Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 92

Тема. Тестовые задания «Строение слова. Словообразование. Орфография». Аудирование

 

Цель: проверить знания сведений о строении слова, основные способы словообразования, знание орфографических правил, умение определять строение слова, способ создания слов; распознавать изученные орфограми; проверить умение воспринимать информацию, правильно и полно отвечать на вопросы, подтверждая понимание содержания текста; воспитывать у учащихся настойчивость в обучении.

Оборудование: тесты, текст для аудирования.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. НАПИСАНИЕ ТЕСТОВ

И вариант

1. Укажите группу однокоренных слов.

а) ужин, вечер, вечером, вечереет;

б) подводный, вода, подвода, водяной;

в) ночной, ночь, ночью, ничего.

2. Укажите разные формы одного и того же слова.

а) зеленый, зеленеть, зеленка, зелень;

б) день, день, днем, дни;

в) снег, снеговик, снежинка, снежный.

3. Укажите слово, строение которого определена правильно:

4. Укажите слово, образованное суфіксальним способом:

а) межгорье;

б) прочитать;

в) будильник.

5. Укажите слово, образованное приставочной-суфіксальним способом.

а) сильный;

б) подорожник;

в) пралес.

6. Укажите группу слов, в каждом из которых на месте пропуска пишется ы.

а) зб..рати, зам..латы, разд..рати;

б) замир..рати, пом..рати, зб..ру;

в) отв..рати, положение..рти, заст..лить.

7. Укажите группу слов, в формах которых звук [и] не чередуется с [о] или [е]:

а) конь, камень, гром;

б) стрелять, хранить, защіпати;

√ в) снег, конец, хлеб.

8. Укажите группу слов, в корнях которых пишется и:

а) щ..рый, щ..тка, щ..пнуть;

б) зач..пати, веч..р, ч..тко;

в) щ..лина, щ..т, щ..рість.

9. Укажите случай, когда в дієслівній форме на месте пропуска пишется же:

а) сажать - са..в;

б) будить - бу..в;

в) говорить - ка..у.

10. Укажите слово с приставкой с-:

а) (с,с)сыпать;

б) (с,с)фотографировать;

в) (с,с)держать.

11. Укажите слово с приставкой при-:

а) пр(е,и)добрый волшебник;

б) пр(е,и)красный вечер;

в) пр(е,и)бережной песок.

12. Укажите слово с приставкой пре-:

а) пр(е,и)мудрый дедушка;

б) пр(е,и)лит птиц;

в) пр(е,и)морской край.

 

II вариант

1. Отметьте группу однокоренных слов:

а) солнце, солнца, солнцу, солнцем;

б) вода, водяной, водить, надводный;

в) земля, земляной, приземлиться, землянка.

Приведите пример четырех однокоренных слов.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Отметьте слово, правильно разобранное по строению:

image16

Приведите собственный пример разбора двух слов по строению.

_________________________________________________________

3. Запишите в скобках способ словообразования:

землетрясение(___________________________ )

прекрасный(__________________________ )

лазурь(_____________________________ )

Приведите собственный пример каждого из указанных способов словообразования.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Составьте словосочетания или предложения, в которых употреблены слова молодежи, прошлое, современное, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Приведите собственный пример словосочетания со словом, образованным путем перехода из одной части речи в другую.

_________________________________________________________

5. Измените слова или подберите однокоренные, в корнях которых чередовались бы гласные и согласные звуки. Сделайте запись звуков, которые чередуются.

Беречь, плакаты, год, друг.

_________________________________________________________

Приведите свои примеры слов с чередованием таких звуков.

_________________________________________________________

6. Вставьте нужную букву.

Пр..сесть, пр..лететь, пр..красный, пр..свыше, ро..тереть, бе..сердечный, ..шивати, ..писать.

Приведите собственный пример шести слов с такими орфограммами.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

IV. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИРОВАНИЯ

Текст для аудирования

Соловей

Очень обидно было Івасикові, что его соловей не пел. Купил он его за собственные деньги, что были подарены ему на именинах, посадил в хорошую клетку, украшенную узорами. Соловей же молчал, словно онемел.

Соловьи поют только весной,- развлекала мальчика мама.

