СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 92
Тема. Тестовые задания «Строение слова. Словообразование. Орфография». Аудирование
Цель: проверить знания сведений о строении слова, основные способы словообразования, знание орфографических правил, умение определять строение слова, способ создания слов; распознавать изученные орфограми; проверить умение воспринимать информацию, правильно и полно отвечать на вопросы, подтверждая понимание содержания текста; воспитывать у учащихся настойчивость в обучении.
Оборудование: тесты, текст для аудирования.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. НАПИСАНИЕ ТЕСТОВ
И вариант
1. Укажите группу однокоренных слов.
√ а) ужин, вечер, вечером, вечереет;
б) подводный, вода, подвода, водяной;
в) ночной, ночь, ночью, ничего.
2. Укажите разные формы одного и того же слова.
а) зеленый, зеленеть, зеленка, зелень;
√ б) день, день, днем, дни;
в) снег, снеговик, снежинка, снежный.
3. Укажите слово, строение которого определена правильно:
4. Укажите слово, образованное суфіксальним способом:
а) межгорье;
б) прочитать;
√ в) будильник.
5. Укажите слово, образованное приставочной-суфіксальним способом.
а) сильный;
√ б) подорожник;
в) пралес.
6. Укажите группу слов, в каждом из которых на месте пропуска пишется ы.
√ а) зб..рати, зам..латы, разд..рати;
б) замир..рати, пом..рати, зб..ру;
в) отв..рати, положение..рти, заст..лить.
7. Укажите группу слов, в формах которых звук [и] не чередуется с [о] или [е]:
а) конь, камень, гром;
б) стрелять, хранить, защіпати;
√ в) снег, конец, хлеб.
8. Укажите группу слов, в корнях которых пишется и:
а) щ..рый, щ..тка, щ..пнуть;
√ б) зач..пати, веч..р, ч..тко;
в) щ..лина, щ..т, щ..рість.
9. Укажите случай, когда в дієслівній форме на месте пропуска пишется же:
а) сажать - са..в;
б) будить - бу..в;
√ в) говорить - ка..у.
10. Укажите слово с приставкой с-:
√ а) (с,с)сыпать;
б) (с,с)фотографировать;
в) (с,с)держать.
11. Укажите слово с приставкой при-:
а) пр(е,и)добрый волшебник;
б) пр(е,и)красный вечер;
√ в) пр(е,и)бережной песок.
12. Укажите слово с приставкой пре-:
√ а) пр(е,и)мудрый дедушка;
б) пр(е,и)лит птиц;
в) пр(е,и)морской край.
II вариант
1. Отметьте группу однокоренных слов:
а) солнце, солнца, солнцу, солнцем;
б) вода, водяной, водить, надводный;
√ в) земля, земляной, приземлиться, землянка.
Приведите пример четырех однокоренных слов.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2. Отметьте слово, правильно разобранное по строению:
Приведите собственный пример разбора двух слов по строению.
_________________________________________________________
3. Запишите в скобках способ словообразования:
землетрясение(___________________________ )
прекрасный(__________________________ )
лазурь(_____________________________ )
Приведите собственный пример каждого из указанных способов словообразования.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Составьте словосочетания или предложения, в которых употреблены слова молодежи, прошлое, современное, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Приведите собственный пример словосочетания со словом, образованным путем перехода из одной части речи в другую.
_________________________________________________________
5. Измените слова или подберите однокоренные, в корнях которых чередовались бы гласные и согласные звуки. Сделайте запись звуков, которые чередуются.
Беречь, плакаты, год, друг.
_________________________________________________________
Приведите свои примеры слов с чередованием таких звуков.
_________________________________________________________
6. Вставьте нужную букву.
Пр..сесть, пр..лететь, пр..красный, пр..свыше, ро..тереть, бе..сердечный, ..шивати, ..писать.
Приведите собственный пример шести слов с такими орфограммами.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
IV. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИРОВАНИЯ
Текст для аудирования
Соловей
Очень обидно было Івасикові, что его соловей не пел. Купил он его за собственные деньги, что были подарены ему на именинах, посадил в хорошую клетку, украшенную узорами. Соловей же молчал, словно онемел.
Соловьи поют только весной,- развлекала мальчика мама.
