Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.2. Содержание образования в Украине

2.2.3 Система контроля за уровнем усвоения содержания образования в процессе обучения

Важной составляющей учебно-воспитательного процесса является контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся или студентов.

Компоненты и функции контроля.

Контроль состоит из следующих компонентов: - проверка, направленная на выявление уровня знаний и умений и навыков;

- оценивания, заключающийся в измерении уровня знаний, умений и навыков;

- учет, что предполагает фиксацию результатов в виде оценок в журнале.

В главных функций контроля относятся:

- образовательная (учебная). Проверка является полезной для всего ученического класса или студенческой группы. Слушая ответ товарища, учащиеся, студенты сверяют с ним свои милиция, задают вопросы, дополняют ее, что способствует углублению и систематизации их знаний;

- диагностическая. В процессе контроля выявляют успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся (студентов), устанавливают причины и пути их устранения, определяют меры, направленные на улучшение успеваемости;

- стимулирующая. Одобрение успехов способствует развитию у молодого человека мотивов к обучению;

- оценочная. Объективная оценка знаний, умений и навыков способствует лучшему обучению;

- развивающая. В процессе проверки развивается логическое мышление учащихся, студентов, в частности, умение анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, абстрагироваться и конкретизировать, классифицировать и систематизировать, а также речи, память, воображение, внимание;

- управленческая. На основе контроля определяют состояние успешности, что позволяет предотвратить неуспеваемости или преодолеть ее;

- воспитательная. Заключается в ожидании проверки, побуждает ученика, студента регулярно готовиться к занятиям.

Компоненты, функции контроля реализуются благодаря использованию разнообразных его видов.

Виды контроля.

По месту в учебном процессе различают предварительный, текущий, периодический (тематический), итоговый контроль.

Предварительный контроль. Осуществляют его преимущественно с диагностической целью перед изучением новой темы или в начале года, семестра для выяснения общего уровня подготовки учащихся (студентов) по предмету, чтобы наметить организацию их учебно-познавательной деятельности.

Текущий контроль. Используют его в повседневной учебной работе. Он заключается в систематическом наблюдении педагога за деятельностью учащихся (студентов) на учебных занятиях.

Периодический (тематический) контроль. Он предполагает выявление и оценку знаний и умений учащихся (студентов), усвоенных за несколько предыдущих занятий, с целью определения, насколько успешно они владеют системой знаний, соответствуют ли эти знания требованиям программы.

Тематическая проверка знаний осуществляется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, коллоквиумах и консультациях. Основная задача тематической проверки заключается в создании предпосылок для восприятия и осмысления темы в целом, во всех ее взаимосвязях, мобілізуванні их на углубленное изучение определенных разделов учебной дисциплины.

Итоговый контроль.Имеет целью проверку уровня усвоения знаний и умений учащихся (студентов) за длительнее период обучения - семестр, год, на время завершения курса обучения. Он направлен на выявление системы и структуры знаний учащихся (студентов). Основные формы итогового контроля - зачеты и экзамены.

Зачеты, как правило, проводят без билетов и оценок в форме беседы педагога с учащимися (студентами). Во время зачета преподаватель констатирует факт выполнения или невыполнения учащимися необходимых работ. Если ученик (студент) качественно и систематически работал в течение семестра, преподаватель может поставить ему зачет автоматически.

Экзамены в основном сдают по билетам, содержание которых известный учащимся (студентам). Опытные преподаватели нередко проводят экзамены по билетам в форме свободной беседы. При этом вопрос билета является стержнем такой беседы, а оценка объявляется как ее итог. В некоторых вузах практикуют экзамены без билетов, с «открытым учебником», который рассчитан прежде всего на проверку умение быстро найти необходимую информацию, пользоваться дополнительной литературой, справочниками, учебными пособиями и т.д. Практический экзамен чаще всего сводится к изготовлению студентами натуральных объектов, их схем, макетов и т.д. В театральных вузах экзаменом может быть подготовлена заранее спектакль, представляемый на суд преподавателей и общественности. Экзамен - автомат часто практикуется в отношении студентов - отличников, которые серьезно и систематически работают в течение года.

Экзамены сдают в соответствии с расписанием. Предусматривается время на самостоятельную подготовку и на консультации. Расписание выпускных экзаменов определяет Министерство образования и науки Украины. Выпускные экзамены в общеобразовательном учреждении принимает аттестационная комиссия.

