Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 93

Тема. Изменения согласных при образовании слов

 

Цель: ознакомить учащихся с основными случаями чередование согласных при образовании слов; добиться усвоения учащимися правил; воспитывать уважение и любовь к Украине.

Оборудование: учебник, карточки.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

1) Упражнение 608.

Задачи и вопросы: прочитать текст. Какое место Украины в корабельной истории? Выписать выделенные слова, подобрать к ним однокоренные. Какие изменения согласных произошли в этих словах?

2) Упражнение 609 (устно).

2. Работа у доски.

Задача: сравнить созидания слов в обеих колонках. В которой из них согласные изменились по правилам их дежурство, а где эти правила нарушены?

Рука - ручной

Рука - полотенце

Год - годовой

В прошлом году - прошлогодний

Мерка - мірочка

Мерка - мирошник

Солнце - солнечный

Солнце - подсолнух

Сердце - сердечный

Сердце - сердечный

Объяснение учителя: по правилам чередования при образовании новых слов согласные [к] и [ц] меняются на [г].

Но в нескольких словах звук [ч] перед [н] перешел в [ш]: полотенце, ружье, дворушник, мирошник, подсолнечник, сердешный (в смысле бедный), прошлогодний.

3. Работа по учебнику.

Упражнение 610 (письменно).

4. Работа с таблицей.

Задачи: рассмотреть таблицу «Изменения согласных при образовании слов», с. 250.

5. Работа у доски.

Задача I: образовать прилагательные от представленных существительных с помощью-ск-(ий).

Запорожье, Сиваш, Одесса, Гадяч, Острог, Устилуг, Александровка, Калуш, Черкассы, Винница, Карпаты, Онега.

Задача II: образовать от поданных слов существительные с помощью суффиксов-ств-(о), -цтв-(о), -ото-(о).

Парень, трус, горняк, ткач, казак, чумак, юноша, птица, товарищ, лесник, сирота.

При образовании существительных с суффиксом-ин-(а) от прилагательных-цьк - меняется на чч, а-ск - щ: турецкий - Турция, сумской - Сумщина.

6. Работа по учебнику.

Упражнение 615 (письменно).

7. Работа с карточками.

Задача: переписать предложения, вставляя вместо точек пропущенные буквы.

В небе вол..кому в мгле пролетели журавли. (О. Гончар.)

Я опускаюсь в шлюзы Запоре..кой плотины. (О. Довженко.)

Над дубравой отовсюду лилось и носилось сполохане пта..тво. (И. Нечуй-Левицкий.)

Чумаки, ездившие в Крым, добывали соль в Седая..кому озере. Ходит ночь по саду меся..ими шагами. (П. Тычина.)

Мать сеяла сон под моим окном, а уродился соня..ник. (Б. Олийнык.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа с учениками.

- На какие согласные меняются конечные согласные основ г, ж, з при добавлении к ним суффиксов-ск-, -ств-?

- На какие согласные меняются к, ч, ц?

- На какие согласные изменяются х, ш, с?

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 68, упражнение 614.