Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Паблик рилейшнз

Питирим Сорокин

Символические проводники

(из книги: Сорокин П. Система социологии. - Т. 1: Социальная аналитика. - 4.1. - Петроград, 1920)

Губернатор, король, жрец, комиссар имеют одно "я" в частной жизни и трансформируются в совершенно нового человека - и по манерам, и по жестам, и по голосом, и за переживаниями, - отличную от первого "я", когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей". В первом случае они бывают простые, вежливые, искренние, сердечные, во втором - появляется важное лицо, властные движения, манерность, напыщенность; сентиментализм и мягкость заменяются формализмом, сухостью и порой бессердечной жестокостью. В летописи судов известны случаи, когда человек, который безжалостно выносит суровые приговоры, неумолимо обрекает свои жертвы на смерть, на пытки, придя домой, лишившись влияния символических проводников, сняв знаки судейской достоинства, часто плакала жгучими слезами над безсердечністю судей; рвала на себе волосы и причиняла себе смерть. Как простой смертный она была милосердна, и как только надевала свои "символы" - она вне своей волей, учитывая магическое влияние символических проводников, менялась.

С этой точки зрения не случайным является факт установления культа, образов, слов, форм одежды и т.п., фигурирующих во всех сферах общественной жизни - в области религии, права, военной, педагогической, политической и др.

После всего сказанного не будет парадоксом положение: перемініть у ряда индивидов форму, избавьте их внешних символических знаков - погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т.п. - и вы переміните их психику. Сколько лиц - политических заключенных - чувствовали эту перемену переживаний, когда на них надевали арестантский бушлат. Сколько военных генералов, офицеров "мгновенно перероджувалися", когда с них срывали погоны и одевали их в штатський одежду. Обнажите деспота - и вы сделаете его жалким и простым смертным. Окружите, оденьте простого смертного пышными знаками достоинства - и перед вами родится властный, самоуверенный, гордый самодур или обладатель.

То именно в отношении и в звуковых символов. Возьмите для примера титулы "Ваше сиятельство", "Ваше превосходительство" и др.

Сколько людей "перероджувалося" духовно, получив титул "Его превосходительства", "графа" "князя". Как много простых смертных начинали себя чувствовать иначе, после того как они становились гофмейстерами или губернаторами. Как приятно радовал слух многих чиновников титул "Ваше превосходительство", уважительно вимовлюваний швейцаром - психологом.

Не буду приводить других факторов.

На основании сказанного мы можем спокойно ответить на поставленный вопрос: "так, символические проводники производят рикошетный влияние на психические переживания".

Однако сказанным это влияние не исчерпывается. Он более значительный, чем кажется с первого взгляда. Говоря это, я понимаю явления фетишизации символических проводников. Возьмем для примера знамя полка или красный флаг. Это, по своей природе, простой предметно-цветной проводник: кусок материала, прикрепленный к дубинки. Однако, фигурируя долго как эмблема полка, его чести и достоинства или как эмблема революции - ее ценности, святости и т.д., он невольно начинает казаться чем-то самоценным, святым и самодостаточным. Сначала флаг сам по себе неоценимый. И, часто выступая в роли символа, он словно "впитывает", "вбирает в себя" ценность тех переживаний, символическим проводником которых он является; он становится самоцінністю, самодостаточным фетишем. В нем перестают видеть собственное тряпку, а начинают приписывать ему, как таковому, особую ценность. Это подтверждается тем, что люди умирают за флаг - на поле битвы, на баррикаде, умирают, чтобы не отдать его врагу. В психике людей исчезает мысль, что флаг сам по себе - ничто, что его ценность - производная ценность. Эта мысль невольно замещается другой, что заключается в приписывании флаг самоценности. Коротко говоря, флаг, как и любой символический проводник, при частом функционировании как эмблемы становится самодостаточным и самозадоволеним фетишем. В такой роли он гипнотизирует людей, решительным образом деформирует их психику. Люди готовы и умирать, и убивать за флаг. И это наблюдается не только среди диких народов, но и среди современных. Подойдите для опыта в заседание Петроградского совета депутатов и попробуйте, ничего не говоря, сорвать флаг и начать его разрывать, и вы убедитесь в правильности сказанного: если вас самих не разорвут, то можно ручаться, что вы попадете в руки "надзвичайки" и не быстро из этих рук выйдете, а, может быть, и вовсе не выйдете. Этот процесс фетишизации символических проводников наблюдается во всех сферах общественной жизни и на всех ее ступенях, меняются только объекты - фетиши. Один фетишизирует портрет царя, другой - портрет Ленина, австралиец - кусок дерева, социал-демократ - портрет Маркса; верующий - имя святого, революционер - имя "Интернационала".

