Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 84

Тема. Громкие звуки. Обозначение их буквами на письме. Обозначение гласных звуков буквами я, ю, є, ї (в начале состава).

Перенос слов с буквосочетаниями йо. Произношение и правописание слов горизонт, горизонт, виднокруг

 

Цель: выяснить способ создания громких звуков и обозначение их на письме буквами я, ю, є, ї; сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных звуков; учить правильно переносить из строки в строку слова с буквосочетаниями йо; научить правильно произносить и писать слова горизонт, горизонт, виднокруг.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 87)

Прочитайте записанные по алфавиту образованы слова с корнями-июн-, -реб-, -дуб-, -чит-.

- Которые вы составили с ними предложения?

2. Минутка чистопису

а е и и о в я ю є ї

- Запишите буквенный ряд. Сколько здесь букв? (Десять)

- Что вы знаете о них? (Обозначают гласные звуки)

- Подберите слова, чтобы написанные буквы обозначали ударные звуки. (Сосна, небо, рыба, лето, озеро, суп, яблоко, уха, Ева, еда)

- Назовите ударные звуки.

- Сколько здесь разных звуков? (Шесть)

- Вы, наверное, догадались, что это все громкие звуки украинского языка.

 

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

- Еще в 1 классе мы знакомились с гласными звуками украинского языка и буквами, которые их обозначают. Таких звуков, действительно, шесть, а букв - десять. Сегодня же мы выясним, когда буквы я, ю, є, ї обозначают два звука, а когда - один, как переносить слова с буквосочетаниями йо, как правильно писать слова виднокруг, горизонт и горизонт и что они означают.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Коллективное составление звуковых моделей слов. Поисковая работа

- Составьте звуковые модели слов, выходя к доске по цепочке.

 

 

- Рассмотрите слова первой строки и скажите, какая буква повторяется. (Буква я)

- Какие звуки она обозначает в этих словах? ([а], [йа], [йа])

- А чем интересен второй строке? (В словах повторяется буква ю, которая обозначает звуки [в], [у], [у].)

- А в третьем? (Буква обозначает звуки [е], [йе], [йе].)

- Что вы заметили? (В первом столбике буквы я, ю, есть обозначают один звук, а во втором и третьем - по два.)

Пристально присмотритесь, когда так происходит. (Я, ю, есть обозначают два звука, когда стоят в начале слова или после гласного.)

- Правильно, дети. Иначе говоря, буквы я, ю, есть обозначают два звука, если стоят в начале состава:-и-[йе], сво-[йа], спи-ва-[qd].

- А что же с четвертым строкой слов? (Там повторяется буква й, которая всегда обозначает два звука [и].)

- Итак, буква й (где бы не стояла) - в начале, в середине или в конце слова - всегда обозначает два звука - [йи].

2. Коллективная работа с учебником (упражнение 90)

- Прочитайте слова, протяжно произнося последний громкий звук, и запишите букву, которой он обозначен.

[а] - а

[а] - я

[о] - о

[в] - в

[в] - ю

[е] - е

[е] - е

[ы] - ы

[и] - и

[и] - й

- Какой вывод можно сделать? (Гласных звуков в русском языке 6, а букв для их обозначения - 10.)

- Прочитайте правило на с. 41 и запомните его.

3. Словарная работа

- Знакомы ли вам слова горизонт, горизонт, виднокруг?

- Прочитайте их в рамочке на с. 40.

- Эти три слова означают пространство, которое предстает перед глазами. Особенно интересно наблюдать это на открытой местности, то есть в поле, на море, когда видно, где якобы земля сходится с небом.

- Составьте с этими словами предложения и запишите.

- Слова горизонт, горизонт и виднокруг ... (близкие по значению).

4. Физкультминутка

5. Комментируемое письмо (упражнение 96)

- Прочитайте слова. Произнесите все звуки и назовите буквы.

- Какими буквами обозначается сочетание звуков [йо]? (Йо)

- Разделите слова для переноса. (Ра-йон, Йо-сыпь, га-ек)

- Приведите свои примеры. (Бо-йо-ный, ма-йор, га-йо-чок)

- Прочитайте второе правило на с. 42. Запомните его.

 

V. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа по вариантам (упражнение 97)

- Прочитайте слова и найдите те, которые можно связать по смыслу. Запишите образованные словосочетания. Подчеркните буквосочетания йо. (Развевается флаг, подъемный кран, гайові цветы, серьезный разговор)

- Разделите для переноса слова гайові, серьезная. (Га-йо-ви, сэр-йоз-на)

 

VI. Итог урока

- Сколько гласных звуков в русском языке и какие?

- А буквы, обозначающие эти звуки на письме? Назовите их.

- Когда буквы я, ю, є, ї обозначают два звука?

- Какая буква всегда обозначает два звука?

- Как нужно переносить слова с буквосочетаниями йо?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правила на с. 41, 42; упражнение 82.