Урок 86
Тема. Ударные и безударные гласные. Определение ударения в словах. Подбор однокоренных слов. Составление рассказа по рисункам
Цель: уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развивать умение находить в слове отмечен состав; ознакомить со схемой звуко-буквенного анализа слов; воспитывать трудолюбие, вежливость, уважение к украинским традициям.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 104)
- Мальчики, покажите нам, как вы перестроили последнее предложение. (Я стану защитником своего народа.)
- Назовите ударные слоги. (Ста-, -ком, -го-ро-)
- Кто кем хочет служить в армии? (Моряком, танкистом, артиллеристом, десантником)
- Девочки, расскажите, в каких строках письма солдата вы прочитали о его преданности Родине и о чувствах к воинской обязанности. (Как за плечами у тебя Родина, никакие опасности в мире не страшные.)
- Какие слоги ударные в выделенных словах? (-ю-, -ю, - -)
- Какое из этих слов нельзя переносить? (Свою)
- Почему? (Слог из одной буквы переносить в другую строку нельзя.)
- Кто из девушек хотел бы служить в армии и кем?
2. Минутка чистопису
Зо мяг ый каменный
- Запишите по два слова с этими буквосочетаниями и поставьте ударения. (Золото, железо, мягкий, пламя, чистый, рыжий)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы вспомним, что уже знаем о отмечен состав, будем учиться определять. Также ознакомимся со схемой звуко-буквенного анализа слов, будем учиться правильно произносить и писать словарные слова.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 105)
- Прочитайте и запомните, как произносятся и пишутся словарные слова.
- Сначала спишите слова с наголошеним первым составом, затем - со вторым, потом с третьим. Ударные слоги подчеркните. (Дрова, столяр; шофер, дочь, старый, новый; украинский, одиннадцать, четырнадцать)
- Прочитайте и запишите правило на с. 47.
2. Звуко-буквенный анализ слова (упражнение 108)
- Прочитайте, отгадайте загадку.
- Запишите отгадку. (Дятел) Подчеркните букву, которой обозначен безударный гласный звук.
- Внимательно следите и запоминайте, как надо проводить звуко-буквенный анализ.
1) Произнесите слово вслух. (Добываю)
2) Назовите последовательно все звуки и постройте звуковую модель слова.
3) Разделите на слоги, обозначьте их на модели.
4) Определите и обозначьте отмечен состав (звук).
5) Запишите слово.
6) Произнесите отдельно гласные звуки. Какой буквой обозначены каждый звук? ([о] - е, [у], [а] - а, [в] - ю)
7) Произнесите согласные звуки. Какой буквой обозначены каждый звук? ([д] - д, [б], [в] - в [и] - ю).
- Теперь всегда звуко-буквенный анализ будем проводить в такой последовательности, поэтому постарайтесь ее запомнить.
3. Физкультминутка
4. Игра «Узнай слово с ударением» (упражнение 107)
- Я буду называть часть слова без первого звука, а вы будете называть слово полностью:
- Запишите слова, обозначьте ударение.
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа по тексту (упражнение 109)
- Прочитайте текст, правильно подчеркивая выделенные слова.
- Помните, где мы видели много вышитых полотенец? Так, на выставке в Доме народного творчества. Каких только узоров там не было! Но больше всего вышивальщицы в Украине использовали нитки какого цвета? (Красного и черного)
- Там и песню о вышитую рубашку и полотенце слушали. В ней поется, что черный цвет - печаль, грусть, а красный - любовь и любовь. И по сей день на свадьбах, чтобы быть счастливыми, по народному обычаю, становятся на вышитый рушник.
- Еще раз прочитайте выделенные слова, правильно их подчеркивая.
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 106)
- Прочитайте выразительно народную веснянку.
- Что такое веснянка, как вы понимаете? (Весенняя народная песня - закличка для весенней погоды и всей природы)
- Спишите первые две строки песни.
3. Творческая работа в парах (упражнение 111)
- Рассмотрите рисунки и составьте вдвоем коротенький рассказ. (Мама работала на огороде, а сын не хотел помогать. Он рядом развлекался. Когда же мама приготовила вкусный обед, парень первым уселся за стол. Как тебе не стыдно, ледарю!)
- Нравится ли вам поведение мальчика?
- Какие пословицы можно применить в этой ситуации? (Кто не работает, тот не ест. Как посеешь, так и имеешь. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Кто как делает, поэтому так и родит. Один с сошкой, а семеро с ложкой.)
Дети объясняют смысл каждой пословицы.
4. Самостоятельная работа (упражнение 110)
VI. Итог урока
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- О какой народный символ говорили на уроке?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правило, с. 47, упражнение 114.
Текст упражнения 110 прочитать и руководствоваться этими правилами в жизни.