Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 91

Тема. Слова из ненаголошеними е, ы, правописание которых надо запомнить. Проверка написания слов по словарю.

Составление рассказа по рисунку и вопросами. Произношение и написание слов лед, льдина, льдинка

 

Цель: учить правильно определить, какие слова надо проверять по орфографічним словарем; формировать навык правильного ним пользования; обогащать активный словарный запас учащихся; учить составлять рассказ по рисунку и вопросами; научить правильному произношению и написанию слов лед, льдина, льдинка; воспитывать любовь и уважение к украинской поэзии, к ее авторов, желание видеть прекрасное в обычном.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 140)

- Прочитайте предложения, которые вы составили дома.

- Объясните, почему вы вставили именно такие буквы.

- Каким правилом пользовались при выполнении этого задания?

2. Минутка чистопису

Г П Т Тарас Григорьевич Шевченко

- Кто он такой?

- Запишите ответ. (Т. Г. Шевченко - выдающийся украинский поэт.)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем проверять безударные гласные е, и ударением или с помощью орфографического словаря. Также поговорим о поэзии и ее авторов, составим рассказ по рисунку и вопросами. А еще выясним значение слов лед, льдина, льдинка и научимся их правильно произносить и писать.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Беседа по рисунку (с. 62)

- Вы, конечно же, узнали на рисунке нашего Великого Кобзаря - Т. Г. Шевченко.

Что вы о нем знаете?

- Вспомните стихи Тараса Григорьевича и скажите, почему его портрет представлен на таком фоне.

2. Обработка стихов (упражнения 141, 142, 143)

- Прочитайте стихотворение Богдана Лепкого. Какие мысли он хотел нам передать? Как вы поняли?

- Выпишите из стихотворения слова с безударным [е] в корне, объясняя употребление буквы е в этих словах.

- Прочитайте стихотворение Тараса Григорьевича, передавая голосом чувства, с которым поэт обращается к вечерней зари. Запомните его.

- Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните буквы е, ы, обозначающие гласные звуки в безударных слогах.

- Подчеркните служебные слова вместе с теми, с которыми они связаны. Зачитайте их. (Над горой, в неволе, с тобой)

- Прочитайте стихотворение из упражнения 143. По каким словам можно определить время суток, описанную поэтом?

- Какое слово близкое по значению к слову шуметь?

- Спишите две последние строки стихотворения, вставляя попущени буквы.

- Как проверить написание слова сычи? А слово десен?

3. Словарная работа

- Прочитайте словарные слова в рамочке на стр. 63.

- Что они значат? (Лед - это замерзшая вода, лед. Льдина и льдинка - частичка льда. Это родственные слова.)

- А что еще следует запомнить? (В корни и под ударением, и без ударения пишем букву и.)

- Прочитайте еще раз эти слова за мной и запомните их произношение и написание. Сегодня нам эти слова понадобятся.

4. Коллективная работа с учебником (упражнение 145)

- Прочитайте текст и подберите к нему заголовок. Спишите.

- В выделенных словах обозначьте ударение и подчеркните буквы, обозначающие безударный [ы]. Найдите обращения. (Льдинки)

5. Физкультминутка

 

V. Закрепление изученного материала

1. Составление рассказа (упражнение 146)

- Рассмотрите рисунок и скажите, какое время года изображено на нем. Как вы это определили? (Зацвели подснежники. Появились котики. Начался ледоход.)

- Еще раз внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

1) Что делается со снегом? (Снег быстро тает.)

2) Как изменилась река? (На реке начался ледоход.)

- Что такое ледоход? Так бывает в начале весны, когда трескается на кусочки лед и движется, то есть плывет, по воде. За таким явлением интересно наблюдать. Льдины с шумом наплывают друг на друга, разбиваются, и уже маленькие льдинки плывут дальше.

3) Какое небо? (Небо высокое, голубое с белыми облачками.)

4) Которые стоят деревья? (Деревья еще голые, но почки уже набухли.)

5) Как стало греть солнце? (Солнце стало подниматься выше, греть сильнее и дольше.)

6) Какое время года наступает? (Наступает волшебная весна.)

- А какие еще изменения в природе вы заметили весной? (Прилетели из теплых краев птицы. На ивняке появились котики. Зацвели первые подснежники.)

- Запишем три предложения из составленного рассказа. (Снег быстро тает. Прилетели из теплых краев птицы. Наступает волшебная весна.)

- Пользуясь правилом, проверьте обозначение на письме безударных [е] по правилу.

2. Работа с орфографічним словарем. Самооценка

- Пользуясь словарем, вставить пропущенные буквы е, и в словах, записанных на доске. Спишите эти слова.

Абр_кос, б_тон, г_рой, д_ректор, кал_ндар, к_піти, к_шеня, кор_дор, л_мон, м_телик, н_діля, пш_ниця, ч_решня.

 

VI. Итог урока

- Когда необходимо пользоваться орфографічним словарем?

- Надо ли написание слов льдины, льдинки проверять по этим словарем? Почему?

- Приведите примеры слов, правописание которых необходимо запомнить или выяснить по словарю.

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 148.