Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.3. Процесс обучения

2.3.2 Закономерности и принципы обучения

Разносторонняя учебная деятельность, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развивается личность учащегося (студента), осуществляется в соответствии с определенных закономерностей и принципов, присущих учебному процессу.

Закономерности обучения. Специфика дидактических закономерностей заключается в том, что они отражают устойчивые зависимости между всеми элементами обучения, деятельностью учителя (преподавателя), деятельностью ученика (студента) и объектом усвоения, т.е. содержанием обучения.

Закономерность обучения - объективный, устойчивый и существенный связь в учебном процессе, что предопределяет его эффективность.

Закономерности процесса обучения условно разделяют на объективные и субъективные.

Объективные закономерности порожденные сути процесса обучения. К ним относятся:

- воспитательный и развивающий характер обучения: в процессе обучения на основе усвоения системы научных знаний формируется научное мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические и физические качества учащихся (студентов), производится их отношение к учебе. Одновременно осуществляется и развитие личности - познавательных процессов, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы и др.;

- обусловленность обучения общественными потребностями: каждый этап развития человеческой цивилизации требует определенного уровня воспитанности и образованности человека, что обеспечивается обучением;
- зависимость эффективности учебного процесса от условий - учебно-материальной базы, наличия высококвалифицированных педагогических кадров, заинтересованности учебно-виховним. процессом общественности;

- зависимость процесса обучения от возрастных и реальных учебных возможностей учащихся уровня развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, умение учиться, работоспособности, отношения к учебе и др.;

- обучение предполагает целенаправленное взаимодействие учителя (преподавателя), ученика (студента) и объекта, что изучается: учитель (преподаватель) должен направлять познавательную деятельность ученика (студента), контролировать ее даже тогда, когда тот осваивает предмет самостоятельно;

- учебный процесс эффективен лишь при условии активности учащихся (студентов); результативность его зависит от разнообразия, интенсивности видов учебной деятельности.

Субъективные закономерности процесса обучения зависят от особенностей деятельности учителя (преподавателя), его характера и т.д. их формулируют так:

- понятия могут быть усвоены только тогда, когда познавательная деятельность учащихся (студентов), направленная на определение четких и понятных соотношений между ними;

- навыки формируются только при условии воспроизведения операций и действий, взятых в их основу;

- прочному усвоению учебного материала способствует его систематическое повторение и включение в систему уже усвоенного ранее содержания;

- освоение сложных способов деятельности зависит от успешного овладение простыми видами деятельности, которые относятся к сложным, и от готовности определять ситуацию, в которой эти действия могут быть выполнены;

- уровень и качество усвоения знаний за различных условий и способностей учащихся (студентов) зависит от учета учителем (преподавателем) степени значимости для них усваиваемого содержания;

- использование вариативных задач предполагает применение знаний в важных для учащихся (студентов) ситуациях, способствует формированию готовности к переносу усвоенных знаний и связанных с ними действий в новую ситуацию.

Знание закономерностей обучения способствует более глубокому познанию его принципов.

Принципы обучения.

Обучение осуществляется на основе обоснованных и проверенных практикой дидактических принципов. Обусловленные закономерностями и задачами воспитания и образования, принципы обучения определяют его направленность, содержание, организационные формы и методы.

Принцип обучения (дидактики) - утверждение, которое определяет содержание, организационные формы и методы учебной работы школы.

Современная дидактика, рассматривая обучение как процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, соответственно рассматривает и систему его принципов, которую образуют принцип научности, принцип доступности, принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности учащихся, принцип наглядности и др.

Принцип научности.

Он предусматривает изучения учащимися системы научных утверждений и использование в обучении методов, близких к тем, которые применяются в определенной науке. Требует раскрывать причинно-следственные связи явлений, событий, процессов, проникать в их сущность, демонстрировать могущество человеческой мысли, знакомить с методами науки, раскрывать историю ее развития, борьбу тенденций, взаимосвязь наук.

Принцип систематичности и последовательности.

Обусловлен он логикой науки и особенностями познавательной деятельности, которая протекает согласно возрастных закономерностей развития личности. Предполагает системность работы учителя, учет пройденного материала при изучении нового, раскрытия нового материала частями, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах, продумывание системы уроков, показ внутріпредметних и межпредметных связей. Не менее важна системность в работе учащихся, студентов (систематическое посещение занятий, последовательность выполнения домашних заданий, постоянное повторение учебного материала и др).

Принцип доступности.

Означает, что обучение успешное и эффективное при условии, когда его содержание, формы и методы соответствуют возрастным особенностям учащихся (студентов), их умственным возможностям. Реализация этого принципа предполагает соблюдение правил «от простого - к сложному», «от известного - к неизвестному», от «близкого - к далекому».

