Урок 84
Тема. Громкие звуки. Обозначение их буквами на письме. Обозначение гласных звуков буквами я, ю, є, ї (в начале состава).
Перенос слов с буквосочетаниями йо. Произношение и правописание слов горизонт, горизонт, виднокруг
Цель: выяснить способ создания громких звуков и обозначение их на письме буквами я, ю, є, ї; сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных звуков; учить правильно переносить из строки в строку слова с буквосочетаниями йо; научить правильно произносить и писать слова горизонт, горизонт, виднокруг.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 87)
Прочитайте записанные по алфавиту образованы слова с корнями-июн-, -реб-, -дуб-, -чит-.
- Которые вы составили с ними предложения?
2. Минутка чистопису
а е и и о в я ю є ї
- Запишите буквенный ряд. Сколько здесь букв? (Десять)
- Что вы знаете о них? (Обозначают гласные звуки)
- Подберите слова, чтобы написанные буквы обозначали ударные звуки. (Сосна, небо, рыба, лето, озеро, суп, яблоко, уха, Ева, еда)
- Назовите ударные звуки.
- Сколько здесь разных звуков? (Шесть)
- Вы, наверное, догадались, что это все громкие звуки украинского языка.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
- Еще в 1 классе мы знакомились с гласными звуками украинского языка и буквами, которые их обозначают. Таких звуков, действительно, шесть, а букв - десять. Сегодня же мы выясним, когда буквы я, ю, є, ї обозначают два звука, а когда - один, как переносить слова с буквосочетаниями йо, как правильно писать слова виднокруг, горизонт и горизонт и что они означают.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективное составление звуковых моделей слов. Поисковая работа
- Составьте звуковые модели слов, выходя к доске по цепочке.
- Рассмотрите слова первой строки и скажите, какая буква повторяется. (Буква я)
- Какие звуки она обозначает в этих словах? ([а], [йа], [йа])
- А чем интересен второй строке? (В словах повторяется буква ю, которая обозначает звуки [в], [у], [у].)
- А в третьем? (Буква обозначает звуки [е], [йе], [йе].)
- Что вы заметили? (В первом столбике буквы я, ю, есть обозначают один звук, а во втором и третьем - по два.)
Пристально присмотритесь, когда так происходит. (Я, ю, есть обозначают два звука, когда стоят в начале слова или после гласного.)
- Правильно, дети. Иначе говоря, буквы я, ю, есть обозначают два звука, если стоят в начале состава:-и-[йе], сво-[йа], спи-ва-[qd].
- А что же с четвертым строкой слов? (Там повторяется буква й, которая всегда обозначает два звука [и].)
- Итак, буква й (где бы не стояла) - в начале, в середине или в конце слова - всегда обозначает два звука - [йи].
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 90)
- Прочитайте слова, протяжно произнося последний громкий звук, и запишите букву, которой он обозначен.
[а] - а
[а] - я
[о] - о
[в] - в
[в] - ю
[е] - е
[е] - е
[ы] - ы
[и] - и
[и] - й
- Какой вывод можно сделать? (Гласных звуков в русском языке 6, а букв для их обозначения - 10.)
- Прочитайте правило на с. 41 и запомните его.
3. Словарная работа
- Знакомы ли вам слова горизонт, горизонт, виднокруг?
- Прочитайте их в рамочке на с. 40.
- Эти три слова означают пространство, которое предстает перед глазами. Особенно интересно наблюдать это на открытой местности, то есть в поле, на море, когда видно, где якобы земля сходится с небом.
- Составьте с этими словами предложения и запишите.
- Слова горизонт, горизонт и виднокруг ... (близкие по значению).
4. Физкультминутка
5. Комментируемое письмо (упражнение 96)
- Прочитайте слова. Произнесите все звуки и назовите буквы.
- Какими буквами обозначается сочетание звуков [йо]? (Йо)
- Разделите слова для переноса. (Ра-йон, Йо-сыпь, га-ек)
- Приведите свои примеры. (Бо-йо-ный, ма-йор, га-йо-чок)
- Прочитайте второе правило на с. 42. Запомните его.
V. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа по вариантам (упражнение 97)
- Прочитайте слова и найдите те, которые можно связать по смыслу. Запишите образованные словосочетания. Подчеркните буквосочетания йо. (Развевается флаг, подъемный кран, гайові цветы, серьезный разговор)
- Разделите для переноса слова гайові, серьезная. (Га-йо-ви, сэр-йоз-на)
VI. Итог урока
- Сколько гласных звуков в русском языке и какие?
- А буквы, обозначающие эти звуки на письме? Назовите их.
- Когда буквы я, ю, є, ї обозначают два звука?
- Какая буква всегда обозначает два звука?
- Как нужно переносить слова с буквосочетаниями йо?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 41, 42; упражнение 82.