Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 86

Тема. Ударные и безударные гласные. Определение ударения в словах. Подбор однокоренных слов. Составление рассказа по рисункам

 

Цель: уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развивать умение находить в слове отмечен состав; ознакомить со схемой звуко-буквенного анализа слов; воспитывать трудолюбие, вежливость, уважение к украинским традициям.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 104)

- Мальчики, покажите нам, как вы перестроили последнее предложение. (Я стану защитником своего народа.)

- Назовите ударные слоги. (Ста-, -ком, -го-ро-)

- Кто кем хочет служить в армии? (Моряком, танкистом, артиллеристом, десантником)

- Девочки, расскажите, в каких строках письма солдата вы прочитали о его преданности Родине и о чувствах к воинской обязанности. (Как за плечами у тебя Родина, никакие опасности в мире не страшные.)

- Какие слоги ударные в выделенных словах? (-ю-, -ю, - -)

- Какое из этих слов нельзя переносить? (Свою)

- Почему? (Слог из одной буквы переносить в другую строку нельзя.)

- Кто из девушек хотел бы служить в армии и кем?

2. Минутка чистопису

Зо мяг ый каменный

- Запишите по два слова с этими буквосочетаниями и поставьте ударения. (Золото, железо, мягкий, пламя, чистый, рыжий)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы вспомним, что уже знаем о отмечен состав, будем учиться определять. Также ознакомимся со схемой звуко-буквенного анализа слов, будем учиться правильно произносить и писать словарные слова.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Комментируемое письмо (упражнение 105)

- Прочитайте и запомните, как произносятся и пишутся словарные слова.

- Сначала спишите слова с наголошеним первым составом, затем - со вторым, потом с третьим. Ударные слоги подчеркните. (Дрова, столяр; шофер, дочь, старый, новый; украинский, одиннадцать, четырнадцать)

- Прочитайте и запишите правило на с. 47.

2. Звуко-буквенный анализ слова (упражнение 108)

- Прочитайте, отгадайте загадку.

- Запишите отгадку. (Дятел) Подчеркните букву, которой обозначен безударный гласный звук.

- Внимательно следите и запоминайте, как надо проводить звуко-буквенный анализ.

1) Произнесите слово вслух. (Добываю)

2) Назовите последовательно все звуки и постройте звуковую модель слова.

 

3) Разделите на слоги, обозначьте их на модели.

4) Определите и обозначьте отмечен состав (звук).

5) Запишите слово.

6) Произнесите отдельно гласные звуки. Какой буквой обозначены каждый звук? ([о] - е, [у], [а] - а, [в] - ю)

7) Произнесите согласные звуки. Какой буквой обозначены каждый звук? ([д] - д, [б], [в] - в [и] - ю).

- Теперь всегда звуко-буквенный анализ будем проводить в такой последовательности, поэтому постарайтесь ее запомнить.

3. Физкультминутка

4. Игра «Узнай слово с ударением» (упражнение 107)

- Я буду называть часть слова без первого звука, а вы будете называть слово полностью:

- Запишите слова, обозначьте ударение.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по тексту (упражнение 109)

- Прочитайте текст, правильно подчеркивая выделенные слова.

- Помните, где мы видели много вышитых полотенец? Так, на выставке в Доме народного творчества. Каких только узоров там не было! Но больше всего вышивальщицы в Украине использовали нитки какого цвета? (Красного и черного)

- Там и песню о вышитую рубашку и полотенце слушали. В ней поется, что черный цвет - печаль, грусть, а красный - любовь и любовь. И по сей день на свадьбах, чтобы быть счастливыми, по народному обычаю, становятся на вышитый рушник.

- Еще раз прочитайте выделенные слова, правильно их подчеркивая.

2. Коллективная работа с учебником (упражнение 106)

- Прочитайте выразительно народную веснянку.

- Что такое веснянка, как вы понимаете? (Весенняя народная песня - закличка для весенней погоды и всей природы)

- Спишите первые две строки песни.

3. Творческая работа в парах (упражнение 111)

- Рассмотрите рисунки и составьте вдвоем коротенький рассказ. (Мама работала на огороде, а сын не хотел помогать. Он рядом развлекался. Когда же мама приготовила вкусный обед, парень первым уселся за стол. Как тебе не стыдно, ледарю!)

- Нравится ли вам поведение мальчика?

- Какие пословицы можно применить в этой ситуации? (Кто не работает, тот не ест. Как посеешь, так и имеешь. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Кто как делает, поэтому так и родит. Один с сошкой, а семеро с ложкой.)

Дети объясняют смысл каждой пословицы.

4. Самостоятельная работа (упражнение 110)

 

VI. Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- О какой народный символ говорили на уроке?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правило, с. 47, упражнение 114.

Текст упражнения 110 прочитать и руководствоваться этими правилами в жизни.