Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 82

Тема. Произношение и написание приставок из-, с-

 

Цель: углубить знания учащихся о произношение и написание приставок из-, с-; формировать умение образовывать новые слова с помощью префиксов, правильно их писать; воспитывать честность, доброту.

Оборудование:учебник, текст выборочного диктанта.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 540.

Задание: прочитать текст. Как вы расцениваете поступок Павлика? Что бы вы ему посоветовали? Выписать из текста выделенные слова, обозначить приставки.

Префикс с - произносится и пишется перед глухими согласными к, п, т, ф, х. Перед всеми другими согласными пишется приставка с-.

Упражнение 541 (письменно).

2. Распределительный диктант.

Задание: записать слова в две колонки: в первую - с префиксом по-, во вторую - с приставкой с-.

Сводить, сократить, найти, встряхнуть, освободить, направить, ссыпать, сдвинуть, списывать, окрепнуть, слить, сформировать, сцепить, составить, держать, сдвинуть.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать слова с приставкой с-.

Был раз зайчик маленький, серенький. Захотел пойти пастись на лужок. Пасется и хвостиком трясет, все становится на задние лапки и смотрит, не бежит враг. Захотелось зайчику воды. Поскакал к ручью, напился чистенькой воды и вернулся в лужок. Пасется и хвостиком трясет. Уже и солнышко пригрело и зайчику захотелось спать. Стал на задние лапки, выгреб ямочку-нірочку и лег отдохнуть. А тем временем старая собака двинулась по полю искать для своих детей еду. Увидела сонного зайчика и схватила его. Хотела растерзать его, но пожалела. Ибо что было бы с ней, чтобы ее малышка разорвал серый волк?

(По А. Зимой.)

4. Работа по учебнику.

Упражнение 542 (письменно).

5. Работа у доски и в тетрадях.

Задание: записать слова, исправляя ошибки, выделить префиксы (слова записаны на доске).

Зпускатися, зпиляти, сцедить, сшити, сорвать, ссипати, совершить, зтворити, зхилитися, сформировать, сливать.

6. Диктант-перевод.

Задача: перевести слова на украинском языке, записать их, выделить приставки.

Сверять, смолоть, сделать, сгребать, спускать, списать, сорвать, сгореть, стереть, сложить.

7. Работа по учебнику.

Упражнение 544 (письменно).

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Словарный диктант.

Спланировать, похудеть, слить, сфотографировать, связать, соскочить, спаять, схитнулись, сдвинуть, возмужать, зсохнути, сторговать.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 63, упражнение 546.