Урок 92
Тема. Обобщение знаний учащихся о написании безударных е, и в корнях слов. Звуко-буквенный анализ слов
Цель: учить правильно обозначать на письме безударные е, и в корнях слов; совершенствовать умение проверять правописание е, и путем подбора родственных или с помощью орфографического словаря; учить проводить звуко-буквенный анализ слов; развивать логическое мышление; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать внимание к слову, исполнительность.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 148)
- Поставьте вопрос к названиям признаков и предметов.
- Какие слова в первой строке соответствуют звуковым моделям?
2. Минутка чистопису
ощ яр жн рожь
- Прочитайте стихотворение. С какой просьбой обращается поэт к дождика, рожь, ветра?
- Спишите первые два предложения. Какие они? (Побудительные)
- Запишите выделенные слова и подберите к ним однокоренные. (Крыло, крылатый, крылья; колос, колоски, колосится, колосистый, колосковий)
3. Работа по вариантам с взаимопроверкой (упражнение 151)
- Прочитайте слова. Какие разные задачи можно дать этим словам? (Образовать группу родственных слов к каждому из представленных; подобрать слова-признаки, слова-действия этих предметов; подобрать служебные слова; образовать группы слов, для которых данные будут перевірними.)
- Первый вариант образует группы слов, для которых данные слова будут перевірними. (Дым - димок, диязыка, димифы; рыба - рыбалка, рыбина, рыбалити; степ - степок, степочек, степовой, степняк; гриб - грибок, грыбник, грибний)
- Второй вариант подбирает по три родственных слова, которые называют предметы и признаки или действие.
III. Обобщение изученного материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 156)
- Прочитайте стихотворение и выпишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Составьте звуковые модели слов жила, воля.
- Найдите на с. 48 порядок проведения звуко-буквенного анализа слов и проанализируйте слово воля.
- Чем, на ваш взгляд, подобные слова полетела и мелькнула? А чем они отличаются? (Близкие по значению, но разные по произношению и написанию.)
- Как вы понимаете пословицу?
• Золотая клетка соловья не радует. (И в золотой клетке птичке жить грустно.)
• Нет худшей доли, чем жить в неволе. (Худшее - это жизнь в неволе.)
2. Самостоятельная работа (упражнение 152)
- Какие слова вы проверяли по правилу?
- Какие слова проверять не надо и почему?
- Прочитайте пары слов, противоположных по значению.
3. Коллективная работа с учебником (упражнение 158)
- Прочитайте текст.
- Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Прочитайте вслух, четко выделяя отмечен состав, проверочные слова из текста. (Скрипке, заведена)
- Написание какого слова мы проверим по словарю? (Мишка)
4. Физкультминутка
5. Работа парами (упражнение 155) с взаимопроверкой
- Прочитайте слова. В чем их особенность? (В каждом слове написание двух букв требует проверки.)
- Подберите проверочные слова для каждой сомнительной буквы и запишите их.
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями для взаємоперевірки.
6. Самостоятельная работа (упражнение 160)
- Прочитайте записанные предложения. (Наше государство называется Украина. Государственный язык - украинский. Столица Украины - город Киев.)
- Произношение и написание каких слов надо запомнить? (Государство, государственная)
7. Комментируемое письмо (упражнение 159)
- Прочитайте слова, четко произнося отмечен состав.
- Запишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы и обозначая ударение. (Определенно, крыльцо, жаворонок, задачи, одиннадцать, олень, красный, четырнадцать, шофер)
IV. Итог урока
Состав называется наголошеним, а какой - безударным?
- Как узнать, какую букву (е или и) надо писать в ненаголошеному составе? Приведите примеры.
- Приведите примеры таких слов, написание которых надо проверять по словарю.
V. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 161; устно ответить на вопросы для повторения на с. 69.