Урок 87
Тема. Роль ударения в значении слова. Правильное произнесение слов
Цель: углублять знания про ударение и его роль в речи; подбирать слова, противоположные по значению, слова, одинаковые по звучанию и написанию; воспитывать любовь к природе, к ее красоте.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 114)
- Прочитайте слова. Как они отмечаются?
- Запомните правильное произношение этих слов.
2. Минутка чистопису
ор ло ди понедельник
- Запишите с этими буквосочетаниями слова. (Корова, молоко, дети). Подчеркните данные буквосочетания.
- Обозначьте в словах ударения.
III. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 115)
- Прочитайте текст, обращая внимание на произношение выделенных слов.
- Выпишите слова, которые отвечают на вопрос какая?
- Подчеркните слова, противоположные по значению. (Старая, новая, беленькая, чистенькая)
- Объясните значение выделенных слов. (На берегу (білокорій) - на дереве, на берегу (реки) - у реки)
- Хотя и пишутся выделенные слова одинаково, но произносят их по-разному. Поэтому в некоторых словах только ударение помогает различать их значения: дорога - дорога, брать - брать. Поэтому будьте внимательны к правильному ударение слов, ибо ошибка может сыграть злую шутку. Например: «Дети купались в реке и загорали на берегу», а не «Дети купались в реке, а загорали на берегу».
- Дети, а какие предметы называют словом котики? (Зверушек: «Кошки грелись на солнышке и мурчали». Почки: «На вербе появились первые пушистые котики».)
- С такими словами, как котики, надо быть бдительными, потому что их значение можно выяснить только по смыслу в предложении, а не за словом отдельно.
2. Письмо по памяти (упражнение 116)
- Прочитайте и выучите скороговорку наизусть. Расскажите ее друг другу.
- Запишите по памяти и проверьте написанное по учебнику.
- Поставьте знак ударения в словах. Как вы понимаете значение слов сорок сорок? (Пришла не одна птичка сорока, не сорок пять, а сорок сорок!)
3. Работа с загадкой (упражнение 118)
- Рассмотрите рисунки. Какой из изображенных предметов является отгадкой к загадке «Не лает, а в дом не пускает»? (Замок)
- Запишите названия изображенных предметов и обозначьте ударение. (Замок, замок)
4. Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала
1. Зрительно-слуховой диктант
- Я буду читать и буду показывать карточку с записанным предложением, а вы обращайте внимание на выделенный красным цветом день недели и записывайте предложения в тетрадь.
Понедельник - первый день недели.
Среда - третий день недели.
Четверг - четвертый день недели.
Воскресенье - седьмой день недели.
В выделенных словах поставьте ударение и подчеркните безударные слоги. Сверьте свои записи с карточками. Исправьте ошибки. Запомните написание дней недели!
2. Самостоятельная работа (упражнение 117)
- Какие предложения вы составили? (Тату, косы, пока солнце не печет. До школы надо обязательно брать дневник.)
- Какое слово противоположное по значению к слову дорога? (Дешевая)
V. Итог урока
- Про какую особенность ударения вы сегодня узнали? Приведите примеры.
- Как можно различить значение слова ключ? (По смыслу предложения. Ключ от двери Марийка потеряла. Ключ журавлей виднелся высоко в небе.)
- Произнесите по слогам, как писать названия дней недели.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 119.