Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.3. Процесс обучения

Процесс обучения по своей сути является движением ученика путем познания от незнания к знанию, от неполного к более полному, более широкого и точного знания. В процессе обучения формируются познавательные, практические умения и навыки, происходит развитие и воспитание учащихся и студентов.

2.3.1 Сущность и структура процесса обучения

Процесс обучения является формой познания объективной действительности, овладение опытом человечества, взаимодействием преподавателя и ученика или студента.

Сущность процесса обучения.

Понятие «учебный процесс» охватывает все компоненты обучения: преподаватель, формы, методы и средства обучения, которые он использует; ученик, который работает под руководством учителя на уроке и самостоятельно дома; обеспечение учебного процесса наглядностью и техническими средствами.

Учебный процесс является активным взаимодействием между учителем и учеником, которая состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Преподавание - деятельность преподавателя в процессе обучения, во время которой он ставит перед учениками (студентами) познавательные задачи, сообщает новые знания, организует наблюдение, лабораторные и практические занятия, руководит их самостоятельной работой, проверяет качество знаний, умений и навыков.

Результативность его зависит как от умений и стараний педагога, так и от стараний ученика, студента по усвоению знаний, то есть от эффективности обучения.

Учение - целенаправленный процесс усвоения учащимися (студентами) знаний, овладения умениями и навыками.

В широком значении учения является овладением общественным опытом с целью его использования в жизни. Учитель может обучать непосредственно или опосредованно (через систему задач).

Структурно процесс обучения образуют следующие компоненты:

- целевой (формирование цели изучения материала на уроке, учебного предмета и образовательной цели учебного заведения);

- стимулирующе-мотивационный (побуждение учащихся (студентов) к активной познавательной деятельности, формирование у них соответствующей мотивации);

- содержательный (оптимальный подбор предметов учебного плана, содержательность учебных программ и учебников, а также продуманность содержания каждого занятия);

- операционно-действенный (подбор приемов, методов, форм и средств обучения);

- контрольно-регулирующий (контроль за усвоением знаний, сформованістю умений и навыков);

-оценочно-результативный (выявление уровня знаний, умений и навыков каждого ученика или студента, причин неуспеваемости и их устранение).

Реализация каждого компонента и их совокупности предполагает сознательное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и ученика (студента).

Основные функции процесса обучения. Основными функциями процесса обучения являются образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательная функция предполагает усвоение учащимися, студентами системы научных знаний, формирования умений и навыков.

Знания- обобщенный опыт человечества о действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий.

Сформулированы они в понятиях, суждениях, умозаключениях, теоремах, концепциях, теориях.

Развивающая функция проявляется в развитии мышления учащихся, студентов, формировании воли, эмоционально-чувственной сферы, учебных интересов, мотивов и способностей.

Воспитательная функция направлена на формирование научного мировоззрения учащихся, студентов путем усвоения системы научных знаний о природе, обществе и человеке, воспитание нравственных, трудовых, эстетических и физических качеств личности.

Образовательная, развивающая и воспитательная функции реализуются через следующие факторы:

- использование содержания учебного материала для реализации этих функций преподаватель использует основной материал учебных дисциплин, дополняя его целой дополнительной информацией;

- отбор форм, методов и приемов обучения - осуществляется с таким расчетом, чтобы они поощряли к самостоятельному добыванию знаний;

- обеспечение порядка и дисциплины на уроке - полноценное обучение возможно лишь при условии высокой дисциплины;

- использование оценок - анализ ответов и мотивация оценок, которые выставляет преподаватель.

- личность преподавателя, его поведение, отношение к учеников, студентов - эрудированный, тактичный, доброжелательный преподаватель положительно влияет на их учебные результаты и поведение.

Перечисленные факторы тесно связаны между собой, что обязывает четко определять их образовательную, развивающую и воспитательную цель.

Процессы обучения и познания.

Методологической основой процесса обучения является теория познания, которая охватывает природу научного познания и его возможности, основные закономерности познавательного процесса, формы и методы познания человеком окружающей действительности, условия истинности познания.

Познание - процесс целенаправленного отражения объективной реальности в сознании людей.

Общим в процессах обучения и научного познания является их направленность на познание объективной реальности и осуществления по схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысления существенных свойств, особенностей, связей этого объекта - применение полученных знаний на практике или в учебе или проверка знания, приобретенного в процессе познания на практике. Поэтому обучение можно считать специфической формой познания объективной действительности, приобретения общественного опыта.

Процессы обучения и познания имеют такие отличия:

-познание касается самого объекта познания, а в обучении возможно использование его наглядного или словесного изображения;

- в познании открывают объективно новое, неизвестное, а в учебе ученик (студент) «открывает» для себя какую-то истину;

- в обучении ускоренно узнают то, на что наука потратила годы;

- обучение предполагает и формирование умений и навыков, а познание - только раскрытие истины;

- практика в обучении помогает лучше понять и усвоить материал, а не служит критерием истины, как в познании.

Движущими силами учебного процесса являются его противоречия между:

- требованиями общества к процессу обучения, постоянно растут, и общим состоянием этого процесса, который требует постоянного совершенствования;

- достигнутым учениками, студентами уровнем знаний, умений и навыков и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения поставленных перед ними новых задач;

- фронтальным изложением материала и индивидуальным характером его усвоения;

- пониманием материала преподавателем и учениками (студентами);

- теоретической форме знаний и умениями применять их на практике и др.

Преподаватель должен уметь выявить в процессе обучения противоречия и использовать их для активизации познавательной деятельности учащихся, студентов.

