Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Паблик рилейшнз

Т. Шибутані

Импровизированные новости: социологическое исследование слухов

(из книги: Shibutani Т. Improvised news. A sociological study of rumor. - Indianapolis; New York, 1966)

(отрывки)

Конечно считается, что центральной характеристикой слухи есть ошибка. Слухи принято рассматривать как неправильные сообщения, или, в крайнем случае, как такие, которые не проверенные и, вероятно, фальшивые. Когда непроверенное сообщение оказывается правдой, никто не замечает его неизвестного источника. Когда же дальнейшие события раскрывают сообщение как ложное, мы говорим, что "это были только слухи". Так же чаще всего называют слухами сообщения, которые являются запитальними. Например, в конце Второй мировой войны многие американцы скептически отнеслись к сообщению о смерти президента Рузвельта, повважавши его "очередным слухом", пока не получили подтверждение через масс-медиа. Иногда называют слухами сообщения те, кто не хочет в них верить, как, например, индивиды, для которых хороший друг вдруг оказался мошенником.

Поскольку особое внимание в одних вещей отражается на подавлении других, есть определенные ограничение объема и характера новостей, на которые могут реагировать возбужденные люди; замечания, которые несовместимы с существующим настроением, могут опускаться или опровергаться. Когда же общий настрой установлено, будут отбрасываться даже сообщение с институционализированных каналов, если они оказываются несовместимыми. В ситуации интенсивного коллективного возбуждения могут возникнуть характеристики, которые не соответствуют общепринятым стандартам. Такие слухи неизменно придают форму для выражения превалюючих ощущений, и именно в подобных контекстах уверенно говорится об исполнении желаемого. Там, где слухи изначально экспрессивные, логически несовместимые вопросы могут поддерживаться одновременно. При некоторых кризисах, как, например, во время убийства президента Кеннеди, противоречия в фактах подозрений оставались незамеченными. Лебон заявляет, что логика аффекта отличается от рациональной логики; имидже проявляются сами по себе или оцениваются, а не сочетаются логично.

Делались также попытки контролировать спонтанную коммуникацию с помощью закона. В примере бирж контроль новостей всегда составлял проблему, поэтому закон 1933 года признавал незаконным умышленное использование слухов для манипуляции с ценами. Во время войны особенно предпринимаются попытки борьбы с подрывными слухам, фиксируя юридическую ответственность и наказывая виновных. Так, во время Второй мировой войны немцы пробовали контролировать враждебные слухи на захваченных территориях с помощью строгих декретов; людей штрафовали или бросали в тюрьму за высказывания против оккупантов. В Англии оборонительные законы признавали распространение тревожных или пораженческих настроений незаконными; необходимо было привести массу доказательств того, что только разумные причины заставили человека поверить в то, что слух был правдой и не было злонамеренного умысла.

Один из распространенных способов борьбы со слухами во времена бед заключается в обращении к людей уважаемых лидеров. В 1938 г. президент Рузвельт обнародовал свой знаменитый "Письмо неназванного гражданина", выступив против критиков своей администрации, указывая на реальные успехи в противовес нашіптуваним обвинению. Во время Второй мировой войны Массачусетский комитет общественной безопасности полностью посвятил себя отворачиванию и контроля слухов с помощью гласности. Сообщение собирались на специальных постах, опровергались властями или экспертами и публиковались в "Бостон Херальд". Перепечатки этих статей потом пересылались заинтересованным лицам в другие части страны. Хотя подобные кампании направлены против "слухов", реально же атакуется любая вербализация, которая не поддерживает военных усилий.

Еще одно средство, рекомендуемый практически всеми, кто исследовал слухи серьезно, заключается в предоставлении адекватной информации по інституалізованих каналах. Осенью 1953 г., например, когда Пентагон объявил бюджетные сокращения, слухи о закрытии и сокращении военных заводов распространялись по всей стране. Когда эти слухи нарушили ритм в одной из корпораций в Северной Каролине, ее президент открыл специальный флигель, названный "фабрикой слухов", попросив своих сотрудников выучить два бюллетени. Один из них назывался "Слухи", и каждый мог записать там свой любимый вариант, второй назывался "Факт", и там президент лично отвечал на все вопросы. В течение следующих двух месяцев было получены ответы на 100 вопросов. Когда же прошло еще десять дней, ни вопрос не появилось и флигель было закрыто.

Степень личного включения в событие варьируется от индивида к индивиду, и это отражается в неодинаковом участии по созданию слухов. Некоторые рассматривают себя только как наблюдателей; другие воспринимают себя как активных участников; третьи являются наблюдателями, интересы которых, однако, близки к интересам активных участников.

