Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.4. Методы, формы и средства обучения

Педагогическое мастерство предполагает овладение разнообразными методами, формами, средствами обучения, с помощью которых на каждом уровне реализуется содержание образования.

2.4.1 Особенности основных групп методов обучения

Развитие познавательных способностей учащихся, получение ими знаний, умений и навыков, использование их на практике зависят от оптимального применения методов обучения, что обусловлено прежде всего целями (спецификой) содержания обучения, возрастными особенностями учащихся.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимодействия учителей и учеников, с помощью которого решаются проблемы образования, воспитания и развития в процессе обучения.

С понятием «метод обучения» тесно связано понятие «прием обучения», которое означает «деталь метода» и является частичным понятием относительно понятия «метод».

Методы обучения классифицируют в зависимости от того, как с их помощью решают дидактические задачи. В дидактике существуют различные подходы к классификации методов обучения.

Один из самых и удобных принадлежит известному исследователю в области дидактики Юрию Бабанському, который выделяет методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Они охватывают совокупность методов обучения, направленных на передачу и усвоение учащимися, студентами знаний, формирование умений и навыков. К ним относятся словесные, наглядные и практические методы обучения.

Словесные методы обучения объединяют объяснение, рассказ, инструктаж, лекцию, беседу, работу с учебником.

Объяснение.

С их помощью раскрывают содержание фактов и явлений, законов, правил, понятий, подводят к пониманию сложных вопросов, к выводам и обобщениям, которые не под силу ученикам, студентам. Объяснение время сопровождают различными средствами наглядности, наблюдениями, опытами. Например, учитель делает соответствующие записи на доске, демонстрирует модели, рисунки и т.д. Метод объяснения используют преимущественно во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученики чего-то не поняли. Успех объяснения зависит от его доказательности, логичности, четкости речи, образности языка.

Рассказ.

Как метод обучения она является монологической формой передачи знаний. Применяют его при необходимости изложить учебный материал системно, последовательно. Правильно построенная рассказ предполагает точное описание, повествование, логическое обоснование фактов.

Рассказ бывает художественной, научно-популярной, описательной. Художественный рассказ - это рассказ о фактах, поступки действующих лиц (например, рассказы о географических открытиях, создание художественных шедевров и др.). Научно-популярная рассказ предполагает теоретический анализ определенных явлений. Описательный рассказ является последовательным изложением признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторического памятника, музея - усадьбы и т.д.).

Каждый рассказ должен обеспечивать воспитательную направленность обучения. Учитель должен оперировать только достоверными научными фактами, выделять главную мысль, говорить доступно и эмоционально. Обязательным требованием является также составление плана.

Инструктаж.

Заключается он в ознакомлении учащихся со способами выполнения задач, операций, использование инструментов, приборов и материалов, с правилами организации рабочего места, соблюдение техники безопасности.

По содержанию инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным.

Вводный инструктаж осуществляют перед началом самостоятельной работы учащихся. Он предусматривает сообщение учащимся содержания, ознакомления их с методикой выполнения и прогнозирования результатов. Текущий инструктаж проводят во время самостоятельной работы и заключается он в оказании помощи учащимся, у которых возникли трудности. Во время заключительного инструктажа учитель анализирует результаты самостоятельной работы, демонстрирует лучшие работы учащихся, выставляет оценки, определяет новые задачи.

Лекция.

Особенностью ее является устное изложение большого по объему, сложного по логике учебного материала. Ее практикуют в старших классах школы и высших учебных заведениях. Прежде всего она предусматривает ознакомление с планом занятия, что помогает аудитории следить за мыслью лектора. Важно, чтобы школьники (студенты) записывали содержание лекции, выделяли в ней главное. Успешное чтение лекции требует надлежащей подготовки: составление плана, подбор материала, который раскрывает содержание темы, наглядного материала, а также при соответствующих технических устройств и т.д. Преподавателю важно уметь поддерживать внимание учащихся, студентов во время лекции. Для этого используют необычное начало лекции, проблемное изложение материала, интересные примеры - иллюстрации тезисов, а также наглядность, технические средства обучения и др.

