2. Теория образования и обучения (дидактика)
2.2. Содержание образования в Украине
Одной из важнейших задач дидактики является определение в соответствии с требованиями общества содержания образования, а также обеспечение систематичности и последовательности на всех уровнях образования.
2.2.1 Содержание и уровни образования
Среди главных задач развития отечественной системы образования является постоянное обогащение содержания образования знаниями, овладение которыми способствовало бы всестороннему и гармоничному развитию подрастающего поколения.
Сущность содержания образования. Содержание образования призвано обеспечить передачу и усвоение подрастающим поколением опыта старших поколений и его дальнейшее развитие. Этот опыт состоит из:
- знаний о природе, обществе, технике и способах мышления;
- способов деятельности, которые воплощаются вместе со знаниями в умениях и навыках личности, которая усвоила этот опыт;
- творческой, поисковой деятельности по решению проблем, которые возникают перед обществом;
- ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, до других людей и мира в целом.
Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственного поведения, подготовку к общественной жизни.
Разрабатывая содержание образования, прежде всего, обращают внимание на то, чтобы он отвечал потребностям общества по формированию всесторонне развитой личности. Учебный материал, который включают в содержание образования, должен иметь высокую научную и практическую значимость. При этом следует учитывать реальные возможности процесса обучения (закономерности, принципы, методы, организационные формы, уровень общего развития учащихся, состояние учебно-методической и материальной базы) и обеспечивать социально детерминированную единство всех учебных предметов.
Реализация содержания образования должна помочь выпускнику общеобразовательной школы определить свое место в жизни, эффективно освоить жизненные и социальные роли. Поэтому содержание образования направлен на формирование у учащихся необходимых для этого качеств, в частности коммуникативной культуры, гибкости, мобильности, конкурентоспособности и умений интегрироваться в динамичное общество, представлять себя на рынке труда; критически мыслить, использовать знания как инструмент для решения жизненных проблем, генерировать идеи, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность; работать в команде, предотвращать конфликтные ситуации и выходить из них, целенаправленно использовать свой потенциал для самореализации в профессиональном и личностном плане, так и в интересах общества, государства, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования; добывать, анализировать информацию из различных источников; бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих как наивысшей ценности; выбирать целесообразные из многочисленных альтернатив, которые предлагает современная жизнь.
Следовательно, статус человека в обществе зависит от нее самой. Быстрые темпы социального прогресса, динамических изменений обусловливают необходимость постоянного самосовершенствования, развития жизненной компетентности, усиление ответственности молодого человека за свое будущее, за возможность достижения успеха.
Виды образования.
В зависимости от цели и характера содержания образования различают общую, политехническую и профессиональное образование.
Общее образование - совокупность знаний основ наук о природе, обществе, человеке, а также необходимых каждому человеку умений и навыков.
Общее среднее образование имеет три ступени: начальная, основная, полная.
Политехническое образование - совокупность знаний о главные отрасли и научные принципы производства, овладение обще-техническими умениями, необходимыми для участия в производительном труде.
Осуществляется она прежде всего в процессе изучения предметов политехнического цикла (физики, химии, биологии, географии, математики), а также истории, литературы, правоведения, трудового обучения. Весомое значение имеют практикумы, факультативы по машиноведения, автодела, электротехники и т.д.
Общее и политехническое образование - базовые в профориентации и профессиональном обучении.
Профессиональное образование - совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.
Профессиональное образование частично дают общеобразовательные учебные заведения в процессе профориентации, на факультативных занятиях, в различных кружках. Но главный путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических училищах и высших учебных заведениях разных типов и профилей.
Приоритеты развития образования в Украине.
Как система образования в целом, так и ее содержание в частности постоянно совершенствуются. Национальная доктрина развития образования в Украине предусматривает следующие приоритетные направления ее реформирования на 2002-2004 годы:
- личностная ориентация образования;
- привитие национальных и общечеловеческих ценностей;
- постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса;
- создание для граждан равных возможностей в получении образования;
- развитие системы непрерывного образования и обучения на протяжении жизни;
- пропаганда здорового образа жизни;
- расширение русскоязычного образовательного пространства;
- обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств
- обеспечение экономических и социальных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального статуса;
- развитие дошкольного, внешкольного, общего среднего образования в сельской местности и профессионально-технического образования;
- органичное сочетание образования и науки, развитие педагогической и психологической науки, дистанционного образования;
- внедрение образовательных инноваций, информационных технологий;
- создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений;
- создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение;
- интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.
Образовательные и образовательно-квалификационные уровни в Украине.
Система образования в Украине предусматривает получения ее гражданами определенных образовательных и образовательно-квалификационных уровней.
Образовательный уровень означает удовлетворение потребностей личности в получении общего среднего и высшего образования путем обучения в различных типах учреждений образования. Законом Украины «Об образовании» установлены следующие образовательные уровни: начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование, профессионально-техническое образование, базовое высшее образование и полное высшее образование.
Образовательно-квалификационный уровень предполагает получение определенного уровня образования и квалификации.
Установлены следующие образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.
Квалифицированный рабочий - образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на базе общего среднего образования получил квалификационный разряд, который определяет степень его квалификации в соответствии с тарифно-квалификационного справочника.
Бакалавр - образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе полного общего среднего образования имеет углубленную общекультурную подготовку, фундаментальные и профессионально ориентированные умения и знания относительно обобщенного объекта труда и способен решать типовые профессиональные задачи, предусмотренные для соответствующих должностей. Магистр - образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе квалификации бакалавра получил углубленные специальные умения и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения для выполнения проблемных профессиональных задач в определенной области.
Научные степени.
Законом Украины «Об образовании» определены научные степени кандидата наук и доктора наук.
Кандидат наук - первая ученая степень, которая присваивается лицам с высшим образованием, которые сдали кандидатские экзамены и защитившим кандидатскую диссертацию. Степень кандидата наук присваивают специализированные ученые советы высших учебных заведений или научно-исследовательских учреждений.
Доктор наук - ученая степень, которую присваивают лицам, которые защитили докторскую диссертацию и имели до того, как правило, ученую степень кандидата наук (в Украине) или магистра.
Научные звания.
Законом Украины «Об образовании» предусмотрено научные звания старшего научного сотрудника, доцента и профессора.
Старший научный сотрудник ученое звание и штатная должность в научно-исследовательских учреждениях. Это звание присваивается докторам и кандидатам наук, которые имеют печатные труды или изобретения и занимают соответствующие должности.
Доцент - ученое звание преподавателей высших учебных заведений, которое присваивается лицам, имеющим, как правило, ученую степень кандидата наук, печатные научные труды или изобретения, являются избранными на должность.
Профессор - ученое звание, которое присваивается наиболее квалифицированным преподавателям высших учебных заведений и научным сотрудникам научно-исследовательских учреждений. Его могут иметь лица, которые имеют ученую степень доктора наук, в отдельных случаях - высококвалифицированные специалисты, которые не получили ученой степени, но имеющие заслуги в области науки, техники, много лет работают на педагогическом поприще, а также являются авторами печатных трудов и учебно-методических пособий.
Академик - в Украине академическое звание, которое имеют действительные члены Национальной академии наук Украины и ряда отраслевых академий. Академиков избирают Общие сборы определенной академии из числа ученых, которые имеют выдающиеся научные труды. Существуют также звания «почетный академик» и «иностранный член».
В общем ступенчатое образование в Украине построено с целью обеспечения народного хозяйства, культуры и науки необходимым количеством специалистов разного уровня подготовки.