Примером фетишизованих мимически-движущих пространств могут служить жесты и акты: креста, коленопреклонения, отдача чести, салютування знаменові, парадов, принятие позы "во фронт", присяги, клятвы, обрядов посвящения (в рыцари, в духовный сан и т.п.), "таинства" брака (венчание), миропомазание, причастие и др.

Если бы эти и сотни подобных рушійно-мимических обрядов не фетишизувалися, им не приписывалась бы магическая сила (например, жеста креста, присяге и др.), по невыполнение их не наказывали бы, не посылали бы на смерть или в тюрьму, не приписывали бы определенным обрядам способность передавать особую благодать или вызвать гром, дождь, засуху и т.д. (обряды посвящения, которые есть во всех группах, начиная с первобытных и кончая современными). На каждом шагу и теперь мы можем наблюдать, как верующий, крестясь, искренне убежден, что этим актом он ограждающий себя от всех нечистых сил. В катехизисе читаем, что обрядами посвящения посвячуваному в священники передается власть и право "вязать и отпускать грехи". История уголовного права полна примеров, когда человек, нарушили присягу, отправляли на тот свет и т.д. То же явление фетишизации на каждом шагу можно встретить и в применении к звуковых проводников - слов и их комплекса. Определенные слова, часто фигурируя в роли символического проводника, неразрывно связываются с сигналізованими ними переживаниями, словно впитывают в себя их свойства, и в итоге становятся всемогутніми. им начинают приписывать магическую силу, порой настолько значительную, что в ряде религий, например, в ведической, в Авесте и почти во всех исторических религиях слову (брахман) приписывают силу, которая управляет не только явлениями природы, но и волей богов.

Чем другим, как не фетишизованими звуками, есть магические формулы заклинания, заговоры ее молитвы.

им приписывается самодостаточная магическая сила. Верили и верят, что достаточно произнести определенные слова, чтобы вызвать желаемый эффект. Слово как слово начинает почитаться и уважаться.

Разве возможны были бы акты добровольной готовности умереть за имя Иисуса, с одной стороны, и отправить других людей на костер за то же имя, с другой (сожжение и самосожжение раскольников), если бы имя не превращалось в фетиш? Разве возможна было бы появление и существование "заклинаний", "заговоров", "молитв", если бы не было фетишизування звуков? Издевательство с чьего-либо имени воспринимается нами как издевательство с самого предмета, обозначает его. Произношение ряда звуков, называемых неприличными (например, матірщина, "неприличные песни" и др.), карается уголовным законом и вызывает общественную реакцию. Произношение звуков "Долой царя!" в прошлом, а теперь "Долой советскую власть!" навлекла и навлекает весьма тяжелые кары, вплоть до расстрела.

Больше того: фетишизация слова сказывается и в том, что часто бывает достаточно различным явлениям дать одно имя, чтобы эти явления стали рассматриваться как нечто единое. Достаточно какой-нибудь абстракции дать имя, чтобы она стала объективной реальностью для многих.

Все сказанное о предыдущие руководители применимо и к остальным (світлокольорових и др.) символических проводников, вплоть до фетишизации людей. Надругательство над изображениями святого воспринимается верующим как святотатство; она вела и ведет, как известно, к актов геройства, самопожертвования, вплоть до готовности умереть за это изображение!

Світлокольоровий проводник стал фетишем. Такое именно фетишизування світлокольорових проводников можно встретить и среди атеистов-социалистов. Разорвать портрет Маркса перед глазами социал-демократа, портрет Ленина - в собрании коммунистов значит совершить святотатство с их точки зрения. Факт фетишизации проводников однородный в том и другом случае; различны только формы.

Все сказанное применимо и к людям - символических проводников. Фетишизация их - факт общеизвестный, побутуючий от первых времен жизни человечества до наших дней. Выступая часто в роли символа - проводника определенных переживаний, человек становится фетишем, живым божеством, всемогущим повелителем. В ней словно теряется все привычно человеческое; в глазах людей она становится богом.