Учебные лекции по своим дидактическим назначением могут быть вступительными, тематическими, смотровыми, заключительными. Вступительная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть структуру и логику конкретной отрасли науки, техники, сферы культуры, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у учащихся интерес к учебному предмету. Тематическая лекция обычно посвящена определенной теме курса. Обзорную лекцию читают ученикам или студентам перед выпускными экзаменами, абитуриентам - перед вступительными экзаменами. В заключительной лекции суммируют изученный материал с определенного учебного предмета, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения. Заключительная лекция должна стимулировать интерес к более глубокому освоению предмета и определить методику дальнейшей самостоятельной работы.

Самым распространенным разновидностью лекции является информационная, которая предполагает передачу учащимся определенного объема информации по определенной учебной дисциплины путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом они являются простыми потребителями готовой учебной информации. Однако развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида обусловили появление новых видов лекций - проблемной, лекции - визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции, пресс-конференции.

Проблемная лекция предполагает усвоение новой информации путем ее «открытия». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к намеченной цели. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которого являются противоречия, требующие решения. В процессе их решения студенты, сотрудничая с преподавателем, получают новые знания. С помощью проблемной лекции развиваются теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету, профессиональная мотивация.

Лекция - визуализация (от лат. visualis - зрительный) возникла в результате поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Она предусматривает демонстрацию явлений и процессов в удобной для зрительного восприятия форме. Однако преподаватель должен использовать такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступали бы содержательными сообщениями. Подготовка к этой лекции состоит в реконструировании, перекодировании ее содержания или части в визуальную форму для представления студентам через технические средства. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм подачи материала, его дозировка и стиль общения с аудиторией.

Лекция вдвоем предполагает проблемное изложение материала в диалоге двух преподавателей, что моделирует реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя исследователями (например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком и др.). Наличие двух источников информации побуждает студентов сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к одной из них, формулировать собственные взгляды.

Лекция с заранее запланированными ошибками требует вкрапления в текст определенного количества заранее подобранных ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Во время чтения лекции на них акцентируют. Задача студентов заключается в том, чтобы обнаружить их в процессе слушания лекции и зафиксировать в конспектах. Обсуждают выявленные ошибки в конце занятия. Такая лекция одновременно выполняет образовательную, стимулирующую, контрольную, корректирующую и диагностическую функции.

Лекцию-пресс-конференцию строят на основе полученных от студентов вопросов. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно сформулировать вопросы по определенной теме, которые он сортирует по содержанию. Ответы на них он дает в форме связного текста лекции. В конце занятия преподаватель анализирует вопросы студентов.

Разнообразные виды лекций могут успешно докладывать традиционную информационную лекцію. их используют на одном или нескольких занятиях или как элемент традиционной лекции. Новые виды лекции применяют также в общеобразовательной школе.

Беседа. Она является методом обучения, при котором учитель помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся, студентов к воспроизведению полученных ранее знаний, самостоятельных выводов и обобщений на основе усвоенного материала.

По назначению в учебном процессе различаю и такие виды бесед:

- вступительная беседа: проводят ее во время подготовки к лабораторным занятиям, экскурсий, изучения нового материала.

- беседа - сообщение (базируется преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроках с помощью наглядных пособий, записей на доске, а также в материале текстов литературных произведений, документов);

- беседа - повторение (используют для закрепления учебного материала);

- контрольная беседа: прибегают к ней для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности учащихся (студентов) беседа бывает:

- репродуктивная (направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала);

- эвристическая, или сократовская (преподаватель за своими вопросами направляет учащихся, студентов на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные ими знания, наблюдения);

- катехізисна (заключается в воспроизведении утверждений, которые требуют дословного запоминания).

Эффективность любого вида беседы зависит от правильной формулировки вопросов, каждое из которых следует ставить перед всем классом, группой. Фамилия ученика, студента, которые будут отвечать на вопрос, следует называть лишь после короткой паузы, которую необходимо предоставлять для продумывания ответа. Чаще надо обращаться к более слабых учеников. Следует также избегать длинных формулировок и двойных вопросов, которые вносят путаницу в ответе. Если учащиеся, студенты не могут ответить на поставленные вопросы, использует наводящие вопросы. Однако до подсказок прибегать не следует (например, не следует произносить слоги, по которым ученик догадывается, о чем его спрашивают).

