Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 91

Тема. Глаголы настоящего времени. Определение лица и числа глаголов настоящего времени

 

Цель: совершенствовать умение детей распознавать глаголы настоящего времени в устном и писемному речи, ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение различать лицо и число глагола; развивать речевые умения детей; воспитывать умение видеть прекрасное в природе и восхищаться им, вкус к художественному слову.

Оборудование: карточки индивидуального опроса

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 102

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Создай цепочки по образцу.

Образец. Добывать - добывал - добывает - добывать.

Читать, жить, думать, говорить, идти, иметь.

Карточка 2

Выпиши из текста глаголы настоящего и будущего времени.

ПЕСНЯ ПРО ПШЕНИЦУ

Солнце греет, ветер веет, а вода течет.

Наша мать пшениченька золотую рубашку ткет.

А в той золотой рубашке, как малыш,

Будет красоваться, будет улыбаться вся земля.

Солнце греет, ветер веет, а вода течет.

Наша мать пшениченька золотой каравай печет.

А золотой каравай на столе засія -

Будет веселиться и благословитися вся земля.

Определи, завершенную или незавершенную действие они обозначают.

Карточка 3

Выпиши пословицы, в состав которых входят глаголы настоящего времени.

Золото добывают из земли, а знания - из книг. Книга полезная, когда ее читают. С книгой жить - с другом дружить. Больше думай, а меньше говори. Ученый идет, а неуч следом спотыкается. Кто знания имеет, тот и мур ломает. Книга учит, как на свете жить. Определи, завершенную или незавершенную действие они обозначают.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Определение закономерности групп

Читал - читать...

Спал - спать.

Ехал - поедет.

- Каких глаголов не хватает? Подберите их.

2. Выборочный диктант

Выберите и запишите глаголы настоящего времени.

На опушке тишина, покой.

Поет терн черноглазый,

Пылает боярышник,

Тускло теплится шиповник,

Краснеет рябина,

И гордится калина,

Словно маков цвет.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Обратите внимание на доску. Рассмотрите схему, определите тему урока.

Существительное - число, падеж.

Прилагательное - число, род, падеж.

Глаголы -...

- Правильно, сегодня мы узнаем, как изменяются в украинском языке глаголы настоящего времени.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная творческая работа

- Заполните таблицу, изменяя глагол ищу.

 

Я (что делаю?) ______________________________

Мы (что делаем?) ______________________________

Ты (что делаешь?) ______________________________

Вы (что делаете?) ______________________________

Он

Она (что делает?) ______________________________

Оно

 

Они (что делают?) ______________________________

 

- Давайте проанализируем, что менялось у глаголов. (Число, лицо)

- Сделайте вывод. Сформулируйте его по образцу: «Мы увидели, что глаголы настоящего времени изменяются по., а не за., как существительное и имя прилагательное».

2. Работа в парах по вариантам (упражнение 104)

И вариант - мечтать, вязать; II вариант - водить, лечить.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Игра «Поиск»

- Попробуйте определить число и лицо глаголов, записанных на доске: бегает, лежат, учить, работаете, режем.

- Мы учились это делать?

- Какие будут ваши предложения?

Выслушать предложения детей о том, как определить число и лицо глагола. Если никто не подскажет правильный вариант, то обратить внимание на правило на с. 57.

2. Дифференцированное задание

Учащиеся с недостаточной подготовкой выполняют упражнение 106.

Сильные учащиеся готовят упражнение 105.

Задача 105(3) выполнить коллективно.

- Как пишется не с глаголами?

- Как изменяются глаголы настоящего времени?

- Приведите пример глаголов 2-го лица множественного числа, 3-го лица единственного числа.

3. Творческая работа (за упражнением 108)

- Определите устно число и лицо глаголов, менялись.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Какие грамматические характеристики имеет глагол?

- С глаголами какого времени мы работали на уроке?

- Что интересного мы о них узнали?

- Как определить лицо и число глаголов настоящего времени?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 57; упражнение 109, определить число и лицо глаголов настоящего времени.