Урок 85
Тема. Ударение. Отмечен состав. Складотворна роль гласных звуков
Цель: углубить знания учащихся о ударение и склад; выделить складотворну роль гласных; совершенствовать умение учащихся распознавать ударные и безударные слоги; воспитывать патриотические чувства.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 92)
- Как говорит поэтесса о зимний день, о снег? (День чудовая. Снег, как серебро, блестит.)
- Назовите буквы, которые подчеркнули в выделенных слова.
- Какие звуки они обозначают?
2. Минутка чистопису
Гол соло голос
- Поставьте ударение в этих словах. Разделите их на слоги. Назовите ударные.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем углублять свои знания о ударение, деление на слоги и перенос из строки в строку. Также узнаем, какой состав называется наголошеним и почему. Убедимся в том, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Беседа (упражнения 99, 100)
- Прочитайте название праздника. (23 февраля - День защитника Отечества)
- Что вы о нем знаете?
- Этот праздник отмечается уже более 90 лет. Но называлось оно по-разному. Раньше его называли .
- Кто знает? (День Советской армии)
- День Советской армии и Военно-Морского флота. Этот день торжественно отмечали не только воины, но и все люди. Те, кто служил в армии, гордились этим. Сейчас этот праздник называют Днем защитника Отечества и чествуют всех, кто защищает мир и покой нашего государства.
- Кого называют защитником Отечества?
- Прочитайте это стихотворение в упражнении 100.
- Составьте схему первого предложения.
- Спишите выделенные слова, разделяя их на слоги.
- Сколько слогов и сколько гласных звуков в каждом слове?
- Прочитайте слоги, обозначены одной буквой.
- Какие звуки ими обозначены?
- Прочитайте и запомните правило на с. 44. Приведите примеры.
2. Работа с учебником (упражнения 101, 102)
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- О ком вы прочитали? Какие слова вам непонятны?
- До каких названий военнослужащих вы сможете подобрать однокоренные слова? Запишите по образцу. (Связисты - связь, саперы - мина, пограничники - границу, десантники - десант, танкисты - танк, моряк - море, артиллеристы - артиллерия)
- Спишите строки стихотворения, выражающие главную мысль.
- Найдите в записанном тексте двоскладове слово. трискладові чотирискладове разделите их на слоги, отделив каждый скобками снизу.
Слог в каждом слове отмечен?
- Прочитайте и запомните правило, что на с. 45.
V. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 103)
- Какие слоги ударные?
- Как вы поделите эти слова для переноса?
2. Игра «На каком слоге ударение?»
- Я буду называть слова, а вы будете показывать на пальцах, какой состав отмечен. Будьте внимательны! Важно не только быстро, но и правильно выполнить задание.
(Воронка (1), дорожка (2), ветеран (3), сокол (1), берег (1), лимон (2), пенсионер (4), термометр (2), дружба (1), сине (1), убедиться (4), самостоятельно (3).)
VI. Итог урока
- Как определить количество слогов в слове?
Состав называется наголошеним?
- Разделите на слоги название праздника, который отмечается в Украине 23 февраля. (День за-хи-сны-ка Ви-тки-зни)
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила С. 44, 45, упражнение 104.