В изучении распространения слухов, связанных с членством в компартии женщины, которая хотела организовать детский сад, Фестінгер и его коллеги (1948) обнаружили, что те, кто чувствовал, что его статусу грозит похожая ситуация, с большим энтузиазмом поддерживали слух, в конце концов сорвала эту программу. В исследовании в сельской местности Канады слухов о том, что чужак, который нанял хижину, является немецким шпионом, Добб (1941) обнаружил, что было четверо наиболее активных участников: 1) женщина, которая хотела сдать свою хату и не нашла кому; 2) человек, который в свое время защищала чужого и попала за это в беду; 3) человек, которая имела длительную вражду с семьей, которая поставляла чужаку молочные продукты; 4) человек, подозрительная ко всем.

Подстрекатели в толпах, что линчуют, чаще всего являются друзьями или родственниками жертвы, которых особенно волнует, чтобы обвиняемый не избежал наказания. Те, кто больше выиграет от принятия какой-либо программы действий - избрание официального лица, объявления войны, активнее реагируют на сообщение, что предмет их поддерживают одобрение. Это вовсе не означает, что действует намеренная манипуляция, в большинстве случаев участие является результатом избирательной внимания. Иногда интересы являются неосознанными; люди, которые чувствовали себя виновными или напуганными, просто больше реагируют на сообщения, которые подтверждают их ощущения. Оллпорт и Лепкін (1945) показали, что слухи о лишние расходы и специальные привилегии, которые распространялись в Америке во время Второй мировой войны, более серьезно воспринимались теми, кто считал, что программа рационирование является несправедливой и ненужной, и в которых не было близких друзей или родственников на войне.

В конце Второй мировой войны много немецких солдат верили, что их страна имеет решающую секретное оружие. И хотя они понимали стратегическую бессмысленность своих ежедневных действий, слухи о секретном оружии давали необходимое оправдание продолжающемуся сопротивлению. Немецкие гражданские лица тоже имели подобные надежды. Когда убеждение о цели, лидеров и друг о друге начинают разрушаться, люди с меньшей охотой готовы идти на жертвы. В таких ситуациях слухи о коррупции развивают сомнение; если начались разногласия, слухи об оппозиции увеличивают подозрительность. В подобных ситуациях некоторые виды слухов могут быть фатальными.

Под время войны многие лидеры пробуют уменьшить боевой дух вражеских войск и взорвать их желание воевать "утечкой" информации о своей собственной силу. Это довольно старый трюк. Чінгізхан, который покорил большую часть Азии и Европы, не имел достаточно человеческих ресурсов, чтобы победить с помощью самой силы. Он использовал мобильные войска, в большой степени полагаясь на разведку и пропаганду. Перед атакой его агенты распространяли сообщения, что преувеличивали число и дикость своих людей, чтобы напугать своих врагов. Его "несметные орды" на самом деле были маленькими и очень мобильными кавалерийскими соединениями.

Генерал Есть. Батлер рассматривает инцидент 1912 г., во время которого 375 американцев имели открыть железнодорожное сообщение между Манагуа и Гренадою во время никарагуанской революции. Батлер по природным каналам устроил утечку информации, в которой говорилось о 1500 военнослужащих с тяжелой артиллерией. Он также установил дополнительные палатки и закрыл брезентом свои небольшие пушки. Повстанцы не рискнули атаковать 1500 хорошо вооруженных военнослужащих, и железную дорогу было открыто.

Неформальные коммуникативные каналы используются и в рекламных кампаниях. В 1934 г. продажа сигарет "Честерфилд" упал из-за слухов, что на заводе в Ричмонде (Виргиния) было найдено рабочего, больного проказой. Это сообщение явно вводилось в неформальные каналы командой из двух человек, которые входили в переполненный вагон метро в разные двери, двигались навстречу друг другу и начинали разговаривать, в то время как другие пассажиры сидели на своих местах. Они приписывали информацию газетам. Было предложено 25 000 долл. тому, кто найдет виновных; в 1938 г. компания даже розвішала объявление, что повторяли эти заявления, в магазинах, однако никто так и не обратился. Платные агенты, смешиваясь с потенциальными покупателями в общественных местах, могут использоваться, чтобы хвалить некоторые продукты. Несколько фирм с паблик рилейшнз использовали эти методы, а некоторые даже предлагали подобные услуги открыто. В отличие от открытой рекламы, подобные заметки не рассматриваются как платные сообщения и не отвергаются; более того, агенты могут заявлять такую информацию о продукте, которую рекламодатель не рискнул бы поместить в прессе.