В высших учебных заведениях итоговым контролем знаний и умений студентов является их государственная аттестация. Ее осуществляет государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной (квалификационной) подготовки требованиям образовательной (квалификационной) характеристики.

Требования к контролю за уровнем усвоения содержания образования. Контроль является эффективным тогда, когда педагоги придерживаются определенных требований к его проведению.

- Индивидуальный характер контроля успеваемости предполагает выявление знаний каждого ученика (студента), его успехов, неудач; уровня самостоятельности в познавательном процессе, характера трудностей, как он их преодолевает и в какой помощи нуждается; использования дополнительных вопросов во время опроса слабых учеников (студентов) и др.

- Систематичность контроля проявляется в побуждении учащихся (студентов) к постоянной подготовки к занятиям, систематическом опросе их путем использования самостоятельных мини - задач, особому вниманию к более слабым, активизации познавательной деятельности на всех этапах занятия и др.

- Достаточное количество данных для оценки означает, что при выставлении оценки следует учитывать прежде всего содержание ответа ученика (студента) на вопрос, а также его дополнения к ответам других на текущем и предыдущих уроках.

- Соблюдение объективности при оценивании знаний предполагает выставление оценки только за фактические знания. На оценку не должны влиять субъективные факторы, в частности отношение педагога к ученику (студенту). Каждую оценку педагог должен мотивировать, что предотвращает недовольству лиц, склонных к переоценке своих знаний.

- Единство требований к оценке знаний учащихся означает недопущение педагогами чрезмерной требовательности или снисхождения.

- Оптимизация контроля успеваемости учащихся заключается в использовании такой методики контроля, которая бы предусматривала минимум затрат усилий и времени педагога и учащихся (студентов) для получения необходимых сведений.

- Гласность контроля предусматривает уведомление о результатах проверки уровня знаний, объяснение оценки, преимуществ и недостатков ответы.

- Всесторонность контроля - это проверка и оценивание не только теоретических знаний, но и способности применять на практике умения и навыки, полученные во время обучения.

- Тематическая направленность контроля предполагает обязательное определение, какой именно раздел программы, тема, вид знаний, умений и навыков подлежащих оценке.

Соблюдение этических норм побуждает педагога веры ты в возможности учащихся (студентов) учиться и убеждать их в этом; объяснять трудности в усвоении учебного материала и помогать в их преодолении; соблюдать педагогического такта (доброжелательности и деликатности, чувства меры в поощрении и наказании и т.п.).

Главное - контроль должен помочь молодому человеку познать себя, поверить в свои возможности, реализовать свои знания, умения и навыки, а не подавлять ее познавательную и воспроизводственную возможность.

Критерии и системы оценки.

Успехи учебно-познавательной деятельности учащихся (студентов) характеризуются количественными и качественными показателями, которые выражаются и фиксируются в оценке успешности.

Оценивания знаний - определение и выражение в условных единицах (баллах), а также в оценочных суждениях учителя знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями учебных программ.

Оценивая знания, умения и навыки, педагоги руководствуются критериями, которые отвечают общим требованиям по качеству знаний в соответствии с учебной программой. К таким критериям относятся объем (полнота) знаний, который определяется количеством всех элементов знания о изученный объект, что предполагает учебная программа. Глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных учеником (студентом) существенных связей и отношений в знаниях. Прочность знаний - это сохранение в памяти изученного материала, что воспроизводится полностью, длительное время, легко и безошибочно. Оперативность знаний предполагает умение использовать знания в стандартных однотипных условиях. Важными критериями являются также умение изложить знания в устной, письменной и графической формах и качество умений и навыков.

Уровень знаний как критерий оценки может быть: - репродуктивным (знания есть сознательно воспринятой, зафиксированной в памяти и воспроизводимой объективной информацией о предметах познания);

- реконструктивним (знания проявляются в готовности и умении применить их в подобных, стандартных или вариативных условиях);

- творческим (ученики или студенты могут продуктивно применить знания и усвоенные способы действий в нетипичных ситуациях).

С целью объективного оценивания уровня учебных достижений учащихся в школе введена 12-балльную шкалу. Она построена по принципу учета личных достижений учащихся. В соответствии с ней выделяют четыре уровня учебных достижений.