Работа с учебником.

Самостоятельная работа учащихся, студентов с печатным текстом позволяет глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.

К распространенных видов такой работы относятся:

- чтение текста из учебника с целью закрепления тань, полученных на занятии. Открывая чтения, следует вспомнить изученный материал, что поможет глубже проникнуть в смысл прочитанного. Прочитав текст, необходимо мысленно воспроизвести основные тезисы темы;

- ответы на представленные в учебниках после текста темы вопрос. Это приучает к внимательному чтению текста, помогает выделить в нем главное, установить причинно-следственные связи;

- заучивание текстов правил, законов, стихов и др. Если текст большой по объему, его целесообразно разделить на смысловые части;

- анализ таблиц, рисунков и других иллюстраций, помещенных в учебнике. Он должен иметь осмысленный характер, поскольку во время анализа приходится связывать иллюстрации с текстом учебника, изученным материалом.

Опытные учителя иногда предлагают ученикам самостоятельно проработать некоторые темы учебника, подбирая их так, чтобы можно было самостоятельно освоить материал.

Наглядные методы обучения охватывают иллюстрирование, демонстрация, самостоятельное наблюдение.

Иллюстрирование.

Заключается оно в демонстрировании иллюстрированных пособий, плакатов, географических и исторических карт, схем, рисунков на доске, картин (фотографий, моделей и др.). В учебном процессе нередко для иллюстрирования непосредственно используют растения, живых животных, минералы, технику. Иллюстрации облегчают восприятие учебного материала, способствуют формированию конкретных представлений, точных понятий.

Демонстрации.

Этот метод предусматривает показ материалов в динамике (использование приборов, опытов, технических установок и др.). Он эффективен, когда все ученики, студенты имеют возможность воспринимать предмет или процесс. Преподаватель концентрирует внимание на главном, помогает выделить существенные аспекты предмета, явления, сопровождая рассказ соответствующими пояснениями. Демонстрируя модели, производственные процессы на предприятии, следует обязательно позаботиться о соблюдении правил техники безопасности.

Самостоятельное наблюдение.

Это непосредственное самостоятельное восприятие учениками, студентами явлений действительности в процессе обучения. Методика организации любого наблюдения предполагает несколько этапов: инструктаж относительно цели, задачи и методики наблюдения; фиксация, отбор, анализ и обобщение его результатов. Выполненную работу следует обязательно оценивать.

Практические методы обучения охватывают упражнения, лабораторные работы, практические работы, исследовательские работы.

Упражнения.

По своей сути они являются многократным повторением определенных действий или видов деятельности с целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.

В учебном процессе используются следующие виды упражнений:

- подготовительные (готовят учеников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике);

- вступительные (способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий);

- пробные (первые задачи на применение только что усвоенных знаний);

- тренировочные (способствуют формированию навыков в стандартных условиях - по образцу, инструкции, заданию);

- творческие (по содержанию и методам выполнения приближаются к реальным жизненным ситуациям);

- контрольные (преимущественно учебные - письменные, графические, практические упражнения).

Количество упражнений зависит от индивидуальных особенностей учеников, студентов и должна быть достаточной для формирования навыка. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий, а должны основываться на системе, четко спланированной последовательности действий, в частности постепенном ускладненні. их нельзя прерывать на длительное время. Эффективность упражнения зависит и от анализа его результатов.

Лабораторная работа.

Она является одной из форм изучения явлений природы с помощью специального оборудования, связывает теорию с практикой, вооружает методами исследования в естественных условиях, формирует навыки использования приборов, учит обрабатывать результаты измерений и формулировать правильные научные выводы и предложения. Лабораторной работе предшествует инструктаж: сообщение ее цели и задач, ознакомления с оборудованием, объяснение последовательности выполнения работы, фиксирования и оформления результатов. Для лабораторных работ составляют карточки - инструкции, с которыми ученики, студенты могут ознакомиться индивидуально. Учитель (преподаватель) следит за выполнением работы ученика и в случае необходимости дает консультации. Во время выполнения лабораторной работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Завершается лабораторная работа устным или письменным отчетом каждого ее участника.