Принцип связи обучения с жизнью.

В основе соединения обучения с жизнью - объективные связи, установившиеся между наукой и производством, теорией и практикой. Реализуют этот принцип, опираясь на жизненный опыт учащихся, применяя полученные знания в практической деятельности, раскрывая практическую значимость знаний. Большое значение имеют и обращение в процессе обучения краеведческого материала и непосредственное участие школьников (студентов) в общественной жизни.

Принцип сознательности и активности учащихся.

Следует и цели и задач национальной школы и тех особенностей, которые предполагает осмысленный и творческий подход к освоению знаний.

Сознательность в обучении обеспечивается высоким уровнем активности. Сознательному усвоению знаний также способствует разъяснение цели и задач учебного предмета, его значение для решения жизненных проблем, для собственных перспектив. Не меньшее значение имеют положительная мотивация к обучению; рациональные приемы труда на уроке; критический подход учителя (преподавателя) к содержанию учебного материала, надлежащий контроль и самоконтроль в обучении.

Активизируют познавательную деятельность положительные эмоции, вызванные интересом к учебного материала, учебной деятельностью; понимание практической значимости знаний, их связи с жизнью; единство между пониманием учебного материала и его изложением в устной или письменной форме. Подспорьем является и доброжелательные отношения между учителем и учениками, умение учителя учитывать психическое состояние учеников и стадии их психического развития. Полезное и использования современных технических средств обучения.

Принцип наглядности.

Он требует строить процесс обучения на основе живого восприятия учащимися (студентами) предметов и явлений объективной действительности. Ведь чувственное восприятие учебного материала, составляющего основу наглядности, способствует формированию четких, точных образов воображения, активизирует умственную деятельность, является действенным средством осознания материала.

В зависимости от характера отображения учебных объектов наглядность бывает:

- натуральной - растения, животные, орудия и продукты труда, минералы, химические вещества и др.;

- изобразительный - учебные картины, рисунки, репродукции художественных полотен, макеты, муляжи;

- схематической - географические и исторические карты, схемы, диаграммы, графики, рисунки, таблицы и т.д.

При использовании наглядности важно не перегружать ею процесс обучения - это снижает самостоятельность и активность личности в осмыслении учебного материала. Следует также четко формулировать цель использования наглядных средств в структуре урока и помнить, что показ заранее всех наглядных средств дезорганизовывает внимание. При этом наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не вызывать побочных ассоциаций. Следуя этому принципу, необходимо также учитывать возраст школьников.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки могут быть прочными при уме ли вы, что они образуют систему, которая постоянно обновляется, уточняется и закрепляется. Поэтому реализация этого принципа предполагает:

- повторение учебного материала по разделам и структурными смысловыми частями;

- запоминание нового материала в сочетании изученным;

- активизацию учащихся во время повторения;

- новое группирование материала с целью его систематизации;

- выделения при повторении главных идей;

- использование во время повторения разнообразных методов, форм и подходов;

- самостоятельное творческое применение знаний;

- постоянное возвращение к ранее усвоенных знаний для поиска в них новых смыслов, переоценка их и т.д.

Принцип индивидуального подхода к учащимся.

Этот принцип дает возможность в условиях коллективной учебной работы каждому ученику, студенту идти своим путем. Реализуя его, учитывающих уровень умственного развития каждого ребенка, его знания и умения, познавательную и практическую самостоятельность, интересы, настойчивость, работоспособность. Учителю надо не только хорошо знать особенности учебно-познавательной деятельности своих учеников, но и уметь оказать им помощь, организовать индивидуальную работу с теми, кто нуждается.

Принцип эмоциональности.

Основывается он на том, что в процессе познавательной деятельности у учащихся (студентов) возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут способствовать или препятствовать успешному усвоению знаний. Способствуют активизации процесса познавательной деятельности резвый, образное изложение учебного материала; оптимистическая законченность и логичность представления информации, использование интересных примеров; применение наглядности и компьютерной техники; чувство выполненного долга; речь, отношение учителя к ученикам, его внешний вид и др.

Принципы обучения, отражая существенные аспекты процесса обучения, является основой для формулирования правил обучения, которые конкретизируют принципы, подчиняются им и способствуют их реализации. Например, принцип доступности дополняется правилами «от простого - к сложному», «от известного - к неизвестному», «от близкого - к далекому». Принципы обучения тесно взаимосвязаны, обусловливают друг друга. Ни один из них не может быть использован без учета других. Поэтому в процессе обучения необходимо руководствоваться всеми принципами.

Учет в процессе обучения его закономерностей, соблюдение принципов и правил дает возможность определять его оптимальное содержание, подбирать и применять эффективные организационные формы и методы его реализации, что обеспечивает успешное усвоение знаний и необходимое воспитательное воздействие.