Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.2. Содержание образования в Украине

2.2.2 Государственные нормативные документы, определяющие содержание образования

Содержание образования определяют следующие нормативные документы, как учебный план, учебная программа, учебник и учебное пособие.

Учебный план.

Он является главным для учебного заведения документом, который определяет содержание и структуру учебного процесса.

Учебный план - документ о составе учебных предметов, которые изучают в определенном учебном заведении, их распределение, недельное и годовое количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и о структуре учебного года.

Учебный план должен соответствовать следующим требованиям:

- направленность на всестороннее развитие личности ученика;

- обеспечения воспитания подрастающего поколения;

- ориентация на достижения отечественной и зарубежной науки, достижения национальной культуры и национальные традиции;

- учета уровня развития учащихся, их учебных возможностей, потребностей и интересов.

Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений определяет структуру и содержание среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовую и смысловое соотношение между образовательными областями. Он регулирует также предельно допустимая учебная нагрузка учащихся и общее количество учебных часов. Инвариантная составляющая содержания общего среднего образования формируется на государственном уровне, она едина для всех учреждений общего среднего образования, определяется через образовательные области базового учебного плана. Вариативную составляющую формирует общеобразовательное учебное заведение с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учащихся.

На основе Базового учебного плана Министерство образования и науки Украины утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В учебных планах всех типов учреждений образования, в которых учтены отечественный, зарубежный опыт и результаты научных экспериментов в Украине, в настоящее время выделено два компонента: государственный и школьный.

Государственный компонент обеспечивает необходимый для каждого учащегося объем и уровень знаний, умений и навыков. Он охватывает языково-литературном образовании (родной, государственный и иностранный языки талітератури), математику, основы информатики, общественные предметы (история, правоведение), географию, естественные дисциплины (физика, химия, биология), эстетические предметы, трудовое обучение, физическую культуру и допризывную подготовку юношей.

Школьный компонент охватывает выборочно-обязательные предметы, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, профильное обучение, факультативы. Он должен учитывать региональные особенности и условия, в которых работает школа, в частности язык национальностей в местах их компактного проживания в соответствии с Законом Украины «Об образовании».

Учебный план профильного обучения (10-12 классы) состоит из трех частей: цикла профильных предметов; общего цикла предметов; курсов по выбору. Группа профильных предметов имеет инвариантную и вариативную составляющие. К инвариантной части относятся украинский язык, история Украины, иностранный язык, информатика и компьютерная техника. Вариативная часть охватывает предметы, которые являются основой профиля. Например, историко-филологический профиль: украинский язык, украинская литература, история Украины, всемирная история, зарубежная литература; историко-правознавчий: история Украины, всемирная история, правоведение; физико - математический: физика, алгебра, геометрия.

Общий цикл предметов преподается учащимся оптимально интегрированным на уровне ознакомления и понимания. Его задача заключается в обеспечении достаточного общеобразовательного и общекультурного уровня выпускников средних учебных заведений. Дополнительные часы по выбору учащихся могут быть использованы на углубление изучения профильных предметов или освоения приближенных к ним спецкурсов.

На основе типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведения составляют рабочие планы на текущий учебный год, в которых отражаются особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание образования в высших учебных заведениях определяется образовательно-профессиональной программе подготовки будущих специалистов, структурно-логической схемой подготовки, учебными программами дисциплин, другими нормативными актами органов государственного управления образования и высшего учебного заведения и отражается в соответствующих учебниках, учебных пособиях, методических материалах.

Образовательно-профессиональная программа подготовки - это перечень нормативных и выборочных учебных дисциплин с указанием объема часов, отведенных для их изучения, форм итогового контроля.

Структурно-логическая схема подготовки - научное методическое обоснование процесса реализации образовательно-профессиональной программы подготовки.

Содержание образования высшего учебного заведения состоит из нормативной и выборочных учебных дисциплин.

Нормативная часть содержания образования является гарантированным минимумом в соответствующий образовательный (образовательно-квалификационного) уровня. Она определяется государственным стандартом образования и является обязательным компонентом реализации образовательной (образовательно-профессиональной программы.

Нормативные учебные дисциплины определяет государственный стандарт образования (образовательно-профессиональная программа подготовки). Соблюдение их названий является обязательным для высших учебных заведений, а объем не может быть меньше объема, установленного государственными стандартами образования.