Практическая работа.

По своим особенностям она близка к лабораторной. На ней педагог организует детальное рассмотрение учениками или студентами отдельных теоретических выводов учебного предмета и формирует умение и навыки их практического применения. Для этого каждый ученик (студент) выполняет определенное задание. Практические занятия проводятся в классах или учебных лабораториях, оснащенных необходимыми средствами обучения.

Перечень тем практических занятий определяется учебной программой предмета. Обычно их планируют после изучения темы или курса. Этапами проведения практической работы являются: объяснение учителя (теоретическое осмысление работы), показ (инструктаж), проба (работают 2-3 ученики (студенты), остальные наблюдают), выполнение работы (каждый самостоятельно работает над индивидуальным заданием), контроль (учитель принимает и оценивает работы).

Исследовательская работа.

Реализуясь как поисковое задание и проект, она предусматривает индивидуализацию обучения, расширение объема знаний учащихся, студентов. Ее применяют в процессе изучения любых предметов. В основном это отчеты о наблюдениях за природными явлениями, обзоры научно-популярной литературы, схемы действий приборов, станков, машин, предложения по совершенствованию технологических процессов. Элементы исследовательской деятельности в учебном процессе способствуют формированию активности, инициативы, любознательности, развивают мышление, побуждают к самостоятельным поискам.

Группы методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные, наглядные и практические методы обучения в деятельности учителя, преподавателя взаимосвязаны. Задача педагога - найти их оптимальное соотношение, не допуская необоснованного превалирования одних и пренебрежение другими.

Кроме словесных, наглядных и практических методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, учителя используют и другие группы методов. По типу познавательной деятельности выделяют объяснительно-иллюстративный, непродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод. За его использование познавательная деятельность носит репродуктивный характер: учитель передает ученикам знания, используя объяснение, доведение с применением различных иллюстраций, которые обеспечивают наглядный характер восприятия, осознанное запоминание, репродуктивное воспроизведение, применение на практике как образец и инструкцию. Объяснение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, беседы, упражнения и т.д.

Репродуктивный метод.

Основывается он на репродуктивном характере мышления. Применяют его, если содержание учебного материала является информативным, принципиально новым или слишком сложным для самостоятельного усвоения учащимися. Преподавание может происходить с помощью рассказа, беседы, лекции, упражнений и т.д.

Проблемный метод.

Учитель использует его для активизации мыслительной деятельности детей в процессе проблемных рассказы, беседы, лекции и т.д.

Частично-поисковый метод.

Заключается он в сообщении педагогом необходимой для самостоятельного получения учащимися информации во время нахождения ответов на поставленные вопросы или решения проблемных задач.

Исследовательский метод.

Предусматривает привлечение школьников к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи между предметами и явлениями действительности, познают закономерности, делают выводы.

Учитывая особенности умозаключений методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности разделяют на индуктивный,дедуктивный, традуктивний.

Индуктивный метод.

При его использовании усвоения знаний осуществляется в процессе перехода от единичного к общему. Используется, как правило, на эмпирическом уровне познания, когда материал имеет фактический характер или связан с формированием понятий, а также во время изучения технических механизмов, выполнение практических заданий, решение математических и физических задач.

Дедуктивный метод.

Предусматривает переход от общего к частному в процессе усвоения знаний. Педагог сначала сообщает общее положение, формулу, закон, которые ведут к постепенному решения конкретных задач.

Индуктивный и дедуктивный методы реализуют через применение словесных, наглядных, практических, репродуктивного, проблемного, частично-поискового методов.

Традуктивний метод.

Заключается в усвоении учебного материала от частного к частному через установление сходств или различий.

По доминирующей мислительною операцией выделяют анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, выделение главного. Метод анализа. Предполагает рассмотрение предметов и явлений по отдельным признакам и отношениями, разделение на элементы, осмысление связей между ними.

