Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 94

Тема. Изменения согласных при образовании слов. Тренировочные упражнения

 

Цель: закрепить в памяти школьников случаи чередования согласных; добиться правильного написания ними согласных в словах при чередовании; воспитывать у учащихся интерес к украинского языка и углублять знания о ней.

Оборудование: учебник, тексты упражнений.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Работа у доски.

Задание: образовать от поданных слов прилагательные с помощью суффикса-ск-. Записать их в три колонки: в первую - те, в которых в результате слияния двух согласных образовался суффикс-зьк-; во вторую - с суффиксом-цьк-; в третью - с суффиксом-ск-.

Киргиз, читатель, товарищ, матрос, Прага, чумак, Золотоноша, чуваш, чех, Рига, латыш, Устилуг.

3. Творческая работа.

Задача I: поданы заменить словосочетание одним словом - существительным с суффиксом - ин-(а).

Киевская область, Волынская область, Черкасская область, Днепропетровская область, Хмельницкая область, Житомирская область, Луганская область, Львовская область.

Задача II: записать прилагательные, образованные от поданных слов с помощью суффикса-н-. Подчеркнуть орфограми. С образованными прилагательными составить словосочетание. С тремя словосочетаниями придумать предложения.

Мука, улица, оптика, пшеница, сердце, лексика, месяц, в прошлом году, яйцо, фонетика, солнце.

4. Работа у доски.

Задача: исправить допущенные в созидании слов ошибки.

Ольгин тетрадь, студенцький билет, хорошее товаришство, пражське печенье, Запорожская Сечь, пшенишне муку, фонетишний разбор, аптешний киоск, шумное птацтво, казатський одежду.

5. Работа в тетрадях.

Задача I: переписать предложения (записаны на доске), раскрывая скобки.

Уже не впервые с (Запорож+ской) Сечи прилетали на Украину орлы-запорожцы на помощь порабощенным братьям. (А. Кащенко.) (Гигант+ские) мечи прожекторов суетливо секли облака. (Л. Смелянский.) (Птица+ство) веселое примовкло. (П. Тычина.) Сколько красоты в (товарищ+стви), в любви человека к человеку! (О. Довженко.) Те глаза (юноша+ские) я вижу и сегодня, и пожатия (брат+ские) горят в ладони. (П. Воронько.) И в борьбе с (трус+ством) требуется мужество. (Народное творчество.)

Задача II: записать группами однокоренные слова (записаны на доске), в которых чередуются согласные [г], [к], [х] - [ж], [ч], [ш] - [с], [ц], [с].

Образец: горох - горошина - в горохе.

Льдина, в глазу, лед, мушка, плуг, женин, глаза, муха, очный, плужок, книге, ручка, рука, мухе, кризисе, на плуге, женщина, книжечка, женщине, книга, руке, казак, на углу, пастух, сторону, в движении, пастушье, казак, друг, на боку, рог, движение, дружище.

6. Работа по учебнику.

Упражнение 617 (письменно).

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 68, упражнение 618.