Выборочные учебные дисциплины вводятся в учебный план высшим учебным заведением для более полного удовлетворения образовательных и квалификационных запросов личности и потребностей общества, эффективного использования возможностей учреждения образования, учета региональных потребностей и т.д. Они могут быть как обязательными для всех студентов, так и избранными студентами индивидуально. Выборочные учебные дисциплины вводятся, как правило, в форме специальных учебных курсов для углубления общеобразовательной, фундаментальной и профессиональной (теоретической и практической) подготовки.

Государственный стандарт образования.

Он охватывает структуру, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся, студентов. Определяет обязательный минимум содержания учебных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся и студентов, требования к уровню подготовки выпускников и является основой нормативных документов (учебных планов, программ и т.п.).

Государственный стандарт образования - совокупность норм, которые определяют требования к образовательного, квалификационного уровней.

Он разрабатывается для каждого образовательного (квалификационного) уровня и направления подготовки (специальности) и утверждается Кабинетом Министров Украины. Подлежит пересмотру и переутверждению не реже, чем один раз в десять лет.

Составляющими государственного стандарта образования является образовательная характеристика (основные требования к качествам и знаний лица, которая получила определенный образовательный уровень), образовательно-квалификационная характеристика (основные требования к профессиональных качеств, знаний и умений специалиста, необходимых для успішногои выполнения профессиональных функций), нормативная часть и городу образования и тесты.

Учебная программа.

Содержание учебного предмета, предусмотренного учебным планом, определяется его учебной программой.

Учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, умения и навыки, которые необходимо приобрести, содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Каждая учебная программа начинается с пояснительной записки, в которой изложены цели и задачи данного курса, особенности его построения и методические указания. После нее подается собственно программа, в которой указаны темы и количество часов, отведенных на их изучение в каждом классе. Кратко охарактеризованы также содержание темы.

Система изложения содержания учебного материала в учебной программе по предмету может быть:

а) линейной - размещение материала от простого к сложному в соответствии с принципами последовательности, систематичности и доступности;

б) спиральной - непрерывное расширение и углубление знаний по определенной проблеме;

в) концентрической - повторное изучение определенных разделов, тем для более глубокого проникновения в сущность явлений и процессов;

г) смешанной - комбинирование различных систем изложения содержания учебного материала.

Учебные программы должны иметь высокий научный уровень, генералізувати учебный материал на основе фундаментальных положений современной науки, группировать его вокруг ведущих идей и научных теорий, не содержать слишком усложненного и второстепенного материала, обеспечивать межпредметные и внутріпредметні связи, реализовать идею взаимосвязи науки, практики и производства, формировать умения и навыки учащихся по каждому учебному предмету, а также воплощать воспитательный потенциал.

Учебники и учебные пособия.

Согласно учебных программ создают учебники и учебные пособия.

Учебник - книга, которая содержит основы научных знаний по определенной учебной дисциплины, изложенные в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики.

В учебном процессе учебник выполняет следующие функции: а) образовательная - заключается в обеспечении усвоения учащимися определенного объема систематизированных знаний, формировании у них познавательных умений и навыков;

б) развивающую - способствует развитию перцептивных, мнемических, мыслительных, речевых и прочих способностей учащихся;

в) воспитательная - обеспечивает формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств личности школьник;

г) управленческую - заключается в программировании определенного типа обучения, его методов, форм и средств, способов применения знаний в различных ситуациях;

ґ) исследовательскую - побуждает ученика к самостоятельному решения проблем, учит методов научного поиска.

Учебник должен соответствовать современному уровню науки, обеспечивать потребности национального воспитания, связь теории с практикой. Он должен быть написан простым и доступным языком, четко формулировать определения, правила, законы, идеи, содержать иллюстрации, схемы, рисунки, выделять шрифтом важный материал. Не менее существенным является и его художественное оформление.

Учебный материал учебника состоит из эмпирического, теоретического и практического компонентов.