Метод синтеза.

Заключается в мысленном или практическом сочетании выделенных в ходе анализа элементов или свойств предмета в единое целое.

Метод сравнения.

С его помощью устанавливают схожие и отличные черты между определенными предметами, явлениями. В учебном процессе сравнения применяют с целью общего противопоставление фактов, явлений; сопоставление по указанным учителем или учениками признакам; сравнение явлений в их развитии.

Метод обобщения.

Предусматривает переход от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Обобщение осуществляется путем абстрагирования от специфического и выявления присущих явлениям общих признаков (свойств, отношений и т.п.). Применяют его при осмыслении понятий, суждений, теорий.

Метод конкретизации.

Помогает учащимся перейти от непосредственных впечатлений к пониманию сути того, что изучается: результаты конкретизации предстают в форме примеров, задач, схем, моделей и т.п.

Метод выделения главного.

Заключается в распределении информации на логические части и выделение среди них главных.

Владение педагогом системой методов организации и осуществления способствует разнообразию, повышению эффективности учебно-познавательной деятельности школьников.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Направлены они на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность и способствуют обогащению учащихся (студентов) учебной информации. Они охватывают методы формирования познавательных интересов и методы стимулирования долга и ответственности в обучении.

Методы формирования познавательных интересов. Они охватывают методы учебной дискуссии; обеспечение успеха в обучении; познавательных игр, создание занимательных ситуаций; создание ситуации новизны учебного материала; использование жизненного опыта учащихся (студентов).

Метод учебной дискуссии.

Дискуссией является публичное обсуждение спорного вопроса. Она предполагает обмен мнениями между учениками (студентами), а также между учителями (преподавателями) и учениками (студентами). Дискуссия учит самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, развивает умение анализировать и аргументировать утверждение, уважать мнение других, критически оценивать чужие и собственные суждения. Во время учебной дискуссии обсуждают научные выводы, данные, требующие подготовки по источникам, которые содержат более широкую информацию, чем учебник. Дискуссия призвана не только дать новые знания, но и создать эмоционально насыщенную атмосферу, которая бы способствовала глубокому проникновению в истину.

Метод обеспечения успеха в обучении.

Предусматривает помощь відстаючому ученику, студенту, развитие у них интереса к знаниям, стремление закрепить успех. им помогают в обучении до тех пор, пока они не догонят других и не получат первые хорошие оценки. Такая оценка поднимает настроение, пробуждает уверенность в собственных возможностях и на этой основе - стремление закрепить успех. Обеспечение успеха в обучении тем эффективнее, чем крепче вера в собственные силы, глубже чувства собственного достоинства.

Метод познавательной игры.

Это спланированная с дидактической целью развлекательная деятельность учения. Она имеет огромное влияние на ученика. Игра в учебном процессе обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу для усвоения и воспроизведения знаний, облегчает процесс освоения материала, поощряет к учебной работе, снимает усталость, предотвращает перегрузку. С помощью игры моделируют жизненные ситуации, вызывающие интерес к учебным предметам. Например, на повторювально-обобщающем уроке учебную игру можно организовать как КВН. Ее схема имеет несколько этапов: разминка - домашнее задание - индивидуальная работа - конкурс «Угадай» - конкурс мастеров искусства - конкурс рассказчиков - конкурс капитанов. Задачи следует отбирать так, чтобы они имели репродуктивный или продуктивный характер, но обязательно - юмористическую форму. Для проведения такого урока формируют две команды, а также выбирают жюри.

Разминка предполагает составление рассказа на изученную тему. В ней принимают участие все члены команды. Инсценировка домашнего задания может включать отдельный раздел или всю тему. Для индивидуальной работы двум-трем членам каждой команды предлагают интересные задания. Конкурс «Угадай» - это отгадывание загадок, выполнение различных тестов, задач. Для конкурса мастеров искусства от каждой команды выбирают 3-4 ученика, которые выполняют роли художника, поэта, певца. В конкурсе рассказчиков обоим командам дают рисунок, по которому нужно составить рассказ. Капитаны соревнуются, решая задачи, анализируя картины.