И соловей и весной молчал. Поэтому странно и обидно было Івасикові, и злость брала на соловья.
Соловьем интересовался не только Ивасик, а и серый полосатый кот. Но ему было безразлично соловейкових замечательных песен: он любил то пение только тогда, как соловей пел на ветвях, и, напевая, закрывал глазки, весь проникаясь своим тьохканням. То пение было такое благо, что кот тихонечко, припадая к ветви, чтобы не перебить, подкрадывался к маленького певца и хватал его в свои крепкие объятия. И не благодарными поцелуями одаривал кот соловья: цепкие когти крепко держали птицу, острые, как иглы, мелкие коту зубенята перегризали певцу горло. И теперь коту было безразлично соловейкових песен: хотя бы соловей и затьохкав, закрыв глаза, все равно его не достанешь в клетке, висевшей под потолком над окном.
А соловей скучал. В комнате было тепло, еды было достаточно. И хоть ночами и мигали из темноты страшные хищнические глаза кота, к этому можно было привыкнуть. В соловейковім сердце была такая тоска, такая отчаянная тоска по воле, за солнцем, за воздухом, он бился крылышками в решетку, словно сумасшедший, и падал без сознания. Только в клетке соловей познал, что есть на свете воля. Теперь она часто ему снилась - странная, волшебная, как сказка. Воля!.. Это слово он впервые услышал от работницу, которая ответила Івасикові на его вопрос - почему соловей даже весной молчал.
- Пустите, паничу, его на волю, тогда он запоет.
Как-то был замечательный солнечный день за окном. Деревья в саду замерли, словно окоченели от мороза; чистенький снежок искорками сверкал на солнце.
В комнату вошла служанка, открыла форточку и начала убирать. Соловей с тоской смотрел в окно, не замечая даже, как острый холод пронизывал его до косточек.
Когда это вдруг вскочил в форточку кот, прыгнул оттуда на клетку и повис на дверце. Дверца одірвались под его весом, но и кот не удержался и упал. Служанка потянула его щеткой по спине, и он пулей вылетел из комнаты.
Соловей вспорхнул и вылетел в сад. Холодный воздух обхопило его всего, и он не обращал внимания, рвался в высь, к солнцу: оно пригреет и приласкает! Высоко-высоко поднялся соловей, но желанного тепла не было, потому что над ним сияло зимнее солнце. Зато была свобода!
Как любо!.. Но как же холодно!.. Он чувствовал, что еще мгновение - и он замерзнет. Там, внизу, приоткрытая форточка, и в комнате так тепло, так приветливо. Туда!.. О, нет!.. Лучше смерть, чем жизнь в клетке! Холод крепчал, соловей замерзал, едва шевеля крылышками. В комнату, в клетку?.. Нет, лучше смерть! Серенькой комочком упал он с высоты на белый, блестящий снег.
(448 сл.) (По С. Черкасенком.)
Дать ответ на каждый из вопросов.
1. Почему, купив соловья, Ивасик сокрушался?
а) Потому что соловей оказался больным;
б) потому что соловей не хотел клевать зерно;
в) потому что соловей не пел, боясь кота;
√ г) потому что соловей не пел по неизвестной причине.
2. За чем тосковал соловей?
а) По своей солов'їхою;
б) по родным гнездышком;
в) по родным рощей;
√ г) по воле.
3. Что ответила служанка на вопрос мальчика, чего соловей молчит?
а) «Он не умеет петь, потому что слишком молод»;
б) «Он не будет петь, не видя солов'їхи»;
в) «Купите еще одного соловья, то будут петь вдвоем»;
√ г) «Пустите его на волю, тогда запоет».
4. Кто случайно оторвал дверцу клетки?
а) Служанка;
б) Ивасик;
√ в) кот;
г) Івасикова иметь.
5. Куда рвался соловей, вылетев в сад?
а) В даль, в родной роще;
√ б) в высь, к солнцу;
в) в небо, в других птичек;
г) за город, в леса и рощ.
6. Между чем пришлось выбирать соловейку?
а) Между жизнью в зимнем городе и путешествием в теплые края;
б) между гибелью от кошачьих когтей и жизнью в клетке;
√ в) между гибелью на свободе и жизнью в клетке;
г) между возвращением к родному гнезду и жизнью в клетке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, повторить § 67.