Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 91

Тема. Чередование согласных в корнях слов

 

Цель: ознакомить школьников с основными случаями чередование согласных звуков; научить их правильно обосновывать свой выбор в написании согласных; воспитывать у учащихся добросовестное отношение к предмету.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего упражнения.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнения 604, 605 (письменно).

2. Работа у доски.

Задача: поставить представленные слова в форме кличного падежа. Подчеркнуть буквы, обозначающие звуки, которые чередуются.

Казак, пастух, друг, Явтух, язык, птица.

3. Творческая работа.

Задание: образовать от каждого поданного форму глагола первого лица единственного числа. Подчеркнуть буквы, обозначающие звуки, которые чередуются.

Ездить, носить, ловить, любить, говорить, мостить, лететь, вертеть, просить, гладить, пустить, делать, терпеть, катить, звать.

Задача: заменить выделенные слова прилагательными и записать их. Подчеркнуть буквы, которые передают чередование согласных звуков.

Тетрадь Ольги, отчет за год, знаки на дорогах, мазать хлеб, мука из пшеницы, песок на берегу.

4. Работа у доски.

Задача: переписать предложения, ставя слова в скобках в нужной форме. Подчеркнуть буквы, которые передают чередование согласных звуков.

Тихие воды днепровские я встречал в (дорога). (А. Малышко.) Анна любила сидеть на (порог) и поглядывать на широкий путь. (И. Нечуй-Левицкий.) Дворец стоял на горе, на (берег) моря. (И. Нечуй-Левицкий.) Ой не шуми (луг), зеленый (байрак). (Народное творчество.) Сергей выскочил по боевой (тревога) на верхнюю палубу. (И. Цюпа.)

5. Творческая работа.

Задача: к поданным слов подобрать однокоренные, чтобы произошло чередование согласных. Составить с ними словосочетания. С тремя словосочетаниями составить предложения. Если возможно, объединить эти предложения в связный текст.

Смех, пух, нога, глаз, солнце, враг, стеречь, бежать, спать, сломить, ездить, просить.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Зрительный диктант.

Задание: прочитать текст, записанный на доске, найти слова, в которых произошло чередование гласных или согласных. Выучить четверостишие наизусть. Записать в тетрадь по памяти.

Поклон челом народа,

Что родной язык нам сохранил.

Сохранил в такую страшную непогоду,

Когда он сам стоят не мог.

(О. Олесь.)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 67, упражнение 607.