Роль учителя в учебном процессе.

Центральной фигурой в учебном процессе является учитель. Он прежде всего выступает как организатор и руководитель познавательной деятельности учащихся, создает условия, при которых они могут наиболее рационально и продуктивно учиться (дисциплина, необходимая для эффективного усвоения знаний, психологический климат, чередование занятий, нормирования домашней учебной работы, постановка перед учащимися цели и задач). Контролируя обучения, он должен быть готовым помочь, когда у них возникают трудности. В то же время учитель является воспитателем, заботится о умственное, нравственное, духовное и физическое развитие учащихся.

Для полноценного процесса преподавания учителю нужно осознать общую цель образования и место своего предмета в ее реализации. Он должен глубоко, на современном научном уровне знать предмет. Осуществление межпредметных связей требует от него определенных знаний из смежных наук. Прочные знания по методике, психологии и педагогики является основой развития педагогического мастерства учителя. Для успешного преподавания учителю следует хорошо знать особенности учеников, которых он обучает.

Деятельность учителя в процессе преподавания складывается из планирования своей деятельности (тематического и поурочного), учебной работы, организации деятельности, стимулирования активности учащихся, текущего контроля за учебным процессом, его регулирования, корректировки, анализа результатов своей деятельности.

Успешное поурочное и перспективное планирование требует:

- определение системы категорий и понятий, которые есть выход ими в процессе овладения материалом программы;

- осмысление внутріпредметних и межпредметных связей дисциплины;

- отбора такого учебного материала, который в наибольшей степени способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, творческой активности и познавательной самостоятельности;

- выделение в содержании материала такой информации, которая обязательно бы вызвала у учащихся интерес, повышала заинтересованность и внимание, способствовала воспитанию волевых усилий;

- знание уровня подготовленности учащихся к овладению программой курса;

-продумывание системы наглядных пособий и дополнительной информации к каждому уроку, практических и лабораторных работ в соответствии с требованиями учебной программы;

- учет того, какой материал является самым трудным в процессе его усвоения; наличия по отдельным темам программы резервных часов за счет уплотнения более доступной информации для учащихся;

- обязательное определение объема знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть в соответствии слабый, средний и сильный ученики.

Поэтому, каким бы опытным ни был учитель, каждый урок, к которому он готовится, по-своему является первым в его деятельности.

Роль ученика в процессе обучения. Эффективность процесса обучения зависит от психологической подготовленности ребенка к учебно-познавательной деятельности. Такая подготовленность означает, что ученик осознает цель обучения, является физиологически и психологически готовым к нему; желает учиться и проявляет активность в процессе обучения; умеет сосредоточиться на учебной деятельности и имеет соответствующий уровень развития.

Педагог должен не только использовать положительное отношение учащихся к обучению, но и постоянно усиливать его. При этом следует помнить, что научные факты вызывают интерес у учеников, когда они видят их практическую значимость. Правильно организованная учебная деятельность сама является источником эмоций, желание преодолевать трудности, попробовать свои силы в овладении материалом. Высокая оценка роли научных знаний в обществе обогащает мотивационный фон учебной деятельности. Коллективный характер учебной деятельности создает благоприятную атмосферу іпрагнення занять соответствующее место среди сверстников. Положительное отношение к обучению рождается также из чувства собственного достоинства. Побуждают к познанию и успехи в учебе и справедливая оценка достижений.

Процесс усвоения знаний охватывает следующие звенья: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике.

Восприятие - это отражение предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств человека. Для того чтобы этот процесс был эффективным, стимулируют психологическую готовность учащихся к обучению (создают мотивационный фон), формируют активно-положительное отношение к предстоящей познавательной деятельности, опираются на предыдущие знания и опыт, сосредотачивают внимание на объекте познания.

Осмысление и понимание учебного материала является процессом мыслительной деятельности, который направлен на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулирование теоретических понятий, идей, законов. Оно достигается путем анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.

Обобщение - это логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков явлений действительности. Обобщая учебный материал, учитель должен обратить внимание на существенные признаки предметов, явлений, процессов, подбирать варианты методов и приемов, которые наиболее полно раскрывают в них существенное.

Закрепление знаний, умений и навыков - это специальная работа педагога по реализации дидактического принципа прочности усвоения учащимися учебного материала. Для его закрепления важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. Повторение должно быть целенаправленным, мотивированным, правильно распределенным во времени, рассчитанным не на механическое запоминание.

Применение на практике знаний, умений и навыков - это переход в учебной деятельности от абстрактного к конкретному, что достигается разнообразными упражнениями, самостоятельной работой на лабораторных и практических занятиях, в различных видах повторения.

Эффективность усвоения знаний зависит от мотивации учебно-познавательной деятельности. Ведь мотив обучения является внутренней причиной, которая побуждает ученика учиться, сказывается на качестве полученных им знаний.

Мотивы учебно-познавательной деятельности могут быть познавательными и социальными.

Познавательные мотивы заложены в самом процессе обучения: любознательность, интерес к знаниям, потребность в познании, стремление усовершенствовать свои интеллектуальные способности. Познавательный интерес может быть обусловлен содержанием учебного материала, активными формами и методами обучения, мотивировкой оценки успешности ученика и т.д.

Социальные мотивы учебной деятельности связаны с теми отношениями, в которые вступает молодая личность как гражданин общества. Это коммуникативные, утилитарные мотивы, а также мотивы, связанные с потребностью в самовоспитании.