Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 87

Тема. Роль ударения в значении слова. Правильное произнесение слов

 

Цель: углублять знания про ударение и его роль в речи; подбирать слова, противоположные по значению, слова, одинаковые по звучанию и написанию; воспитывать любовь к природе, к ее красоте.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 114)

- Прочитайте слова. Как они отмечаются?

- Запомните правильное произношение этих слов.

2. Минутка чистопису

ор ло ди понедельник

- Запишите с этими буквосочетаниями слова. (Корова, молоко, дети). Подчеркните данные буквосочетания.

- Обозначьте в словах ударения.

 

III. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа с учебником (упражнение 115)

- Прочитайте текст, обращая внимание на произношение выделенных слов.

- Выпишите слова, которые отвечают на вопрос какая?

- Подчеркните слова, противоположные по значению. (Старая, новая, беленькая, чистенькая)

- Объясните значение выделенных слов. (На берегу (білокорій) - на дереве, на берегу (реки) - у реки)

- Хотя и пишутся выделенные слова одинаково, но произносят их по-разному. Поэтому в некоторых словах только ударение помогает различать их значения: дорога - дорога, брать - брать. Поэтому будьте внимательны к правильному ударение слов, ибо ошибка может сыграть злую шутку. Например: «Дети купались в реке и загорали на берегу», а не «Дети купались в реке, а загорали на берегу».

- Дети, а какие предметы называют словом котики? (Зверушек: «Кошки грелись на солнышке и мурчали». Почки: «На вербе появились первые пушистые котики».)

- С такими словами, как котики, надо быть бдительными, потому что их значение можно выяснить только по смыслу в предложении, а не за словом отдельно.

2. Письмо по памяти (упражнение 116)

- Прочитайте и выучите скороговорку наизусть. Расскажите ее друг другу.

- Запишите по памяти и проверьте написанное по учебнику.

- Поставьте знак ударения в словах. Как вы понимаете значение слов сорок сорок? (Пришла не одна птичка сорока, не сорок пять, а сорок сорок!)

3. Работа с загадкой (упражнение 118)

- Рассмотрите рисунки. Какой из изображенных предметов является отгадкой к загадке «Не лает, а в дом не пускает»? (Замок)

- Запишите названия изображенных предметов и обозначьте ударение. (Замок, замок)

4. Физкультминутка

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Зрительно-слуховой диктант

- Я буду читать и буду показывать карточку с записанным предложением, а вы обращайте внимание на выделенный красным цветом день недели и записывайте предложения в тетрадь.

Понедельник - первый день недели.

Среда - третий день недели.

Четверг - четвертый день недели.

Воскресенье - седьмой день недели.

В выделенных словах поставьте ударение и подчеркните безударные слоги. Сверьте свои записи с карточками. Исправьте ошибки. Запомните написание дней недели!

2. Самостоятельная работа (упражнение 117)

- Какие предложения вы составили? (Тату, косы, пока солнце не печет. До школы надо обязательно брать дневник.)

- Какое слово противоположное по значению к слову дорога? (Дешевая)

 

V. Итог урока

- Про какую особенность ударения вы сегодня узнали? Приведите примеры.

- Как можно различить значение слова ключ? (По смыслу предложения. Ключ от двери Марийка потеряла. Ключ журавлей виднелся высоко в небе.)

- Произнесите по слогам, как писать названия дней недели.

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 119.