СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 86
Тема. Созидание слов. Основные способы словообразования
Цель: ознакомить учащихся с основными способами словообразования; развивать их умения и навыки подбирать слова по строению, применять основные способы словообразования; воспитывать у учащихся уважение к труду.
Оборудование: учебник, карточки.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнение 572.
Задание: прочитать текст. Расположить пункты плана в нужном порядке. Почему люди разных профессий не могут обойтись друг без друга? Выписать из текста выделенные слова, разобрать их по строению. От каких слов и с помощью каких значимых частей они состоят?
2. Работа с таблицей «Способы словообразования».
Учебник, с. 237.
3. Работа по учебнику.
Упражнение 575 (письменно).
4. Творческая работа.
Задача I: образовать новые слова с помощью суфиксального способа.
Школа, учить, вода, берег, слово, солнце, море, сад, снег, книга, хлеб, тихо, год, труд.
Задача II: образовать от поданных слов однокоренные приставочным способом.
Лес, дед, ход, зуб, идти, клеить, нести, ехать, бежать, бить.
Задача III: записать прилагательные, образованные приставочной-суфіксальним способом от представленных слов. Обозначить словообразовательные префиксы и суффиксы.
Без дна, при Днепре, под снегом, за морем, в меру, без голоса, без денег, без детей, под березой, под окном, над бровью.
5. Работа у доски.
Задача: к поданным слов подобрать слова с противоположным значением. Выделить основу и префиксы. Объяснить правописание префиксов.
Приход, приезд, запад, отбежать, уходить, заходить, развернуть, расковать, заклеивать, принести, закрыть, склеивать, приехать, окучить, открыть.
6. Работа с карточками.
Задача: определить, какая из представленных в скобках основ является образующей для каждого слова.
Лесник (лес, лесной), подоконник (под окном, окно), подводный (под водой, водный), подснежник (снег, под снегом), безграничный (без предела, предел), подорожник (по дороге, дорога).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа по учебнику.
Упражнение 577.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 66, записать четыре слова, образованные суфіксальним способом; четыре слова приставочным способом; четыре - приставочной-суфіксальним способом.