- уровень (1-3 балла) - начальный. Ответ ученика при воспроизведении учебного материала элементарная, фрагментарная, свидетельствует о начальные представления о предмете изучения.

- уровень (4-6 баллов) - средний. Ученик воспроизводит основной учебный материал, способный выполнять задания по образцу, имеет элементарные умения.

- уровень (7-9 баллов) - достаточный. Ученик знает существенные признаки явлений, закономерностей, а также самостоятельно усваивает знания в стандартных ситуациях. При этом он демонстрирует способность к анализу, абстрагирование, обобщение и т.д., делает выводы, исправляет допущенные ошибки. Ответ ученика полная, правильная, логичная, обоснованная, хотя ему не хватает собственных суждений. Ученик может самостоятельно осуществлять основные виды учебной деятельности.

- уровень (10-12 баллов) - высокий. Знания ученика являются глубокими, прочными, обобщенными, системными. Ученик умеет применять знания творчески, его учебная деятельность имеет исследовательский характер. Он самостоятельно оценивает различные жизненные ситуации, явления, факты, проявляет и отстаивает личную позицию.

В 2002/2003 учебном году Министерством образования и науки Украины начато внедрение системы независимого тестирования выпускников средней общеобразовательной школы.

В высших учебных заведениях сохранилась чотирибальна система оценивания знаний, умений и навыков, что имеет четыре оценки: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который обнаружил пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такие студенты не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляется с выполнением заданий и ознакомленный с основной литературой, рекомендованной программой. Ее выставляют студентам, что допустили погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но продемонстрировали способность вы править ошибки.

Оценку «хорошо» выставляется студентам, которые обнаружили полное знание учебно-программного материала, успешно выполняют предусмотренные программой задания, усвоили рекомендованную программой основную литературу. Как правило, оценку «хорошо» получают студенты, которые продемонстрировали системные знания по дисциплине, способны к их самостоятельному пополнению и обновлению в дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всесторонние, системные и глубокие знания учебно-программного материала, правильно выполняет задания, предусмотренные программой, знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованная программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, которые усвоили систему основных понятий дисциплины, а также проявили творческие способности в понимании и использовании учебно-программного материала.

С учетом этих критериев, учитывая специфику конкретных дисциплин, устанавливающих требования к оценке знаний на экзаменах и дифференцированных зачетах с иностранных языков, черчения, начертательной геометрии, физического воспитания, исполнительских дисциплин вузов культуры и искусств и других предметов, изучение которых направляется в основном на формирование практических умений, навыков и профессионального мастерства.

Недостатками такой системы оценивания знаний студентов является субъективизм, слабая дифференцированность шкалы, несоответствие школьной системе, к которой привыкли студенты как бывшие школьники. Одним из эффективных путей преодоления этого в высшей школе является использование модульно-рейтинговой системы обучения.

В зарубежных странах, а в последнее время и в Украине, для проверки и оценивания знаний учащихся используют различные тесты. Они могут входить в комплект учебно-дидактических материалов по определенной учебной дисциплины и выдаваться вместе с учебником. Устную проверку многие педагоги считают только допоміжнім средством контроля добросовестности ученика в процессе обучения и оценки за нее почти никогда не выставляют.

В школах США большое значение придают информированию учащихся об их успехах в учебе, возможности сравнить свою работу с работой одноклассников, раскрыв общую картину выставленных (с тестированием) оценок. Каждый ученик может убедиться, к какой категории попадают результаты выполненного им теста. Детей не выпекают до доски, не опрашивают. Законы некоторых штатов запрещают сообщать кому-либо оценки ученика без письменного разрешения родителей.

Системы оценивания знаний в разных странах разные. Например, в Германии высшая оценка - «1», низшая - «6». Каждой оценке соответствует определенное количество баллов с учетом так называемой тенденции оценки. Так, баллы 15, 14, 13 соответствуют отличной оценке«1»; 12, 11, 10 - «2»; 9, 8, 7 - «3»; 6, 5, 4 - «4»; 3, 2, 1 - «5»; о полном отсутствии тань по предмету сигнализирует 0 баллов, что означает оценку «6». 11 и время аттестации учащихся оценки выставляют только в баллах.

Слепо переносить зарубежный опыт по проверки и оценки знаний, умений и навыков в практику учебной работы украинской школы нецелесообразно. Но достойная внимания идея гуманного подхода к ученику при оценивании его знаний, уважение его человеческого достоинства.