Эмпирический (греч. empeiria - опыт) компонент. Он содержит в абстрактной форме информацию о чувственный опыт. Эмпирические знания отражают поверхностные связи и отношения между предметами, явлениями. Этот компонент учебного материала учебника применяется тогда, когда учащиеся учатся классифицировать наблюдаемые факты и явления, классифицировать их, использовать эти классификации. Эмпирически образованы абстракции (отражение отдельных сторон предметов) является тем обязательным «материалом», на основе которого осуществляется переход от чувственно-конкретного к конкретному (сущности).

Теоретический компонент.К нему относится информация о отношение вещей. Этот компонент представляет научные понятия, которые воспроизводят идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве общность, сущность движения материального объекта. Он является сферой объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть предметами лишь эмпирического компонента.

Практический компонент. Это важное средство развития творческих способностей школьников, формирование черт характера, взглядов и убеждений, интереса к знаниям, подготовки учащихся к жизни. Практический компонент включает информацию по организации усвоения учебного материала (вопросы, познавательные задачи, проблемные ситуации, примеры решения задач, таблицы, пояснения текста и иллюстративного материала), информацию о способах деятельности или творчества (описание творческой деятельности, проблемно-поисковые задачи теоретического и прикладного характера, правила, рекомендации, последовательность рисунков, которые иллюстрируют отдельные приемы трудовой деятельности и т.д.).

Учебный материал учебника важно рассматривать в единстве всех его компонентов, поскольку они, дополняя друг друга, способствуют эффективному усвоению задач.

Работая с учебником, преподаватель должен дополнять его материал дополнительной информацией, использовать во время занятий местный, краеведческий материал. Педагог должен маневрировать методическими приемами во время изложения материала учебника учитывая то, что для одних учащихся он может быть слишком сложным, для других - легкодоступным, слишком простым.

Совершенствованию учебного процесса способствуют информационные технологии, в частности электронные учебники, создание и использование которых является актуальным для современной школы. Однако отсутствие единых стандартов методики подготовки таких электронных средств обучения, программного обеспечения затрудняет эту работу.

Разработки современных электронных учебников должна основываться на следующих принципах:

- отображение информации с использованием различных данных: текста, графики, аудио, видео, анимации (мультипликации);

- обеспечение возможностей поиска и выбора справочной информации:

- объективность и разносторонность системы контроля знаний;

- возможность интерактивной связи ученика с учителем с помощью «сетевых» технологий.

Основной проблемой использования электронных учебников является сложность чтения больших текстов. Для решения этой проблемы учебники содержат текстовый и звуковой режимы обучения. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой - аналогом хорошо проілюстрованої лекции или учебного видеофильма. Оба они являются разными способами отображения учебного материала.

В текстовом режиме материал иллюстрируется схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воспроизводится дикторский текст, который сопровождается озвученным слайд - шоу (последовательная смена иллюстраций). Отражен материал призван концентрировать внимание пользователя на важнейших мыслях автора. Сочетание визуальной и аудио информации значительно повышает эффективность обучения. Согласованность режимов обучения дает возможность оперативно переходим от одного к другому без потери контекста.

Учебное пособие - книга, материал которой расширяет границы учебника, содержит дополнительные, самые новые и справочные сведения.

К учебным пособиям относятся сборники задач и упражнений, хрестоматии, словари, справочники, атласы и др. Эти вспомогательный дидактический материал способствует укреплены познавательных и практических умений, прививает навыки самостоятельной работы.

Важное значение для эффективной организации учебного процесса имеют предназначены для учителей пособия закрытого и открытого типа. Главными задачами руководства закрытого типа является помощь педагогу в использовании на занятии всех возможностей учебника для учащихся. Такое пособие является приложением к учебнику, он дает четкие указания по проведению урока.

Руководство открытого типа предлагает учителю дополнительную (научную и педагогическую) информацию, содержащую общие предложения по организации процесса обучения, к ограничивая педагога слишком подробными инструкциями и наставлениями. Методические указания такого пособия многочисленны и разнообразны, и учитель имеет возможность выбора. Задачей пособия открытого типа является стимулирование педагогического творчества учителя.

Независимо от типа пособие для учителя должен содержать важную информацию, отсутствующую в учебнике для учеников, а также дополнительную информацию, с которой учитель, возможно, не знакомый или малознакомый и которая может обогатить учебный процесс (документы, архивные материалы то что), педагогическую информацию (методические рекомендации).