СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 83
Тема. Произношение и написание приставок раз-, без-
Цель: углубить знания учащихся о произношение и написание приставок раз-, без-; формировать умение образовывать новые слова с помощью префиксов, правильно их писать; воспитывать познавательный интерес к языку; обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник, текст словарного диктанта.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа в тетрадях.
Задание: образовать от поданных слов новые слова с приставкой с - с-, записать их, выделить приставку.
Косить, сажать, прятать, темнеть, гореть, дуть, вешать, резать, тереть, сохнуть, ломать, варить, планировать, найти.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В украинском языке есть только префиксы раз - и без-. Префиксов рос - и бес - не существует.
1. Работа у доски и в тетрадях.
Задача: переписать записанные на доске слова, вставляя вместо точек пропущенные буквы
Ро..чарований, ро..смешить, бе..болезненно, бе..смерти, ро..щебетатися, бе..межний, бе..звездный, бе..сомнительный, бе..жалостный, ра..действующий.
3. Работа по учебнику.
Упражнение 547 (письменно).
4. Творческая работа.
Задача I: к поданным слов подобрать однокоренные слова противоположного значения с приставками рас-, без-. Записать эти слова, выделить приставки.
Загрузить - разгрузить; завязать - сошлись - засыпать - формованный - объединить - сильный - копать - людный - грамотный - закопать - ценный - деятельный -
Задача II: заменить представлены словосочетания синонимичными прилагательными с приставками рас-, без-. Записать эти прилагательные, выделить приставки.
Смелый мальчик (бесстрашный). Тихие шаги (бесшумные). Широкая степь (безграничный). Пустая улица (безлюдная). Жестокий враг (беспощадный). Пассивная человек (бездействует).
5. Работа по учебнику.
Упражнения 550, 552.
6. Выборочный диктант.
Задание: выписать из текста слова с приставками раз- (роге-), без-.
Степная жара
Солнце так розжеврілось, что уже никто на свете не смог бы взглянуть на него. Оно всплыло поверх белой косы перламутровых облаков и оказался в безграничном небе над головами. На лбу у ребят выступили серебряные капельки. Даже
кузнечики один по одному разбежались под зеленые листочки. Видимо, и перепелка где села в ямке, распустив крылья, с раскрытым клювом. Юра разогнул спину и прислушался. Мальчику кажется, что степная жара звенит.
(По А. Донченком.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Словарный диктант.
Разбить, разведать, рассыпать, безбилетный, бессистемный, разоружить, разгрузить, безошибочный, беспощадный, бесплодный, безбилетный, розволочити, расформировать.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 63, упражнение 553.