Урок 90
Тема. Упражнения на закрепление знаний о правилах проверки безударных е, и в корне слова. Составление устного рассказа на тему «Встреча птиц»
Цель: продолжать формировать умение проверять безударные е, и в корне; расширять лексический запас учащихся; формировать навык работы с орфографічним словарем; воспитывать уважение к старшим, к народным традициям, любовь к природе и труду.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 129)
- Назовите проверочные слова. (Мед, слива, гриб, кирпич, дым, пекарь)
- Назовите корни в парах слов.
2. Минутка чистопису
- Запишите и обозначьте корень в родственных словах.
Изделия из муки можно купить в магазине «Хлеб»? (В магазине «Хлеб» можно купить хлеб, батон, печенье, пряники.)
- А что означает слово хлеб в этом предложении?
За селом, куда не бросишь взгляд, - все хлеба, хлеба. (Поля, засеянные рожью, пшеницей)
3. Самостоятельная работа (упражнение 134)
- Какие проверочные слова помогли вам определить пропущенную букву?
- Назовите слово, противоположное по значению, к слову холодно.
III. Закрепление изученного материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 138)
- Прочитайте колыбельную. Кому из вас пели колыбельные?
- Помните их? О чем они? Расскажите.
- Из текста нашей колыбельной надо выписать слова, в которых необходимо проверять написание букв е, и в корне по правилу. (Летят, земли, лебедята, спрашивать, весны) Подберите их.
- Написание какого слова надо запомнить или проверять по словарю? (Дитя) Откройте орфографические словари и найдите это слово.
2. Коллективный анализ текстов (упражнения 137, 136)
- Для вас бабушки пели колыбельные. А вот что сделала для своего внука Юркова бабушка, прочитайте в упражнении 137.
- Какой зачин в тексте? А концовка? Для чего употреблено в тексте выделенные слова?
- Что вас больше всего поразило в этом тексте?
- Опишите так, как запомнили, руки бабушки.
- Как вы поняли бабушкины слова? Прочитайте их еще раз.
- А зачем Юре был нужен голубь? Как вы думаете?
- Поищите ответ в упражнении 136. Прочитайте текст.
- Зачем же пекли птичек из теста?
- Как призвали птичек?
- Спишите предложение, в котором есть обращение к жаворонков.
- Устно подберите проверочные слова к тем, в которых пропущены буквы. Запишите слова со вставленными буквами.
3. Встреча с юннатами (театрализация)
- Заходите, пожалуйста. Мы вас слушаем.
Юннаты. Мы - юннаты, юные натуралисты, юные любители природы. Мы принесли вам открытки-приглашения. Скоро будет праздник, но чтобы принять в нем участие, нужно подготовиться. Как?
Догадайтесь по рисунку на открытке. А мы пошли дальше. Нас ждет еще много интересных дел.
- Составьте рассказ о том, как ученики готовятся к встрече птиц.
- Какое предложение о подготовке к встрече птиц запишем? (Все дружно готовятся встретить птиц.)
4. Самостоятельная работа (упражнение 133)
- Зачитайте проверочные слова и буквы, которые вставили.
IV. Итог урока
- Как надо проверять безударный гласный звук [э], [ы] в корне?
- Как называются слова, которые помогают вставить пропущенные буквы?
- Когда проверяем написание слов по словарю?
- По каким именно?
V. Домашнее задание с инструктажем
Правило, с. 57, упражнение 140.