СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 94
Тема. Изменения согласных при образовании слов. Тренировочные упражнения
Цель: закрепить в памяти школьников случаи чередования согласных; добиться правильного написания ними согласных в словах при чередовании; воспитывать у учащихся интерес к украинского языка и углублять знания о ней.
Оборудование: учебник, тексты упражнений.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа у доски.
Задание: образовать от поданных слов прилагательные с помощью суффикса-ск-. Записать их в три колонки: в первую - те, в которых в результате слияния двух согласных образовался суффикс-зьк-; во вторую - с суффиксом-цьк-; в третью - с суффиксом-ск-.
Киргиз, читатель, товарищ, матрос, Прага, чумак, Золотоноша, чуваш, чех, Рига, латыш, Устилуг.
3. Творческая работа.
Задача I: поданы заменить словосочетание одним словом - существительным с суффиксом - ин-(а).
Киевская область, Волынская область, Черкасская область, Днепропетровская область, Хмельницкая область, Житомирская область, Луганская область, Львовская область.
Задача II: записать прилагательные, образованные от поданных слов с помощью суффикса-н-. Подчеркнуть орфограми. С образованными прилагательными составить словосочетание. С тремя словосочетаниями придумать предложения.
Мука, улица, оптика, пшеница, сердце, лексика, месяц, в прошлом году, яйцо, фонетика, солнце.
4. Работа у доски.
Задача: исправить допущенные в созидании слов ошибки.
Ольгин тетрадь, студенцький билет, хорошее товаришство, пражське печенье, Запорожская Сечь, пшенишне муку, фонетишний разбор, аптешний киоск, шумное птацтво, казатський одежду.
5. Работа в тетрадях.
Задача I: переписать предложения (записаны на доске), раскрывая скобки.
Уже не впервые с (Запорож+ской) Сечи прилетали на Украину орлы-запорожцы на помощь порабощенным братьям. (А. Кащенко.) (Гигант+ские) мечи прожекторов суетливо секли облака. (Л. Смелянский.) (Птица+ство) веселое примовкло. (П. Тычина.) Сколько красоты в (товарищ+стви), в любви человека к человеку! (О. Довженко.) Те глаза (юноша+ские) я вижу и сегодня, и пожатия (брат+ские) горят в ладони. (П. Воронько.) И в борьбе с (трус+ством) требуется мужество. (Народное творчество.)
Задача II: записать группами однокоренные слова (записаны на доске), в которых чередуются согласные [г], [к], [х] - [ж], [ч], [ш] - [с], [ц], [с].
Образец: горох - горошина - в горохе.
Льдина, в глазу, лед, мушка, плуг, женин, глаза, муха, очный, плужок, книге, ручка, рука, мухе, кризисе, на плуге, женщина, книжечка, женщине, книга, руке, казак, на углу, пастух, сторону, в движении, пастушье, казак, друг, на боку, рог, движение, дружище.
6. Работа по учебнику.
Упражнение 617 (письменно).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 68, упражнение 618.