СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 84
Тема. Произношение и правописание префиксов пре-, при-, при-
Цель: углубить знания учащихся о произношение и написание префиксов пре-, при-, при-; формировать умения и навыки создания новых слов с помощью префиксов пре-, при-, при-, правильного написания этих префиксов; воспитывать речевую культуру учащихся.
Оборудование: учебник, карточки.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа у доски.
Задача: добавить к поданным слов префиксы с - с-.
Шить, лить, темнеть, бежать, клеить, петь, идти, мыть, колоть, нести.
3. Работа с карточками.
Задание: записать предложения, вставляя вместо точек пропущенные буквы.
Ветер ро..гулювався, ..бирався дождь. (О. Гончар.)
Перед глазами ро..гортався волнистый степной ландшафт. (О. Гончар.)
На бе..людном берегу моря одинокая хижина стоит. (Леся Украинка.)
Придорожные березы ..трушували холодную росу. (М. Стельмах.)
На небе ..проводилась гуркотнява. (С. Васильченко.)
4. Перевод на украинском языке.
Задача: перевести слова на украинском языке.
Рассказать, бесшумный, бесстрашный, расхвалить, рассыпать, бессилие, рассудительный, бескрылый.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнение 554.
Вопрос: как вы относитесь к Шурино способа скрыть свою безграмотность?
2. Работа с таблицей.
Написание префиксов
Пре- |
При- |
При- |
означает высшую степень признака (можно заменить словом очень) |
означает: |
в словах фамилия, прозвище, пропасть. |
прекрасный - очень красивый |
а) приближение: прибежать; |
|
|
б) присоединение: пришить; |
|
|
в) неполноты действия или признака: прилечь;
г) результат действия: приручить |
|
3. Работа по учебнику.
Упражнение 557 (письменно).
4. Работа у доски.
Задача: добавить к каждому из представленных слов приставка пре - или при-. Объяснить свой выбор.
Богатый, везти, веселый, маленький, приветствовать, вязать, сесть, крутить, светлый, солить, писаный, долго.
5. Творческая работа.
Задача I: поданы заменить словосочетание одним словом с приставкой пре-, при-. Обосновать написание приставки пре - или при-.
Очень добрая, очень злая, очень острый, очень тугой, очень большой, посадка самолета, небольшой мороз, появление птиц весной, дом у моря.
Задача II: подобрать к поданным слов антонимы, образовать с ними словосочетания.
Образец: Отлет - прилет, прилет птиц.
Отвязать, отъехать, распрекрасный, отцепить, пресумний, отнести, прехороший, уход.
6. Распределительный диктант.
Задание: записать слова в две колонки: в первую - с приставкой пре-, во вторую - с приставкой при-.
Купить, приазовский, предорогий, приблудитися, привлечь, преспокійний, подавлять, выше всех, обнимать, преславный, пригубить, присудить, преглибокий, придорожный, присесть, прегаряче.
7. Работа по учебнику.
Упражнения 559, 561 (письменно), 562 (устно).
8. Работа у доски и в тетрадях.
Задача: переписать, вставляя вместо точек и, е или и. Объяснить орфограми на месте пропусков.
Солнце высоко выше и пр..грівало. (Гр. Тютюнник.)
Издали долетал пр..глушений гомон. (гр. Тютюнник.)
С веселым пр..зирством юноша относится к жизненным невзгодам. (О. Гончар.)
Дунай темнеет внизу, как пр..рва. (О. Гончар.)
Процветай же, слово, и в семье, и в школе, и на заводе, и в поле, пр..чудесно, пр..прекрасно - процветай же, слово! (П. Тычина.)
Прибывшие на Сечь сразу меняли свои настоящие пр..звища на пр..звиська. (Д. Яворницкий.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Беседа.
- Когда в словах пишется приставка пре-?
- Когда пишется приставка при-?
- Когда пишется приставка при-?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 64, упражнение 564.