не хочется.
Поймал Юрчик синичку. Сидит она в клетке. Юрчик украсил клетку бусинками, увешал погремушками. Ставит вкусную еду для синички. А она ничего не хочет, все в сад огляделся. А в саду уже осень. Деревья пожелтели. Изморось моросит. Ночью был заморозок, все укрыл серебряным инеем. Смотрит на все это синичка, глаз не отводит от осеннего сада. Тогда Юрчик говорит:
- Ну, чего ты такая? Чего ты хочешь? Куда пориваєшся?
- В лес! - крикнула синичка.
- Да там же холодно!
- Неважно! Не хочу в клетке, хочу в лес!
Вздохнул Юрчик. Отпер клетку, говорит:
- Лети. Но глянь! Как здесь в клетке хорошо! Разве тебе не жалко ни этих бусинок, ни блесток? Разве тебе не хочется заплакать из жалости?
Выпорхнула синичка из клетки, села на веточку, сказала:
- Увы мне, и не очень! Плакала бы, и не хочется!
И полетела искать своих друзей-синиц.
(153 сл.) (По І.Сенченком.)
2. Словарная работа.
а) Объяснить значение слов: погремушками, изморось, изморозь.
б) Объяснить написание слов: погремушками, украсил, пориваєшся, черепочків.
3. Работа с повторения изученного материала.
Задание: вспомнить, какие знаки препинания ставятся при диалоге.
4. Составление плана пересказа.
Ориентировочный план
1) Пойманная синичка.
2) Жизнь в клетке.
3) Холодная осень.
4) Разговор с Юрчиком.
5) Ответ синицы.
5. Чтение учителем текста во второй раз.
IV. НАПИСАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПЕРЕВОДА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 619 (составить план, устно пересказать текст).