Метод создания интересных ситуаций.

Предусматривает использование в процессе преподавания учебного материала интересных историй, юмористических отрывков и др., которыми легко привлечь внимание.

Метод создания ситуации новизны учебного материала.

Он обязывает акцентировать на каждом занятии новизну знаний, которыми обогатились ученики (студенты), создавать психологическую атмосферу, в которой они получают моральное удовлетворение от осознания собственного интеллектуального роста. Все это вызывает желание эффективнее работать над собой, ценить время, отведенное для обучения.

Метод использования жизненного опыта учеников, студентов. Познание и осмысление научных основ протекания процессов, которые они наблюдали в жизни или в которых сами принимали участие, вызывает интерес к теоретическим знаниям, формирует желание познавать суть фактов, явлений, с которыми они сталкиваются в жизни.

Методы стимулирования долга и ответственности в обучении.

Предполагают объяснение школьникам, студентам общественной и личной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и, в случае необходимости - указание на недостатки, замечания.

Чувство ответственности воспитывают, привлекая более слабых учеников, студентов к подражанию приемов работы более сильных. Можно также коллективно проанализировать сложная задача. При этом педагог должен не только предъявлять требования, но и проверять их выполнение.

 

Методы контроля и самоконтроля в учебно-познавательной деятельности.

Эти методы дают возможность проверить уровень усвоения учащимися (студентами) знаний, сформированности умений и навыков. К этой группе относят методы устного, письменного, текстового, графического, программированного контроля, практической проверки, а также методы самоконтроля и самооценки.

Устный контроль (устный опрос). Это самый распространенный метод в учебной практике. Его использование способствует овладению логическим мышлением, выработке и развитию навыков аргументировать, выражать свои мысли грамотно, образно, эмоционально, отстаивать собственное мнение. Устный опрос осуществляют в следующей последовательности:

- формулировка вопросов (задач) с учетом специфики предмета и требований программы;

- подготовка учащихся, студентов к ответу и изложение своих знаний;

- корректировка и самоконтроль изложенных знаний в процессе ответа;

- анализ и оценка ответа.

По уровню познавательной активности вопросы для проверки могут быть: репродуктивными (предвижу! воспроизведение изученного); реконструктивними (требующих применения знаний и умений в несколько измененных условиях); творческими (применение знаний и умений в значительно измененных нестандартных условиях, перенос усвоенных принципе: доведение (способов действий) на выполнение более сложных по в дань).

Вопросы для устной проверки подразделяют на основные, дополнительные и вспомогательные. Основной вопрос формулируют так, чтобы можно было дать на него самостоятельную развернутый ответ. Дополнительные вопросы задают для уточнения того, как ученик, студент понимают определенный вопрос, формулировки, формулы и др. Вспомогательные вопросы часто являются наводящими, они помогают ученику исправить ошибки, неточности.

Все вопросы должны быть логичными, четкими, понятными и посильными, а их совокупность - последовательной и систематической.

В учебном процессе практикуют индивидуальное фронтальное и уплотненная (комбинированное) устный опрос.

Индивидуальный опрос предполагает развернутый ответ «на оценку». При этом важно заранее определить, кого именно вызвать, сколько всего учеников, студентов опросить, сколько времени отвести на опрос, а также предусмотреть, что в это время будут делать другие. Большое значение имеет привлечение учащихся, студентов к оцениванию знаний своих товарищей через рецензирование ответов.

Фронтальное опрос - проверка знаний, умений и навыков многих учеников (студентов) одновременно. На практике фронтальное и индивидуальное опроса нередко сочетают: преподаватель формулирует вопросы и проводит беседу - проверку знаний.

Уплотняющее (комбинированное) опрос дает возможность пере верить знания сразу нескольких учеников (студентов): один отвечает устно, остальные - выполняют определенные задачи на доске. Выполненное на доске задачи часто анализируют всем классом (группой).

