|
Объяснение учителя: по правилам чередования при образовании новых слов согласные [к] и [ц] меняются на [г]. Но в нескольких словах звук [ч] перед [н] перешел в [ш]: полотенце, ружье, дворушник, мирошник, подсолнечник, сердешный (в смысле бедный), прошлогодний. Упражнение 610 (письменно). Задачи: рассмотреть таблицу «Изменения согласных при образовании слов», с. 250. Задача I: образовать прилагательные от представленных существительных с помощью-ск-(ий). Запорожье, Сиваш, Одесса, Гадяч, Острог, Устилуг, Александровка, Калуш, Черкассы, Винница, Карпаты, Онега. Задача II: образовать от поданных слов существительные с помощью суффиксов-ств-(о), -цтв-(о), -ото-(о). Парень, трус, горняк, ткач, казак, чумак, юноша, птица, товарищ, лесник, сирота. При образовании существительных с суффиксом-ин-(а) от прилагательных-цьк - меняется на чч, а-ск - щ: турецкий - Турция, сумской - Сумщина. Упражнение 615 (письменно). Задача: переписать предложения, вставляя вместо точек пропущенные буквы. В небе вол..кому в мгле пролетели журавли. (О. Гончар.) Я опускаюсь в шлюзы Запоре..кой плотины. (О. Довженко.) Над дубравой отовсюду лилось и носилось сполохане пта..тво. (И. Нечуй-Левицкий.) Чумаки, ездившие в Крым, добывали соль в Седая..кому озере. Ходит ночь по саду меся..ими шагами. (П. Тычина.) Мать сеяла сон под моим окном, а уродился соня..ник. (Б. Олийнык.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА - На какие согласные меняются конечные согласные основ г, ж, з при добавлении к ним суффиксов-ск-, -ств-? - На какие согласные меняются к, ч, ц? - На какие согласные изменяются х, ш, с? IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, § 68, упражнение 614.
|
|