Урок 91
Тема. Слова из ненаголошеними е, ы, правописание которых надо запомнить. Проверка написания слов по словарю.
Составление рассказа по рисунку и вопросами. Произношение и написание слов лед, льдина, льдинка
Цель: учить правильно определить, какие слова надо проверять по орфографічним словарем; формировать навык правильного ним пользования; обогащать активный словарный запас учащихся; учить составлять рассказ по рисунку и вопросами; научить правильному произношению и написанию слов лед, льдина, льдинка; воспитывать любовь и уважение к украинской поэзии, к ее авторов, желание видеть прекрасное в обычном.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 140)
- Прочитайте предложения, которые вы составили дома.
- Объясните, почему вы вставили именно такие буквы.
- Каким правилом пользовались при выполнении этого задания?
2. Минутка чистопису
Г П Т Тарас Григорьевич Шевченко
- Кто он такой?
- Запишите ответ. (Т. Г. Шевченко - выдающийся украинский поэт.)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем проверять безударные гласные е, и ударением или с помощью орфографического словаря. Также поговорим о поэзии и ее авторов, составим рассказ по рисунку и вопросами. А еще выясним значение слов лед, льдина, льдинка и научимся их правильно произносить и писать.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Беседа по рисунку (с. 62)
- Вы, конечно же, узнали на рисунке нашего Великого Кобзаря - Т. Г. Шевченко.
Что вы о нем знаете?
- Вспомните стихи Тараса Григорьевича и скажите, почему его портрет представлен на таком фоне.
2. Обработка стихов (упражнения 141, 142, 143)
- Прочитайте стихотворение Богдана Лепкого. Какие мысли он хотел нам передать? Как вы поняли?
- Выпишите из стихотворения слова с безударным [е] в корне, объясняя употребление буквы е в этих словах.
- Прочитайте стихотворение Тараса Григорьевича, передавая голосом чувства, с которым поэт обращается к вечерней зари. Запомните его.
- Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните буквы е, ы, обозначающие гласные звуки в безударных слогах.
- Подчеркните служебные слова вместе с теми, с которыми они связаны. Зачитайте их. (Над горой, в неволе, с тобой)
- Прочитайте стихотворение из упражнения 143. По каким словам можно определить время суток, описанную поэтом?
- Какое слово близкое по значению к слову шуметь?
- Спишите две последние строки стихотворения, вставляя попущени буквы.
- Как проверить написание слова сычи? А слово десен?
3. Словарная работа
- Прочитайте словарные слова в рамочке на стр. 63.
- Что они значат? (Лед - это замерзшая вода, лед. Льдина и льдинка - частичка льда. Это родственные слова.)
- А что еще следует запомнить? (В корни и под ударением, и без ударения пишем букву и.)
- Прочитайте еще раз эти слова за мной и запомните их произношение и написание. Сегодня нам эти слова понадобятся.
4. Коллективная работа с учебником (упражнение 145)
- Прочитайте текст и подберите к нему заголовок. Спишите.
- В выделенных словах обозначьте ударение и подчеркните буквы, обозначающие безударный [ы]. Найдите обращения. (Льдинки)
5. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Составление рассказа (упражнение 146)
- Рассмотрите рисунок и скажите, какое время года изображено на нем. Как вы это определили? (Зацвели подснежники. Появились котики. Начался ледоход.)
- Еще раз внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
1) Что делается со снегом? (Снег быстро тает.)
2) Как изменилась река? (На реке начался ледоход.)
- Что такое ледоход? Так бывает в начале весны, когда трескается на кусочки лед и движется, то есть плывет, по воде. За таким явлением интересно наблюдать. Льдины с шумом наплывают друг на друга, разбиваются, и уже маленькие льдинки плывут дальше.
3) Какое небо? (Небо высокое, голубое с белыми облачками.)
4) Которые стоят деревья? (Деревья еще голые, но почки уже набухли.)
5) Как стало греть солнце? (Солнце стало подниматься выше, греть сильнее и дольше.)
6) Какое время года наступает? (Наступает волшебная весна.)
- А какие еще изменения в природе вы заметили весной? (Прилетели из теплых краев птицы. На ивняке появились котики. Зацвели первые подснежники.)
- Запишем три предложения из составленного рассказа. (Снег быстро тает. Прилетели из теплых краев птицы. Наступает волшебная весна.)
- Пользуясь правилом, проверьте обозначение на письме безударных [е] по правилу.
2. Работа с орфографічним словарем. Самооценка
- Пользуясь словарем, вставить пропущенные буквы е, и в словах, записанных на доске. Спишите эти слова.
Абр_кос, б_тон, г_рой, д_ректор, кал_ндар, к_піти, к_шеня, кор_дор, л_мон, м_телик, н_діля, пш_ниця, ч_решня.
VI. Итог урока
- Когда необходимо пользоваться орфографічним словарем?
- Надо ли написание слов льдины, льдинки проверять по этим словарем? Почему?
- Приведите примеры слов, правописание которых необходимо запомнить или выяснить по словарю.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 148.