Урок 92
Тема. Глаголы будущего времени
Цель: выяснить, имеют ли глаголы будущего времени такие же грамматические признаки, что и глаголы настоящего времени, учить изменять глаголы будущего времени по числам и лицами, определить особенности изменения сложной формы глаголов будущего времени, учить определять число и лицо глаголов будущего времени; развивать внимательность, наблюдательность; воспитывать трудолюбие.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 109
- Прочитайте свои соображения.
- Назовите глаголы настоящего времени, определите их лицо и число. Дополнительные вопросы
- Как изменяются глаголы настоящего времени?
- Как определить число и лицо глаголов настоящего времени?
- Устно измените глагол смотрю.
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Спиши. Подчеркни глаголы настоящего времени. Определи их число и лицо.
Солнце заходит, горы чернеют.
Птичка тихне, поле немеет.
Веселится земля, зеленеют поля,
Розвеселились рощи и дубравы.
Соловей в роще тьохка песню звонкую.
Все збудилось от сна. Встречает весну...
Карточка 2
От неозначеної формы образуй глаголы настоящего времени 2-го лица единственного и множественного числа.
Сидеть -
Клеить -
Стирать -
Резать -
Карточка 3
От неозначеної формы образуй глаголы настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Писать -
Лежать -
Видеть -
Нести -
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Выборочное списывание (за упражнением 110).
- Выберите и запишите глаголы будущего времени.
- Что интересного вы можете сказать о форме глаголов будущего времени? (Может выражаться одним словом или двумя словами.)
- Как образуется сложная форма глаголов будущего времени? (Вспомогательный глагол быть в будущем времени + неозначена форма глагола.)
III. Объявление темы и цели урока
- С опорой на тему прошлого урока попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
- А что мы будем учиться делать? (Изменять глаголы будущего времени по лицам и числам, учиться определять лицо и число глаголов будущего времени.)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа с таблицей из упражнения 111
- Рассмотрите таблицу изменение глаголов в упражнении 111 и дайте ответы на вопросы. (Учитель открывает запись на доске.)
1) Как изменяются глаголы будущего времени?
2) Какие окончания имеют глаголы будущего времени. Отличаются ли они от окончаний глаголов настоящего времени?
3) есть Ли разница в изменчивости форм простого будущего времени и сложного будущего времени? Какая?
После разговора предложить сравнить свои выводы с правилами на с. 60, 61.
- Имеем ли мы правы?
2. Игра «Знатоки»
Ученики цепочкой устно изменяют глаголы расскажу и буду рассказывать за лицами и числами.
- Как изменяются глаголы будущего времени?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа с учебником (за упражнением 113)
2. Минутка чистопису (с доски)
Без ск уш еш шту
Без труда меду не попробуешь.
- Определите время и лицо глагола будущего времени.
- Как вы это сделали?
3. Распределительный диктант
- Запишите глаголы будущего времени в три столбика:
в первый - глаголы 1-го лица; во второй - глаголы 2-го лица; в третий - глаголы 3-го лица.
Буду носить, носить, носить, готовить, готовить, готовить, одягатимемо, будешь надевать, одевать.
- Подчеркните глаголы во множественном числе.
- Как определить число и лицо глаголов будущего времени?
VI. Итог урока
1. Беседа
- Устно измените по числам и лицами глагол играть.
- Что можете рассказать о изменение глаголов будущего времени?
- Как определить число и лицо глаголов будущего времени?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правило - с. 60, 61; упражнение 114; повторить словарные слова.