Использование этого метода способствует установлению тесного контакта между учителем и учеником, дает возможность познать логику выполнения заданий и их оценивания, выявлять пробелы или неточности в знаниях учащихся (студентов) и сразу их исправлять. Однако этот метод требует слишком много времени на проверку. Кроме того, ученики во время ответа волнуются, оценка нередко бывает субъективной, ибо содержание ответа не зафиксировано, и т.д.

Письменный контроль.

Задача его заключается в письменной проверке знаний, умений и навыков учащихся (студентов). Он позволяет выяснить степень овладения умениями и навыками по предмету, качество знаний (объем, правильность, точность, осознанность, умение применить на практике).

В зависимости от специфики предмета письменный контроль знаний проводится в форме контрольной работы, написание сочинения, перевода, диктанта. Темы контрольных работ, задачи, упражнения должны быть понятными и посильными, соответствовать уровню знаний учащихся (студентов). В то же время они должны потребовать определенных усилий, проявлять знание фактического материала. Письменные задания могут быть и домашними работами.

Положительным в письменной проверке является то, что за короткий срок удается составить представление о знания многих учащихся (студентов), результаты проверки сохраняются и есть возможность выявить детали и неточности в ответах. Однако письменный контроль требует немало времени для чтения работ. Часто пренебрежение учителями орфографических требований приводит к снижению грамотности учащихся.

Тестовый контроль (англ. test - экзамен, испытание, опыт). Предполагает выбор учеником, студентом одного или нескольких вариантов из предложенного перечня, ранжирование списка, вставление пропущенных слов, нахождение ошибок. Это дает возможность за короткое время проверить знания учебного материала всех учащихся (студентов).

Тестовая проверка позволяет эффективно использовать время, ставит перед всеми одинаковые требования, помогает избегать чрезмерных волнений. Важно и то, что объективность оценки исключает случайность в оценке знаний, стимулирует к их самоконтроля. Однако тест может выявить только знание фактов, а не способности, он поощряет к механическому запоминанию, а не к работе мысли, требует много времени для его составления.

Графический контроль.

Заключается в создании учеником, студентом обобщенной наглядной модели, которая отражает отношения, взаимосвязи определенных объектов или их совокупности Его используют на занятиях по черчению, географии, геометрии и т.д. Наглядная модель - это графическое изображение условий задачи, чертеж, диаграмма, схема, таблица (например, схема исторической битвы, нанесенные на контурные карты определенные географические и исторические объекты). Графическая проверка может быть самостоятельным видом контроля или органическим элементом устной или письменной проверки.

Программируемый контроль.

Реализуют его, предъявляя всем учащимся, студентам стандартные требования, что обеспечивается использованием одинаковых по количеству и сложности контрольных заданий, вопросов. При этом анализ ответа, выведение и фиксация оценки осуществляют с помощью индивидуальных средств (например, компьютера).

Практическая проверка.

Применяется при изучении таких предметов, как физика, химия, биология, трудовое обучение, предусматривающие овладение системой умений и навыков. Ее осуществляют во время лабораторных и практических занятий. Во время практической проверки, следя за выполнением определенных действий, выясняют, в какой степени ученик, студент осознали теоретические основы этих действий.

Самоконтроль.

Сутью его является осознанное регулирование учеником (студентом) своей деятельности для обеспечения таких результатов, которые бы отвечали поставленным целям, требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля - предотвратить ошибки и исправить их.

Самооценка.

Предполагает критическое отношение ученика (студента) своих способностей и возможностей, объективное оценивание достигнутых успехов. Учитывая особенности процесса и результатов самооценки, учащихся (студентов) делятся на таких, которые переоценивают себя, недооценивают, оценивают себя адекватно.

Для обучения самоконтролю и самооценке педагог должен мотивировать выставленную оценку, предлагать ученику (студенту) самому оценить свой ответ. Действенным способом является и организация взаимоконтроля, рецензирование ответов. Важно при этом ознакомить учеников, студентов с нормами и критериями оценки знаний, обращая внимание на то, что ошибки могут быть существенные и менее существенные учитывая цель контроля. Результаты самоконтроля и самооценки знаний по отдельным темам фиксируют в журнале. Это делает их весомыми, влияет на усиление ответственности за учебную работу, на воспитание честности и чувства собственного достоинства.