И соловей и весной молчал. Поэтому странно и обидно было Івасикові, и злость брала на соловья.

Соловьем интересовался не только Ивасик, а и серый полосатый кот. Но ему было безразлично соловейкових замечательных песен: он любил то пение только тогда, как соловей пел на ветвях, и, напевая, закрывал глазки, весь проникаясь своим тьохканням. То пение было такое благо, что кот тихонечко, припадая к ветви, чтобы не перебить, подкрадывался к маленького певца и хватал его в свои крепкие объятия. И не благодарными поцелуями одаривал кот соловья: цепкие когти крепко держали птицу, острые, как иглы, мелкие коту зубенята перегризали певцу горло. И теперь коту было безразлично соловейкових песен: хотя бы соловей и затьохкав, закрыв глаза, все равно его не достанешь в клетке, висевшей под потолком над окном.

А соловей скучал. В комнате было тепло, еды было достаточно. И хоть ночами и мигали из темноты страшные хищнические глаза кота, к этому можно было привыкнуть. В соловейковім сердце была такая тоска, такая отчаянная тоска по воле, за солнцем, за воздухом, он бился крылышками в решетку, словно сумасшедший, и падал без сознания. Только в клетке соловей познал, что есть на свете воля. Теперь она часто ему снилась - странная, волшебная, как сказка. Воля!.. Это слово он впервые услышал от работницу, которая ответила Івасикові на его вопрос - почему соловей даже весной молчал.

- Пустите, паничу, его на волю, тогда он запоет.

Как-то был замечательный солнечный день за окном. Деревья в саду замерли, словно окоченели от мороза; чистенький снежок искорками сверкал на солнце.

В комнату вошла служанка, открыла форточку и начала убирать. Соловей с тоской смотрел в окно, не замечая даже, как острый холод пронизывал его до косточек.

Когда это вдруг вскочил в форточку кот, прыгнул оттуда на клетку и повис на дверце. Дверца одірвались под его весом, но и кот не удержался и упал. Служанка потянула его щеткой по спине, и он пулей вылетел из комнаты.

Соловей вспорхнул и вылетел в сад. Холодный воздух обхопило его всего, и он не обращал внимания, рвался в высь, к солнцу: оно пригреет и приласкает! Высоко-высоко поднялся соловей, но желанного тепла не было, потому что над ним сияло зимнее солнце. Зато была свобода!

Как любо!.. Но как же холодно!.. Он чувствовал, что еще мгновение - и он замерзнет. Там, внизу, приоткрытая форточка, и в комнате так тепло, так приветливо. Туда!.. О, нет!.. Лучше смерть, чем жизнь в клетке! Холод крепчал, соловей замерзал, едва шевеля крылышками. В комнату, в клетку?.. Нет, лучше смерть! Серенькой комочком упал он с высоты на белый, блестящий снег.

(448 сл.) (По С. Черкасенком.)

Дать ответ на каждый из вопросов.

1. Почему, купив соловья, Ивасик сокрушался?

а) Потому что соловей оказался больным;

б) потому что соловей не хотел клевать зерно;

в) потому что соловей не пел, боясь кота;

г) потому что соловей не пел по неизвестной причине.

2. За чем тосковал соловей?

а) По своей солов'їхою;

б) по родным гнездышком;

в) по родным рощей;

г) по воле.

3. Что ответила служанка на вопрос мальчика, чего соловей молчит?

а) «Он не умеет петь, потому что слишком молод»;

б) «Он не будет петь, не видя солов'їхи»;

в) «Купите еще одного соловья, то будут петь вдвоем»;

г) «Пустите его на волю, тогда запоет».

4. Кто случайно оторвал дверцу клетки?

а) Служанка;

б) Ивасик;

в) кот;

г) Івасикова иметь.

5. Куда рвался соловей, вылетев в сад?

а) В даль, в родной роще;

б) в высь, к солнцу;

в) в небо, в других птичек;

г) за город, в леса и рощ.

6. Между чем пришлось выбирать соловейку?

а) Между жизнью в зимнем городе и путешествием в теплые края;

б) между гибелью от кошачьих когтей и жизнью в клетке;

в) между гибелью на свободе и жизнью в клетке;

г) между возвращением к родному гнезду и жизнью в клетке.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, повторить § 67.